Англия воспринимается многими сквозь призму стереотипов. Тут же вспоминаются Шерлок Холмс, чай с молоком и группа «Битлз». А ведь у этой страны есть многовековая и очень интересная христианская история. Учение Спасителя пришло сюда ещё в первом веке — по преданию проповедь христианства на английской земле начал святой Иосиф Аримафейский, один из первых последователей Христа. Впоследствии Английская церковь стала частью Церкви Римско-Католической и вместе с ней откололась от Православия в 11 веке. Однако святые, жившие на территории Британии до разделения Церквей, почитаются православными христианами — в первую очередь, православными англичанами, шотландцами, валлийцами и ирландцами. Православных в Великобритании, немало — более двухсот тысяч человек.
Одним из наиболее известных английских святых считается святитель Дунстан Кентерберийский, живший в десятом веке и возглавлявший Церковь Англии в течение нескольких десятилетий. Святой Дунстан в молодом возрасте стал монахом и поселился в аббатстве Гластонбери. Гластонбери — особое место для британских христиан, ведь именно здесь впервые на английских землях прозвучала христианская проповедь из уст Иосифа Аримафейского. Впоследствии Дунстан был возведен в сан архиепископа Кентерберийского, то есть стал главой Церкви Англии. Титул архиепископа Кентерберийского существует до сих пор — теперь его носит лидер протестантской Англиканской церкви.
Дунстан снискал славу святого и чудотворца еще при жизни. По его молитвам люди получали исцеление от болезней, Бог открывал архиепископу будущее. Например, Дунстан предсказал, что вскоре после его кончины в Англию вторгнутся иноземные захватчики. Так и произошло — в 1066 году английское королевство захватили норманны. Святой Дунстан также вошел в историю как защитник слабых. Он часто приходил на судебные процессы и заступался за бедняков, которых богатые землевладельцы пытались лишить последнего имущества. Поэтому современные православные и неправославные англичане, оказавшись в сложных жизненных ситуациях, молитвенно вспоминают Дунстана Кентерберийскоого. При жизни святой Дунстан не ограничивал свою деятельность только церковным служением. Архиепископ сочинял музыку, блестяще играл на лире. Потому считается небесным покровителем музыкантов.
Кроме того, Дунстан владел кузнечным мастерством. С этой стороной его жизни связана необычная история. Однажды святому, когда тот трудился в кузнице, явился дьявол, приняв облик красивой девушки. Так он хотел соблазнить Дунстана, но подвижник разгадал замысел искусителя и схватил его кузнечными клещами за нос. Впоследствии эта история легла в основание народной песенки:
Святой Дунстан был славным малым,
Он за нос дьявола водил,
А тот вертелся, упирался
И оглушительно вопил.
К сожалению, мощи святого Дунстана были уничтожены в 16 веке протестантами. Но сохранились его личные инструменты по обработке металла, которые хранятся в женском монастыре Мейфилд в графстве Сассекс и напоминают о замечательной жизни святого. Память святого Дунстана вместе с остальными древними подвижниками Великобритании празднуется православными христианами в третье воскресенье после праздника Святой Троицы. В этот день многие британцы съезжаются в город Пул (графство Дорсет) в православный храм, освященный в честь святого Дунстана.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.