На берегу Охридского озера, на высокой скале стоит древний монастырь, известный в народе как монастырь святого Наума. Это одна из главных святынь современных Балкан и, несомненно, первая по значению в стране — Македонии. А во времена основания монастыря — в девятом столетии — эти живописные и уединенные земли были частью Болгарского царства. Начало иноческой жизни на берегу озера Охрид положил святой равноапостольный Наум. Монастырь в честь архангелов Михаила и всех Небесных сил еще при святом Науме стал своего рода «университетом» — здесь начали готовить монахов-миссионеров.
Равноапостольный Наум Болгарский или Охридский был одним из ближайших учеников славянских Первоучителей Кирилла и Мефодия и, по преданию, самым молодым среди последователей святых братьев. Он ревностно продолжал миссионерские труды своих учителей и внес неоценимый вклад в развитие культуры и письменности славян.
В древней столице Болгарии — в городе Плиска— святой Наум основал самую первую в мире славянскую книжную школу. Она вошла в историю с названием «Преславская». Здесь занимались переводами на славянский язык творений святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского и других. Кроме переводческой деятельности в Преславской школе велась образовательная деятельность и создавались оригинальные литературные произведения, например «Азбучная молитва». Это одно из самых ранних славянских стихотворений. В нем в форме удобной для запоминания азбуки изложена суть православного вероучения.
Святой Наум Охридский стал одним из основоположников болгарской религиозной литературы. Но до нас дошло лишь одно его произведение, найденное в рукописях на Афоне. На заре славянской письменности Наум Охридский создал канон апостолу Андрею Первозванному. Вряд ли такой выбор был случаен. Память об апостоле Андрее имела особенное значение как для солунских братьев Кирилла и Мефодия, так и для их учеников. Всю свою жизнь они словно бы шли по следам апостола, посещая те же места, где согласно церковному преданию ходил и учил он. Святой Наум был убежден, что миссия, начатая Кириллом и Мефодием среди славянских народов, — это продолжение апостольского служения Андрея Первозванного.
В течение многих лет подвижнической жизни равноапостольный Наум проповедовал слово Божие славянским народам на их родном языке. Он обучал болгар грамоте, распространял переведенные с греческого языка на славянский богослужебные книги.
Уже в глубокой старости преподобный Наум удалился от мира. Последние дни он провел на Охридском озере. Постепенно вокруг святого Наума в основанной им обители, собралось множество иноков. Он был мудрым наставником, строгим подвижником, чудотворцем и молитвенником. До конца своих дней Наум неустанно трудился над переводом Священного Писания на славянский язык.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











