Послание апостола Павла к Колоссянам. Глава 3, стихи 12-16.
Христианство появилось в Римской империи в период, когда язычество стало основательно деградировать и, соответственно, утрачивать свои позиции в обществе. БОльшая часть жителей империи потеряло веру в античных богов. Мифы к первому веку нашей эры воспринимались как сказки, а языческие обряды если и исполнялись, то - как формальная традиция. Римляне, греки и прочие народы искали принципиально иного, свежего религиозного опыта. Вот почему ко времени пришествия Христа по империи стали распространяться зловещие мистические культы, адепты которых надеялись при помощи новых богов заглушить в себе духовную пустоту. Но тщетно. Отсутствие общения с истинным Богом терзало людей, и только христианство позволило им обрести искомый покой. Учение Спасителя, весть о Его смерти и воскресении очень быстро распространились по Римской империи и воодушевили множество людей. В первую очередь, это произошло благодаря ученикам Христа, апостолам. Путешествуя из города в город, они всем и каждому говорили о Спасителе и в подкрепление своих слов совершали чудеса. Наиболее ревностным учеником Христа был апостол Павел. Он совершил четыре многолетних миссионерских путешествия по Римской империи и написал множество посланий - четырнадцать из них сохранились до наших дней. Одним из последних по времени написания считается послание к христианам малоазийского города Колоссы. В нем Павел очень ясно описывает отличия христианского образа жизни от языческого.
Братья, 3.12, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, 3.13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. 3.14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. 3.15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. 3.16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Отличительной чертой язычества Римской империи первого века был эгоизм, совмещенный со стремлением к всевозможным наслаждениям. Язычество развратило собранных и умеренных в прошлом римлян. Символом той эпохи вполне можно назвать распутного императора Нерона. Во времена апостолов нередкими были случаи, когда в случае эпидемий или иных бедствий язычники бросали супругов, детей, ради сохранения собственной жизни. Древние христиане разительно отличались от языческого окружения. Они не только оказывали милость и поддержку братьям по вере, но и оставленным без помощи язычникам. Апостол Павел в послании к Колосянам призывает христиан свято хранить духовные качества, завещанные Спасителем: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, - которые появляются в жизни христианина, если он обладает искренней любовью к Богу и людям. Успех быстрого распространения христианства по Римской империи заключался не только в красноречии апостолов и их чудесах, но и в том, что язычники с удивлением обнаруживали в христианах людей, которые живут не для себя только, но готовы проявить деятельную любовь к каждому. В христианских общинах царили мир и дружелюбие, здесь любой мог рассчитывать на понимание и поддержку. Так выглядела попытка уже здесь на земле отчасти воплотить принципы Царства Небесного. Попытка эта предпринимается и сегодня. Несмотря на то, что Православная Церковь существует почти две тысячи лет, многие христиане стараются жить как их древние братья по вере, а многие православные приходы представляют собой те самые христианские общины Римской империи, которые являлись лучшим свидетельством об истинности учения Спасителя
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема