Среди всех заграничных представительств Русской православной церкви самой первой появилась Духовная миссия в Китае. Официально деятельность миссионеров из России началась в Поднебесной во времена Петра Великого. В Указе об учреждении Пекинской миссии подчёркивалась необходимость изучения российскими подданными языков, обычаев и культуры Китая для успешной проповеди православия среди местного населения.
Русская духовная миссия в Пекине изначально должна была стать и центром исследовательской работы и духовной жизни. Но прошло три десятилетия с момента основания миссии, а научная и катехизаторская работа православного духовенства в Китае не имела больших успехов.
Впервые критически взглянул на деятельность Русской духовной миссии в Пекине и предложил новые пути проповеди среди китайцев иеромонах Феодосий (Сморжевский).
Отцу Феодосию не было еще и тридцати лет, когда он отправился в Китай. Среди членов Четвертой Пекинской миссии Феодосий выделялся своей особой образованностью. По происхождению поляк, первоначальное образование он получил во Львове у иезуитов. Затем окончил Киевскую духовную академию, где был оставлен для преподавания. Интересно, что отец Феодосий не хотел ехать в Китай и обращался в Священный Синод с просьбой уволить его от такой обязанности, ссылаясь на возраст и недостаточность образования. Но на эту просьбу последовало решение: «произвести в иеромонахи» и «отправить в Пекин несомненно».
Иеромонаху Феодосию принадлежит честь быть первым историографом Пекинской Духовной миссии. Он предпринял попытку не только описать деятельность православного духовенства в Китае, но также провел глубокий анализ методов, которыми пользовались как православные миссионеры, так и католики-иезуиты. «История Российской Пекинской миссии и всех бывших там наших миссионеров» была составлена отцом Феодосием очень критично. Он писал о проблеме языкового барьера. Все общение русских священников с китайцами велось тогда исключительно через посредников и то на латинском языке. По мнению отца Феодосия, неудачи его предшественников были вызваны неспособностью или нежеланием изучать китайский язык. В свое время известный востоковед Тимковский так отозвался об этом сочинении: «Записки отца Сморжевского во многих отношениях любопытные, доказывают труды и остроумие сего черноризца».
Стоит отметить, что отец Феодосий не только указывал на негативные стороны и неудачи, но и пытался найти новые возможности для более успешной миссионерской работы в Китае. За годы работы в Пекине он проанализировал не только деятельность русского духовенства, но и католических проповедников-иезуитов. В итоге отец Феодосий составил «Руководство к лучшему успеху миссии», извлечения из которого регулярно присылал в Россию под заглавиями: «Можно ли в Китае проповедовать и как», «Какие порядки должны быть в миссии».
Многие предложения отца Феодосия были приняты Священным Синодом. Так, например, для лучшего обучения русских миссионеров китайскому языку были наняты иезуиты и китайцы, была поставлена задача составить новые словари и сборник правил китайского языка. В итоге участникам Четвертой Пекинской миссии удалось достичь успеха в изучении китайского языка.
Благодаря трудам отца Феодосия (Сморжевского) быстрое усвоение разговорного китайского членами духовной миссии было настолько очевидным, что это дало основание Священному Синоду разрешить пекинскому духовенству принимать православных людей на исповедь. Так начался новый этап миссионерской деятельности в Поднебесной. А архимандрит Феодосий (Сморжевский) стал одним из первых российских миссионеров, который смог обратиться с православной проповедью к китайцам на их родном языке.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов