Семилетний голод в Египте, как повествует библейская книга Бытия, был предсказан Иосифом, которого родные братья продали в рабство в чужую страну. Фараон поставил Иосифа своим придворным, и, благодаря мудрости этого библейского героя, в течение семи голодных лет страна могла существовать относительно благополучно. Долгое время рассказ о семилетнем голоде существовал лишь в Библейской истории. Да и сам рассказ о судьбе Иосифа, который прошел путь от раба до ближайшего советника фараона многим представлялся фантастическим. В 1880 году в первую экспедицию на берега Нила отправился американский журналист и египтолог Чарльз Эдвин Уилбур. Каждую зиму он проводил в Египте, находя и исследуя артефакты древней цивилизации. Исследуя земли вокруг реки Нил, Чарльз находил древние папирусы и другие остатки древнеегипетской культуры. Наконец, спустя 10 лет исследований, он совершенно случайно наткнулся на каменную стелу, усеянную египетскими иероглифами. Расшифровав надписи на камне, ученые неожиданно обнаружили подтверждение истории о семилетнем голоде в Египте и прочли рассказ о легендарном визире фараона по имени Имхотеп, в образе которого угадывается библейский Иосиф.
Эксперт: На камне изображены египетские божества, фараон и его советник по имени Имхотеп. Согласно тексту на камне, царь расстроен и волнуется, поскольку земля Египта находится во власти засухи уже семь лет, в течение этого времени река Нил прекратила разливаться. Фараон беседует со жрецами и с Имхотепом. Здесь мы видим сходство с библейским повествованием о толковании Иосифом снов фараона о 7-ми летнем изобилии земли и 7-ми летнем голоде. Интересно, что надпись на стеле обожествляет Имхотепа, то есть Библейского Иосифа. Это свидетельствует о крайнем уважении всего египетского народа к этому человеку. Надписи на стеле, утверждают, что они являются копией документа, написанного фараоном Джосером на 18 году его правления Египтом.
Голод в Египте был весьма редким явлением, и такой исторический факт не мог не найти отражения в исторических документах той эпохи. В Библии, ситуация в Египте во время голода описывается довольно подробно. Но как отнесутся к этому учёные, ведь перед ними стоит задача сложная – определить и разобраться в достоверности сходства между Библией и артефактом древней египетской цивилизации? Тем более удивительной кажется параллель между библейским Иосифом и египетским Имхотепом. Исследователи не исключают, что почитаемый египтянами советник фараона Имхотеп и проданный братьями в египетское рабство Иосиф – это один и тот же человек.
Эксперт: Изучая египетские источники, мы видим, что Имхотеп самый древний врач, исторические свидетельства о котором дошли до наших дней. И хотя библейский Иосиф не упоминается как врач, Библия дает один очень важный ключ к этому. В книге Бытия мы читаем, что Иосиф повелел своим слугам - врачам, бальзамировать отца его. Здесь определенно заявляется, что врачи работали под руководством Иосифа. Библия много говорит о мудрости Иосифа. Сам фараон, согласно библейскому тексту, говорит ему: «нет столь разумного и мудрого, как ты» И эти слова Фараона снова указывают на Имхотепа, который также был почитаем за свою мудрость.
Библия, которая в первую очередь является источником духовной мудрости, также содержит исторические сведения, которые помогают глубже проникнуть во времена существования древних цивилизаций. Исследователями доказано, что те места в Библии, где говорится об Египте, написаны людьми, хорошо осведомленными о жизни этой монархии; их сведения постоянно подтверждаются. Поэтому Библия была и остаётся настольной книгой исследователей древнего Египта.
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема