Помните, как незабвенный Семён Семёныч Горбунков из «Бриллиантовой руки» собирался под давлением грозного управдома читать лекцию на тему «Стамбул – город контрастов»? Прочитал он ее в действительности, или нет – навсегда осталось за кадром. А вот Валентин Курбатов – известный писатель, критик и литературовед – прочитал, точнее, написал, и не только о Стамбуле, но и о Мире Ликийской, и об Эфесе, и о Патаре… В общем - о той стране, которая когда-то была центром Великой Византийской Империи, а сегодня – просто государство Турция, где многие россияне хоть однажды, да побывали. Валентин Курбатов съездил туда целых пять раз. Книгу «Турция. Записки русского путешественника» он написал на основе своих личных впечатлений и любопытных исторических фактов.
Повествование автор начинает почти по-гагарински: «В путь!» - призывает он, и читатель вместе с ним отправляется в невероятно увлекательное путешествие. С каждой новой страницей Турция из страны «челночников», обычно ничего не видящих, кроме базаров, и курортников, обычно ничего не видящих, кроме отелей системы «всё включено», на глазах превращается в сокровищницу христианских святынь.
Свой путь по древней Анатолии – а именно так раньше именовалось государство - автор книги «Турция. Записки русского путешественника» начинает, конечно, с Миры Ликийской – родины святителя Николая Чудотворца и первого места его упокоения. Не забывая полюбоваться огнями ночного Стамбула, он ведет нас прямо туда, где у гробницы Святителя почтительно склоняют свои головы, без исключения, все – турки, арабы, европейцы, и, конечно же, греки и русские. У Валентина Курбатова невероятно мощно получилось передать атмосферу, когда от осознания величия и святости места, у людей мурашки пробегают по коже…
А какими чудесными красками он рисует путешествие в Тарс, на родину Апостола Павла! Будто яркие брызги слетают со страниц. И мы ощущаем прохладу воды из колодца во дворе дома апостола. И задумчиво смотрим на дорогу - возможно, ту самую, по которой гонитель Христовой веры Савл уходил в Дамаск, чтобы стать совсем другим человеком – христианином Павлом.
Попутно автор этого удивительного художественно-документального путеводителя интересно и увлекательно рассказывает и о других достопримечательностях Турции – античных и мусульманских, старинных и современных. И соглашается с тем, что здесь кругом – одни сплошные контрасты. «Тарелка спутниковой антенны в деревне соседствует с гробницей времен Веспасиана» - пишет Валентин Курбатов, и эта маленькая деталь еще более освежает и без того яркую картину, которую он нарисовал в своей книге «Турция. Записки русского путешественника».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер