Среди всех заграничных представительств Русской православной церкви самой первой появилась Духовная миссия в Китае. Официально деятельность миссионеров из России началась в Поднебесной во времена Петра Великого. В Указе об учреждении Пекинской миссии подчёркивалась необходимость изучения российскими подданными языков, обычаев и культуры Китая для успешной проповеди православия среди местного населения.
Русская духовная миссия в Пекине изначально должна была стать и центром исследовательской работы и духовной жизни. Но прошло три десятилетия с момента основания миссии, а научная и катехизаторская работа православного духовенства в Китае не имела больших успехов.
Впервые критически взглянул на деятельность Русской духовной миссии в Пекине и предложил новые пути проповеди среди китайцев иеромонах Феодосий (Сморжевский).
Отцу Феодосию не было еще и тридцати лет, когда он отправился в Китай. Среди членов Четвертой Пекинской миссии Феодосий выделялся своей особой образованностью. По происхождению поляк, первоначальное образование он получил во Львове у иезуитов. Затем окончил Киевскую духовную академию, где был оставлен для преподавания. Интересно, что отец Феодосий не хотел ехать в Китай и обращался в Священный Синод с просьбой уволить его от такой обязанности, ссылаясь на возраст и недостаточность образования. Но на эту просьбу последовало решение: «произвести в иеромонахи» и «отправить в Пекин несомненно».
Иеромонаху Феодосию принадлежит честь быть первым историографом Пекинской Духовной миссии. Он предпринял попытку не только описать деятельность православного духовенства в Китае, но также провел глубокий анализ методов, которыми пользовались как православные миссионеры, так и католики-иезуиты. «История Российской Пекинской миссии и всех бывших там наших миссионеров» была составлена отцом Феодосием очень критично. Он писал о проблеме языкового барьера. Все общение русских священников с китайцами велось тогда исключительно через посредников и то на латинском языке. По мнению отца Феодосия, неудачи его предшественников были вызваны неспособностью или нежеланием изучать китайский язык. В свое время известный востоковед Тимковский так отозвался об этом сочинении: «Записки отца Сморжевского во многих отношениях любопытные, доказывают труды и остроумие сего черноризца».
Стоит отметить, что отец Феодосий не только указывал на негативные стороны и неудачи, но и пытался найти новые возможности для более успешной миссионерской работы в Китае. За годы работы в Пекине он проанализировал не только деятельность русского духовенства, но и католических проповедников-иезуитов. В итоге отец Феодосий составил «Руководство к лучшему успеху миссии», извлечения из которого регулярно присылал в Россию под заглавиями: «Можно ли в Китае проповедовать и как», «Какие порядки должны быть в миссии».
Многие предложения отца Феодосия были приняты Священным Синодом. Так, например, для лучшего обучения русских миссионеров китайскому языку были наняты иезуиты и китайцы, была поставлена задача составить новые словари и сборник правил китайского языка. В итоге участникам Четвертой Пекинской миссии удалось достичь успеха в изучении китайского языка.
Благодаря трудам отца Феодосия (Сморжевского) быстрое усвоение разговорного китайского членами духовной миссии было настолько очевидным, что это дало основание Священному Синоду разрешить пекинскому духовенству принимать православных людей на исповедь. Так начался новый этап миссионерской деятельности в Поднебесной. А архимандрит Феодосий (Сморжевский) стал одним из первых российских миссионеров, который смог обратиться с православной проповедью к китайцам на их родном языке.
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 257 зач., III, 4-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди, особенно молодые, стремятся стать известными и мечтают о славе. В то же время, христианский подход, как кажется, предполагает, что к славе стремиться опасно, так как она тщетна и мешает человеку правильно оценить своё духовное состояние. Но могут ли верующие стремиться к славе и в чём эта слава должна заключаться? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колосянам.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Порой на публичных встречах с людьми мы обсуждаем современные представления о смысле и целях жизни. Каковы они для современного человека? Взрослые обычно говорят о семье, детях, о самореализации. Но недавно я встречался с подростками, и они очень чётко выделили то, что можно было бы назвать современными трендами: люди больше всего стремятся к богатству, славе и власти. Кажется, ничего необычного, ведь это вещи практически очевидные. Но понимаем ли мы опасность такого подхода, ведь все не могут быть богатыми, все не могут быть знаменитыми или обладать властью... А если это так, получается, что по определению все не могут быть счастливыми, не могут достичь цели, к которой стремятся.
Но вот в начале сегодняшнего чтения апостол Павел говорит христианам: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. То есть сама по себе прославленность не плоха, вопрос только в том, чем человек прославляется и как это воспринимает. В чём особенность светского понимания славы? Сегодня для нас она связана с исключительностью, ведь нельзя прославиться чем-то обычным. Слава даёт человеку ощущение превосходства над другими людьми в той или иной сфере, позволяет ему гордиться, смотреть на других свысока. Кроме того, человек, который чем-то прославился, воспринимает славу на свой счёт, считает, что он прославился в первую очередь благодаря себе. У него могут быть учителя, тренеры, наставники, но славы добился именно он. В итоге, в таком понимании славы ярко проявляются последствия грехопадения, в которых человек ревниво закрывается от всех. В чём же специфика христианского понимания славы? Во-первых, она самым глубоким образом связана с Богом как источником человеческой жизни и тех даров, которыми мы обладаем. И, во-вторых, слава заключается не просто в чём-то особенном и выдающемся, но в раскрытии тех даров, которые дал нам Бог. Можно даже сказать, что в первую очередь христиане говорят о славе Божией, которая проявляется в мире через человека, достигшего полноты духовной жизни.
Понимая это, апостол Павел не просто предрекает ученикам явление их во славе вместе со Христом. Он подробно говорит о том, как они этой славы могут достигнуть. Оказывается, что для того, чтобы прославиться в подлинном смысле слова человеку нужно умертвить в себе грех: отказаться от всего, что связано с блудом и нечистотой, а также накоплением богатств, в котором человек служит себе как идолу. Для современной цивилизации, в основе которой лежит гипертрофированное внимание к теме пола и богатства, уже это может быть настоящим вызовом, но апостол продолжает. Оказывается, нужно не только навести порядок в телесных и душевных желаниях, но и прекратить всякие распри, связанные с гневом, яростью, злобой, злоречием и ложью. Иными словами, человек призван нравственно обновиться и возрастать в познании воли Божией о себе. Достигая подлинной славы, он не будет противопоставлять себя другим людям, не будет стремиться возвыситься над ними, но будет стремиться к подлинному единству с ними во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Писатели около церковных стен». Интервью с А. Теслей
Гость программы — Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта (Калининград), руководитель центра изучения русской философии и культуры.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Ижевск. Собор Александра Невского
В начале девятнадцатого века город Ижевск был рабочим посёлком при оружейном заводе. В 1810 году здесь случился страшный пожар. Огонь уничтожил деревянные церкви — Ильинскую и Троицкую. И заводчане приняли решение строить каменный храм. Ижевский архитектор Семён Дудин спроектировал монументальный собор с тремя приделами. Петербургские начальники завода попросили адаптировать проект к стеснённым денежным обстоятельствам. Зодчий заменил гранитные архитектурные детали на чугунные, которые можно было изготовить на месте. И тем самым сделал храм уникальным! Главный престол собора освятили во имя благоверного князя Александра Невского — оружейники особо почитали святого воина. Церковь стала средоточием жизни в посёлке. Прихожане заботились о бедных, открывали больницы и школы, содержали богадельню. После революции 1917 года безбожники закрыли собор Александра Невского, и много лет он разрушался. Но уцелел и был восстановлен! В третье тысячелетие старинный ижевский храм вошёл в прежнем великолепии.
Радио ВЕРА в Ижевске можно слушать на частоте 97,0 FM