Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 12-16.
Христианство появилось в Римской империи в период, когда язычество стало основательно деградировать и, соответственно, утрачивать свои позиции в обществе. БОльшая часть жителей империи потеряло веру в античных богов. Мифы к первому веку нашей эры воспринимались как сказки, а языческие обряды если и исполнялись, то - как формальная традиция. Римляне, греки и прочие народы искали принципиально иного, свежего религиозного опыта. Вот почему ко времени пришествия Христа по империи стали распространяться зловещие мистические культы, адепты которых надеялись при помощи новых богов заглушить в себе духовную пустоту. Но тщетно. Отсутствие общения с истинным Богом терзало людей, и только христианство позволило им обрести искомый покой. Учение Спасителя, весть о Его смерти и воскресении очень быстро распространились по Римской империи и воодушевили множество людей. В первую очередь, это произошло благодаря ученикам Христа, апостолам. Путешествуя из города в город, они всем и каждому говорили о Спасителе и в подкрепление своих слов совершали чудеса. Наиболее ревностным учеником Христа был апостол Павел. Он совершил четыре многолетних миссионерских путешествия по Римской империи и написал множество посланий - четырнадцать из них сохранились до наших дней. Одним из последних по времени написания считается послание к христианам малоазийского города Колоссы. В нем Павел очень ясно описывает отличия христианского образа жизни от языческого.
Братья, 3.12, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 3.13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 3.14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 3.15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 3.16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Отличительной чертой язычества Римской империи первого века был эгоизм, совмещенный со стремлением к всевозможным наслаждениям. Язычество развратило собранных и умеренных в прошлом римлян. Символом той эпохи вполне можно назвать распутного императора Нерона. Во времена апостолов нередкими были случаи, когда в случае эпидемий или иных бедствий язычники бросали супругов, детей, ради сохранения собственной жизни. Древние христиане разительно отличались от языческого окружения. Они не только оказывали милость и поддержку братьям по вере, но и оставленным без помощи язычникам. Апостол Павел в послании к Колосянам призывает христиан свято хранить духовные качества, завещанные Спасителем: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, - которые появляются в жизни христианина, если он обладает искренней любовью к Богу и людям. Успех быстрого распространения христианства по Римской империи заключался не только в красноречии апостолов и их чудесах, но и в том, что язычники с удивлением обнаруживали в христианах людей, которые живут не для себя только, но готовы проявить деятельную любовь к каждому. В христианских общинах царили мир и дружелюбие, здесь любой мог рассчитывать на понимание и поддержку. Так выглядела попытка уже здесь на земле отчасти воплотить принципы Царства Небесного. Попытка эта предпринимается и сегодня. Несмотря на то, что Православная Церковь существует почти две тысячи лет, многие христиане стараются жить как их древние братья по вере, а многие православные приходы представляют собой те самые христианские общины Римской империи, которые являлись лучшим свидетельством об истинности учения Спасителя
Тритон. Ольга Кутанина
Однажды весной, когда природа просыпалась, один необычный случай стал важным уроком, укрепившим мою веру.
В конце марта, когда у старших дочек были каникулы, мы всей семьей приехали на дачу. Снег ещё не сошёл, но активно таял. По дороге между участками среди чистых белых сугробов бежал с возвышенности к лесу шумный ручей. Дети радостно топали по нему резиновыми сапогами, пускали бумажные и пенопластовые кораблики, гребли воду лопатками.
Вдруг сын заметил в ручье тритона. И достал его. Тритон был ещё сонный, замёрзший. Не двигался и выглядел очень беспомощно. Но на ладони начал отогреваться. Движения его становились всё активнее.
— Папа, мама, он живой! — обрадовались дети. — А как он под снегом зимовал?
Тут-то мы и рассказали им, как зимуют ящерицы и тритоны. На всю зиму прячутся они и становятся совсем холодными. Это медведь наедает жир за лето и спит зимой, по-настоящему спит: посапывает во сне, вздыхает, может с боку на бок, как в сказке, перевернуться. Бывает, даже проснётся и пойдёт, голодным, по лесу шататься. Так и говорят про него — медведь-шатун.
А хладнокровные животные будто умирают зимой. Невооружённым глазом и не заметишь признаки жизни.
— Так это смерть такая? — удивляются дети.
— Учёные называют это анабиозом. Хотя это и вправду очень похоже на смерть. По-гречески это слово даже означает: оживление, воскрешение.
Рассказываем мы с мужем, а сами дивимся, как премудро всё Господь устроил. Не видим мы в нашей обычной жизни воскрешение людей. Уходят они, уходят. Будто без возврата.
Конечно, мы знаем, что все люди воскреснут, как воскрес Христос, но поверить в это нам бывает, порой, трудно, когда нет такого лично пережитого опыта.
Понимает Бог наши немощи, видит их. Но раньше срока обычно не воскрешает близких. Зато даёт возможность увидеть подобие этого пробуждения в природе. В животном мире, например. Да не раз, не два, а каждую весну!
Как заканчивается зима, видим чудеса оживления в природе. Так утешает любящий Господь, бережёт нас, маловерных. Укрепляет веру в возможность всеобщего воскресения и через эту веру спасает нас.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
18 декабря. Об иге Христовом
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Об иге Христовом — протоиерей Василий Гелеван.
«Иго Моё благо», говорит Господь. Иго — это совокупность событий, люди на моём жизненном пути, мои болезни, моя забота о близких и моё усердие на рабочем месте, к примеру. Иго Христово — это когда я полюблю жизнь, данную мне Богом, всех окружающих и всё, что происходит в моей жизни, когда научусь благодарить не только за радость, но и за скорбь. Радость утешает и напоминает о грядущем счастье, которое ещё впереди. А вот скорби развивают мою душу в терпении, укрепляют смирение и любовь, лишь бы не отвергать Его Иго и не бросить свой крест. Тогда, по сути, ты и будешь жить именно своей жизнью, когда примешь происходящее в твоей жизни как из рук Божьих, исполнишь волю Божию о себе. Вот тогда твоя жизнь перестанет быть тяжёлым бременем и станет Игом Христовым — благим и лёгким.
Все люди ищут покой, но немногие знают, где он находится. Только тогда найдём покой душам нашим, когда доверимся Вседержителю. Уже здесь, на этой бренной земле, нам откроется тот вожделенный покой в вере Христовой, в доверии Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О служении Святителя Гурия, архиепископа Казанского
Сегодня 18 декабря. Церковь чтит память Святителя Гурия, архиепископа Казанского, жившего в шестнадцатом веке.
О его служении — протоиерей Владимир Быстрый.
Святитель Гурий был очень хорошо знаком с Иоанном Грозным и был его собеседником. В 1552 году Иван Грозный взял Казань. Была учреждена Казанская епархия и появилась необходимость миссионерства в Казанской земле.
В 1555 году митрополит Московский Макарий созвал Собор, который был посвящен учреждению архиепископии в Казани. По жребию святитель Гурий был избран на Казанскую кафедру. В Казани святитель Гурий развил бурную деятельность: и хозяйственную, и что самое главное, духовную, миссионерскую. В православие святитель и татар, и язычников обращал не силой, но любовью.
В последние три года он очень тяжело болел, на большие праздники его приносили в храм на носилках. Перед смертью святитель Гурий принял постриг в Великую схиму и отошел ко Господу.
Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания Гурия, и святитель Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора.
В 1595 году произошла перестройка собора, была вскрыта могила святителя Гурия, и были обретены нетленные останки. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. По решению собора и по решению Патриарха, святителя Иова, Гурий был канонизирован.
Все выпуски программы Актуальная тема