Царское Село утопало в зелени позднего мая. В широко распахнутые окна домов залетал тёплый ветерок. На подоконнике большого, красивого особняка он пробежал по лёгким страницам оставленной кем-то тетради. Разлинованные листы, аккуратный девичий почерк. И серьёзные, наполненные глубоким смыслом слова: «Человек достоин своего имени тогда, когда он не только себе, но и другим полезен».
Такую запись сделала в своём дневнике юная Наденька Стасова – дочь придворного архитектора Василия Петровича Стасова, автора двух знаменитых петербургских соборов – Преображенского и Троице-Измайловского. Эту фразу Надя однажды услышала от отца – и поспешила записать столь созвучные её собственным мыслям слова. Надя зачитывалась житиями женщин-святых: Февронии Муромской, Ефросинии Полоцкой, и восхищалась их жертвенностью, самоотверженностью и подлинной любовь к людям. Как же ей хотелось хоть немного быть на них похожей!
Стасовы были вхожи в самые высоким круги общества: императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра Первого, была крёстной матерью Нади. Несмотря на это, семья не владела ни капиталами, ни большими доходами. Однажды к Наде посватался уже давно за ней ухаживавший молодой военный. Девушка дала согласие на брак, но незадолго до свадьбы жених вдруг отказался от своих намерений - Надино приданое не оправдало его надежд… Это был настоящий удар, и всё же через некоторое время в своём дневнике Надя написала: «Бесчестно предаваться мыслям о своем разбитом счастье. Нужно жить и действовать».
В это время она познакомилась с писательницей Марией Трубниковой, которая занималась созданием «Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». Надежда сразу же и с большим вдохновением включилась в дело. И хотя её денежные взносы в казну Общества не могли быть весомыми, Надя с лихвой компенсировала это работой. Она организовала школу для детей, живущих в квартирах Общества, и швейную мастерскую для их матерей. Сумела выиграть крупный подряд военного ведомства на пошив амуниции, обойдя при этом куда более солидные фирмы и обеспечив работой швей благотворительной мастерской на несколько лет вперёд!
По словам современников, любое дело, за которое бралась Надежда Васильевна, спорилось, ибо она приступала к нему с искренностью и надеждой на Божью помощь в благом начинании. Когда созданная при её непосредственном участии «Издательская и переводческая артель для образованных женщин, нуждающихся в заработке», выбирала первую свою книгу, именно Стасова предложила перевести и выпустить сказки Андерсена. Издание имело ошеломляющий успех у читателей и дало возможность интеллигентным дамам, пребывавшим в большой нужде, заработать на жизнь. При этом сама Надежда Васильевна, не брала ни копейки из доходов артели за все пятнадцать лет её существования!
Без кипучей энергии Стасовой, направленной на благо ближних, не было бы и знаменитых, прославившихся не только в России, но и в Европе, Высших женских Бестужевских курсов. А между тем, воплощение этой идеи стоило Надежде Васильевне титанического труда: с середины девятнадцатого века в России высшее образование для женщин было недоступно!
Одухотворённая бескорыстность и неиссякаемый энтузиазм Стасовой пробили брешь, в, казалось бы, глухой стене. Высшие женские курсы были разрешены, а впоследствии Бестужевские дипломы официально приравняли к университетским.
Надежда Васильевна не знала, что такое отдых. Воскресные школы для взрослых, где бесплатно обучали грамоте людей из низших слоёв общества, и где на уроках Стасовой не хватало свободных мест - столько людей приходило, чтобы послушать, как проникновенно она читает Евангелие; созданное ею общество «Детская помощь», где она дни напролёт вместе с нянечками ухаживала за детьми работниц и неимущих жительниц Петербурга: в этом была вся её жизнь, так воплотились её детские мечты.
Так она и ушла из жизни. Поехала проведать курсисток, но уже в подъезде, на лестнице, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Родственники забрали её домой, где через несколько часов она скончалась. Те, кто был в тот момент рядом с Надеждой Васильевной, говорили, что последние минуты она встретила с радостью и спокойствием – потому что сердце её до последней минуты было наполнено любовью к людям.
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Челябинск. Свято-Симеоновский кафедральный собор
Девятнадцатый век стал для уральского города Челябинска временем быстрого развития. Строились жилые дома, промышленные предприятия и храмы. В 1883 году в Заречной части города был построен каменный храм во имя праведного Симеона Верхотурского. Этот святой считается небесным покровителем Уральской земли, на которой стоит Челябинск. При советской власти, в тридцатых годах двадцатого века, Свято-Симеоновская церковь осталась единственной действующей в городе. Ей присвоили статус кафедрального, то есть главного собора Челябинской епархии. В годы Великой Отечественной войны церковь стала центром братского единения горожан. Верующие соборно молились о победе над захватчиками. Они собрали восемьдесят тысяч рублей в Фонд обороны. Настоятель собора, протоиерей Сергей Ашихмин, получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После победы над врагом Свято-Симеоновский храм отреставрировали и расширили. В восьмидесятых годах двадцатого века в нём появились два дополнительных придела — в честь Казанской иконы Божией Матери и собора Всех святых, в земле Российской просиявших. А в двадцать первом столетии прихожане благоустроили территорию вокруг Свято-Симеоновского собора. Теперь здесь есть цветники, беседки, сад камней и даже небольшой рукотворный водопад. Жители Челябинска любят отдохнуть в церковном дворе после богослужения.
Радио ВЕРА в Челябинске можно слушать на частоте 88,4 FM








