
В 2-й главе Книги Бытия есть слова: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть».
О супружестве — протоиерей Михаил Самохин.
Знаменитый русский философ Сергей Сергеевич Аверинцев в одной из своих статей в 1996 году написал, что только к серебряной свадьбе понял, что же такое «два в плоть едину». «Два в плоть едину» — это не только когда супруги становятся похожими друг на друга, не только когда они перенимают привычки друг друга, не только когда они вместе молятся, паломничают и одинаково смотрят на мир. «Два в плоть едину» — это когда именно соединением двух людей рождается в мир третий. Вот эта единая плоть — это те дети, которые олицетворяют нашу земную вечность. Это те внуки, которые продолжают эту земную вечность, и тоже соединением двух совершенно разных людей в единую плоть их собственных детей. Это и мистическое единство самих супругов, и вполне живое материальное существование их собственных детей. Поэтому соединение супругов — великое таинство. Брак — священное таинство. А церковь говорит, что «два» — это малая церковь, потому что там, где двое и трое, там среди них Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Путь к священству». Священник Дионисий Сакович

У нас в студии был настоятель храма святой мученицы Татианы при Донском государственном техническом университете в Ростове-на-Дону, руководитель Отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии священник Дионисий Сакович.
Наш гость расскажет о своем пути к вере и священническому служению, и об удивительных событиях, сопровождавших наполнявших этот путь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Дом слепоглухих в Пучково». Священник Лев Аршакян
Гостем программы «Делатели» был основатель «Дома слепоглухих» в Пучково, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково священник Лев Аршакян.
Наш гость рассказал о своем приходе к вере и в Церковь, как впервые встретился со слепоглухим человеком и как это знакомство изменило всю его жизнь. А также мы говорили о том, как сейчас удается помогать людям, лишенным слуха и зрения, и как они находят свое место в мире.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Псалом 78. Богослужебные чтения

Среди псалмов иногда встречаются не только хвалебные, молитвенные, радостные — но и пропитанные горечью и острой болью. 78-й псалом, который сегодня мы слышим за богослужением в православных храмах — именно такой. Давайте послушаем.
Псалом 78.
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Псалом, который мы только что слышали, своего рода «словесный памятник» величайшей трагедии еврейского народа — а именно разрушению Иерусалима и Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до Р.Х. Храм, великолепию которого дивились все соседние народы, храм, который считался одним из чудес света — а для самих евреев был видимым знаком благоволения Самого Господа Бога, — лежал в руинах, вокруг — множество разлагающихся трупов, которых некому было предать земле, в воздухе витала гарь сожжённых святынь — и застывший крик уводимых в плен.
Именно этот недоуменный крик боли от всего произошедшего и был выражен в псалме, который по литературному жанру относится к так называемым «общинным плачам» или «песнопениям-стенаниям». Здесь переплетаются и жалоба на разорение, на попрание святынь, на позор перед окружающими языческими народами; и призыв к Богу о воздаянии врагам, и мольба о прощении грехов самого еврейского народа, и обещание быть верными заключённому с Богом завету. Псалом очень точно отражает своего рода «композицию бытия» — где всё находится очень близко друг с другом: и вера, и предательство, и боль, и радость, и неизбежность наказания за грех — и непонятная милость и прощение там, где, казалось бы, гнева свыше уже не избежать.
Но главное, к чему подводит автор псалма, — это риторический вопрос, как бы обращённый к Небесам, ввысь: «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Этими словами происходит своего рода перенос проблемы от самих страдающих евреев в совершенно другую плоскость: мы-то ладно, земнородные человеки, по делам нам получаем возмездие, но Ты-то, Господи, Ты-то не заслужил глумления! Почему же Ты — бездействуешь? Ведь если Ты не проявишь Свою силу явным образом — то у язычников будет повод и дальше насмехаться над Тобой и нашей верой Тебе!
Когда боль народа не замыкается на себе самой, не становится источником не знающего конца и края саможаления — а превращается в вопль к Небесам — можно не сомневаться: ответ точно будет получен — и народ вернётся на свою землю, и храм — тоже будет восстановлен ещё в более потрясающем виде!..
Псалом 78. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 78. (Церковно-славянский перевод)