Несмотря на глубокое нравственное падение людей, живших до Потопа, в одно с ними время жил великий праведник — Ной; само его имя — значит «покой, утешение». В Писании о нём сказано: «Ной обрёл благодать пред очами Господа... Ной был человек праведный и непорочный». Пророк Моисей подчёркивает, что жизнь праведного Ноя была исключением из обычаев той эпохи. Но человечество в целом во дни Ноя оставалось глубоко порочным — как сказано в Писании, «всякая плоть извратила свой путь на земле». Бог раскаялся, что создал человека, и решил истребить всё живое.
Потоп продлился целый год. Первое, что сделал Ной, выйдя из ковчега, — принёс жертву Богу. Господь же повторил Ною благословение, данное в раю Адаму и Еве: плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю. Согласно церковной традиции, Ной — второй Адам, ибо человеческий род в его лице получил нового прародителя. Уместно напомнить, что Адама и Ноя как прародителей всего человечества почитают верующие трёх мировых религий: христианства, иудаизма и ислама.
По святоотеческому толкованию, Ной — прообраз самого Христа, принесшего спасение всей твари, Потоп — прообраз грядущего Страшного Суда, дня гнева Божия, и одновременно прообраз Крещения, поскольку стал средством истребления греха, ковчег же, как единственное место спасения во время катастрофы, — прообраз Церкви.
После Потопа Господь установил с Ноем и со всеми живыми существами первый завет, обещая больше никогда не истреблять жизнь на земле. Знамением, видимым знаком завета, была избрана радуга.
Завет — важнейшее понятие библейского богословия, указывающее на союз Бога с человеком как средство к восстановлению богообщения, утраченного прародителями. К понятию «завет» в современном языке ближе всего слова «договор», «союз», поскольку каждая из сторон, вступающая в завет, берет на себя определённые обязательства. Так и при завете с Ноем: Господь даёт обетование не истреблять более мира, а человек (Ной и его семья) обязуется исполнять Божии заповеди.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











