Царское Село утопало в зелени позднего мая. В широко распахнутые окна домов залетал тёплый ветерок. На подоконнике большого, красивого особняка он пробежал по лёгким страницам оставленной кем-то тетради. Разлинованные листы, аккуратный девичий почерк. И серьёзные, наполненные глубоким смыслом слова: «Человек достоин своего имени тогда, когда он не только себе, но и другим полезен».
Такую запись сделала в своём дневнике юная Наденька Стасова – дочь придворного архитектора Василия Петровича Стасова, автора двух знаменитых петербургских соборов – Преображенского и Троице-Измайловского. Эту фразу Надя однажды услышала от отца – и поспешила записать столь созвучные её собственным мыслям слова. Надя зачитывалась житиями женщин-святых: Февронии Муромской, Ефросинии Полоцкой, и восхищалась их жертвенностью, самоотверженностью и подлинной любовь к людям. Как же ей хотелось хоть немного быть на них похожей!
Стасовы были вхожи в самые высоким круги общества: императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра Первого, была крёстной матерью Нади. Несмотря на это, семья не владела ни капиталами, ни большими доходами. Однажды к Наде посватался уже давно за ней ухаживавший молодой военный. Девушка дала согласие на брак, но незадолго до свадьбы жених вдруг отказался от своих намерений - Надино приданое не оправдало его надежд… Это был настоящий удар, и всё же через некоторое время в своём дневнике Надя написала: «Бесчестно предаваться мыслям о своем разбитом счастье. Нужно жить и действовать».
В это время она познакомилась с писательницей Марией Трубниковой, которая занималась созданием «Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». Надежда сразу же и с большим вдохновением включилась в дело. И хотя её денежные взносы в казну Общества не могли быть весомыми, Надя с лихвой компенсировала это работой. Она организовала школу для детей, живущих в квартирах Общества, и швейную мастерскую для их матерей. Сумела выиграть крупный подряд военного ведомства на пошив амуниции, обойдя при этом куда более солидные фирмы и обеспечив работой швей благотворительной мастерской на несколько лет вперёд!
По словам современников, любое дело, за которое бралась Надежда Васильевна, спорилось, ибо она приступала к нему с искренностью и надеждой на Божью помощь в благом начинании. Когда созданная при её непосредственном участии «Издательская и переводческая артель для образованных женщин, нуждающихся в заработке», выбирала первую свою книгу, именно Стасова предложила перевести и выпустить сказки Андерсена. Издание имело ошеломляющий успех у читателей и дало возможность интеллигентным дамам, пребывавшим в большой нужде, заработать на жизнь. При этом сама Надежда Васильевна, не брала ни копейки из доходов артели за все пятнадцать лет её существования!
Без кипучей энергии Стасовой, направленной на благо ближних, не было бы и знаменитых, прославившихся не только в России, но и в Европе, Высших женских Бестужевских курсов. А между тем, воплощение этой идеи стоило Надежде Васильевне титанического труда: с середины девятнадцатого века в России высшее образование для женщин было недоступно!
Одухотворённая бескорыстность и неиссякаемый энтузиазм Стасовой пробили брешь, в, казалось бы, глухой стене. Высшие женские курсы были разрешены, а впоследствии Бестужевские дипломы официально приравняли к университетским.
Надежда Васильевна не знала, что такое отдых. Воскресные школы для взрослых, где бесплатно обучали грамоте людей из низших слоёв общества, и где на уроках Стасовой не хватало свободных мест - столько людей приходило, чтобы послушать, как проникновенно она читает Евангелие; созданное ею общество «Детская помощь», где она дни напролёт вместе с нянечками ухаживала за детьми работниц и неимущих жительниц Петербурга: в этом была вся её жизнь, так воплотились её детские мечты.
Так она и ушла из жизни. Поехала проведать курсисток, но уже в подъезде, на лестнице, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Родственники забрали её домой, где через несколько часов она скончалась. Те, кто был в тот момент рядом с Надеждой Васильевной, говорили, что последние минуты она встретила с радостью и спокойствием – потому что сердце её до последней минуты было наполнено любовью к людям.
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема