«Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола» — такую характеристику в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона получил православный миссионер 19-го века архимандрит Павел (Леднёв). За свою жизнь он привел в православие тысячи русских раскольников.
Петр Иванович Леднёв родился в 1821-м году в городе Сызрани. Родители его официально принадлежали к Православной Церкви, поэтому и сын их был крещён православным священником. На самом же деле родственники Петра были старообрядцами так называемого федосеевского толка, последователи которого особенно настаивали на всеобщем безбрачии.
Первую половину своей жизни Пётр (Леднев) был убежденным старовером. Он прошел путь от инока, искренне принимающего догматику беспоповского федосеевского учения до духовного руководителя всей «федосеевщины». Почти пятнадцать лет он был настоятелем крупного старообрядческого монастыря на территории Пруссии. В те годы Павел (Леднёв) пользовался известностью и авторитетом среди старообрядцев по всей России. Но сам инок Павел с каждым годом все больше сомневался в истинности федосеевского учения.
В 1867-м году Павел (Леднев) покидает свой прусский монастырь и приезжает в Москву, где переходит в Православие. 15-го декабря 1868-го года он рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время возведён в чин игумена. В 1880-м году — в сан архимандрита.
«Желал бы я передать тон его наставлений, но это выше сил, — для того нужно приобщиться тому огню, который горел в его сердце», — вспоминал об отце Павле один из его учеников. Этой особенностью миссионерской проповеди отца Павла можно объяснить успех его бесед со старообрядцами.
Все его многочисленные и продолжительные поездки в Северо-Западный край, на Кавказ, Дон, Волгу, в Турецкие владения и другие места, где было много раскольников разных толков, неизменно оканчивались присоединением заблуждающихся к Православной Церкви и открытием единоверческих приходов.
Пастыри и архипастыри Православной Церкви из тех мест, где был силён раскол, просили советов и наставлений у отца Павла.
Миссионерские подвиги отца Павла проявлялись и в почти ежедневных беседах, которые он вел в своей монастырской келье. Кроме устной проповеди отец Павел снискал заслуженную славу как писатель. Он оставил обширное публицистическое и научное наследие. Среди его трудов было множество книг апологетической и противораскольнической направленности. Большая часть из них вошла в четырехтомное собрание сочинений миссионера, изданное в 1897-м году — через два года после его смерти.
Архимандрит Павел (Леднев) ревностно трудился на благо и распространение Православия в среде раскольников и сектантов. В своей проповеди он всегда старался доказывать, а не обличать, убеждать, но не порицать, он был миролюбив и оставил о себе вечную память в истории миссионерской деятельности.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.