Помните, как незабвенный Семён Семёныч Горбунков из «Бриллиантовой руки» собирался под давлением грозного управдома читать лекцию на тему «Стамбул – город контрастов»? Прочитал он ее в действительности, или нет – навсегда осталось за кадром. А вот Валентин Курбатов – известный писатель, критик и литературовед – прочитал, точнее, написал, и не только о Стамбуле, но и о Мире Ликийской, и об Эфесе, и о Патаре… В общем - о той стране, которая когда-то была центром Великой Византийской Империи, а сегодня – просто государство Турция, где многие россияне хоть однажды, да побывали. Валентин Курбатов съездил туда целых пять раз. Книгу «Турция. Записки русского путешественника» он написал на основе своих личных впечатлений и любопытных исторических фактов.
Повествование автор начинает почти по-гагарински: «В путь!» - призывает он, и читатель вместе с ним отправляется в невероятно увлекательное путешествие. С каждой новой страницей Турция из страны «челночников», обычно ничего не видящих, кроме базаров, и курортников, обычно ничего не видящих, кроме отелей системы «всё включено», на глазах превращается в сокровищницу христианских святынь.
Свой путь по древней Анатолии – а именно так раньше именовалось государство - автор книги «Турция. Записки русского путешественника» начинает, конечно, с Миры Ликийской – родины святителя Николая Чудотворца и первого места его упокоения. Не забывая полюбоваться огнями ночного Стамбула, он ведет нас прямо туда, где у гробницы Святителя почтительно склоняют свои головы, без исключения, все – турки, арабы, европейцы, и, конечно же, греки и русские. У Валентина Курбатова невероятно мощно получилось передать атмосферу, когда от осознания величия и святости места, у людей мурашки пробегают по коже…
А какими чудесными красками он рисует путешествие в Тарс, на родину Апостола Павла! Будто яркие брызги слетают со страниц. И мы ощущаем прохладу воды из колодца во дворе дома апостола. И задумчиво смотрим на дорогу - возможно, ту самую, по которой гонитель Христовой веры Савл уходил в Дамаск, чтобы стать совсем другим человеком – христианином Павлом.
Попутно автор этого удивительного художественно-документального путеводителя интересно и увлекательно рассказывает и о других достопримечательностях Турции – античных и мусульманских, старинных и современных. И соглашается с тем, что здесь кругом – одни сплошные контрасты. «Тарелка спутниковой антенны в деревне соседствует с гробницей времен Веспасиана» - пишет Валентин Курбатов, и эта маленькая деталь еще более освежает и без того яркую картину, которую он нарисовал в своей книге «Турция. Записки русского путешественника».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема