«Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола» — такую характеристику в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона получил православный миссионер 19-го века архимандрит Павел (Леднёв). За свою жизнь он привел в православие тысячи русских раскольников.
Петр Иванович Леднёв родился в 1821-м году в городе Сызрани. Родители его официально принадлежали к Православной Церкви, поэтому и сын их был крещён православным священником. На самом же деле родственники Петра были старообрядцами так называемого федосеевского толка, последователи которого особенно настаивали на всеобщем безбрачии.
Первую половину своей жизни Пётр (Леднев) был убежденным старовером. Он прошел путь от инока, искренне принимающего догматику беспоповского федосеевского учения до духовного руководителя всей «федосеевщины». Почти пятнадцать лет он был настоятелем крупного старообрядческого монастыря на территории Пруссии. В те годы Павел (Леднёв) пользовался известностью и авторитетом среди старообрядцев по всей России. Но сам инок Павел с каждым годом все больше сомневался в истинности федосеевского учения.
В 1867-м году Павел (Леднев) покидает свой прусский монастырь и приезжает в Москву, где переходит в Православие. 15-го декабря 1868-го года он рукоположен в священный сан и поставлен настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве, а через некоторое время возведён в чин игумена. В 1880-м году — в сан архимандрита.
«Желал бы я передать тон его наставлений, но это выше сил, — для того нужно приобщиться тому огню, который горел в его сердце», — вспоминал об отце Павле один из его учеников. Этой особенностью миссионерской проповеди отца Павла можно объяснить успех его бесед со старообрядцами.
Все его многочисленные и продолжительные поездки в Северо-Западный край, на Кавказ, Дон, Волгу, в Турецкие владения и другие места, где было много раскольников разных толков, неизменно оканчивались присоединением заблуждающихся к Православной Церкви и открытием единоверческих приходов.
Пастыри и архипастыри Православной Церкви из тех мест, где был силён раскол, просили советов и наставлений у отца Павла.
Миссионерские подвиги отца Павла проявлялись и в почти ежедневных беседах, которые он вел в своей монастырской келье. Кроме устной проповеди отец Павел снискал заслуженную славу как писатель. Он оставил обширное публицистическое и научное наследие. Среди его трудов было множество книг апологетической и противораскольнической направленности. Большая часть из них вошла в четырехтомное собрание сочинений миссионера, изданное в 1897-м году — через два года после его смерти.
Архимандрит Павел (Леднев) ревностно трудился на благо и распространение Православия в среде раскольников и сектантов. В своей проповеди он всегда старался доказывать, а не обличать, убеждать, но не порицать, он был миролюбив и оставил о себе вечную память в истории миссионерской деятельности.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема