Не так уж давно, - кажется, в начале двухтысячных, - издательства, на фоне всеобщего упадка интереса к чтению, стали снабжать обложки своих книг ярким призывом «Читать модно!» Кажется, такая малость, - а ведь в итоге сработало! Что и говорить, стимул человеческих амбиций – вариант практически беспроигрышный. И, кстати, известно о нём было задолго до прихода современных рекламных технологий.
Московский городской голова Николай Алексеев, будучи сам крупнейшим благотворителем своего времени, невероятно тонко и умело поощрял к этому других. Возведение благотворительности в разряд некого «тренда» позволило наконец-то отважиться на первый шаг прежде всего тем, кто и сам давно уже желал сделать что-то полезное для ближних, но не знал, с какой стороны к этому подойти. Именно таким человеком оказался московский купец Николай Иванович Боев.
Нельзя сказать, что до этого он совсем не участвовал в общественной жизни. Боев состоял в Попечительском совете больницы имени святого Владимира, активно участвовал в делах Мариинского женского училища и Дамского Попечительского общества о бедных. И всё же его не оставляла мысль о том, что он мог бы принести городу куда большую пользу. Вот только какую?.. Построить театр? Их и так в Москве немало, да и не театрал он вовсе. Открыть музей? Но ни коллекционированием, ни наукой Николай Иванович не увлекался.
И вот, на очередной встрече с московским купечеством, городской голова Алексеев между разговорами, будто бы вскользь, заметил:
- Стариков у нас много беспомощных. А приглядеть-то за ними некому…
Николая Ивановича словно осенило. Ну конечно, и как он раньше об этом не подумал? Нужно строить богадельню!
Буквально на следующий день на стол градоначальника легло письмо от Боева, в котором он испрашивал дозволения начать строительство дома призрения для престарелых. Городская дума намерение одобрила и выделила участок на улице Стромынке, в Сокольниках.
Как искренне верующий христианин, Николай Боев начал строительство с закладки домового храма, который решено было освятить в честь святителя Николая Чудотворца. Он стал центром двухэтажного кирпичного здания, выстроенного в сложном и одновременно лаконичном сочетании древнерусского и византийского архитектурного стиля. Спустя несколько лет, во время одного из своих визитов в Москву, в этом храме служил Божественную Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Богадельня вмещала около трёхсот человек. Рассчитана она была исключительно на неимущих, оставшихся без попечения и средств к существованию стариков. Здесь они получали уход и лечение, а главное – заботу и духовную поддержку. Вскоре Николай Иванович построил неподалёку ещё несколько корпусов – это были дома с бесплатными квартирами для бедняков, а рядом – два присутственных здания, где расположились женское и мужское начальные училища. Обучение в них предоставлялось бесплатно. Таким образом, купец Боев основал на Стромынке целый благотворительный городок, который полностью содержал на свои средства до самой смерти.
Но и после того, как Николай Иванович скончался, его деньги продолжали работать во благо людей. В завещании он оставил Дому призрения около трёхсот тысяч рублей. Более семисот тысяч было затрачено на его постройку и содержание, иными словами, пожертвование Боева составляло приблизительно миллион рублей.
Но, несомненно, его главная ценность выражается не в денежном эквиваленте, а той в пользе, которую это пожертвование принесло, и по сей день продолжает приносить людям. В бывшей Боевской богадельне в наше время разместился Московский научный центр по борьбе с туберкулёзом. А в домовой церкви во имя святителя Николая по-прежнему совершаются богослужения, во время которых молящиеся не забывают помянуть Николая Ивановича Боева – щедрого и доброго попечителя стариков и бедняков.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница