Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 10 стихи 23-28.
Как свидетельствует библейское повествование, апостол Павел посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия по городам Римской империи около 50-го года. Прибыл туда он из Афин, где проповедь его не была принята. Коринф был одним из самых крупных и влиятельных городов Римской империи. Занимая уникальное географическое положение – на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, Коринф стоял на пересечении торговых путей Средиземноморья. Население его состояло из людей разного этнического происхождения. В город стремилось попасть множество иностранцев, желавших обосноваться в материально благополучном мегаполисе. Господствующей чертой, из-за которой имя Коринфа вошло в историю, была роскошь и крайняя распущенность нравов. Но как ни парадоксально, именно Коринф, а не прочие, более благочестивые города империи, стал одним из центров распространения христианства. Однако произошло это не сразу.
Первоначально апостолу Павлу удалось образовать в городе небольшую христианскую общину, которая, постепенно разрасталась. И это не удивительно, ведь именно Коринфу святой апостол посвятил большую часть времени своего миссионерского путешествия. После полутора лет пребывания апостол Павел оставил город и отправился дальше. Но сердцем он всегда беспокоился за христиан-коринфян, потому что велика еще была опасность их возвращения в язычество. В те времена в Коринфе существовал развитый культ богини Афродиты. В храме языческой богини совершались обильные жертвоприношения. Часть жертвенных продуктов доставалась жрицам, прочее направлялось на рынки для продажи или раздавалось бесплатно прямо на улицах. Некоторые небогатые коринфяне-христиане принимали идоложертвенную пищу. Это смущало их братьев по вере, особенно выходцев из иудейской среды. Многие из них утверждали, что не следует вкушать пищу, освященную в честь языческих богов. Споры усиливались и превращались в противостояние, грозящее расколом в среде христиан. Различные источники сообщали Павлу, находившемуся в тот момент в Эфесе о том, что в коринфской общине не все благополучно. Не имея возможности вернуться в город, апостол направил его христианам послание, где среди прочих вопросов уделил место и проблеме вкушения идоложертвенной пищи. Этот отрывок читается сегодня утром в храме во время богослужения:
Братья, всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Апостол Павел подошел к проблеме вкушения идоложертвенной пищи как мудрый педагог. С одной стороны, он подчёркивает – идолы не властны над христианином. Они – ничто перед величием Бога. Поэтому пища, освященная в храме Афродиты ее жрицами, не способна навредить христианину. Любое растение, любое животное существует на земле только потому, что так повелел Бог. Если язычники посвящают что-то своим богам – это их беда и непонимание. Христианин же свободен от языческих предрассудков. Вред может принести иное. Если христианин ест и пьет идоложертвенную пищу, повторимся, себе он не повредит. Но если он делает это на глазах у других христиан, которые, предположим, брезгуют продуктами из храма Артемиды, он может смутить этих людей, побудить к осуждению. Нарушить душевный покой своих братьев по вере. Чтобы лучше была понятна эта ситуация, представим себе следующее. Во время Великого поста некий православный христианин имеет желание поститься, но не может – по состоянию здоровья. Человек начинает во время поста есть мясную и молочную пищу. Его действия обоснованы – еда необходима ему как лекарство. Но если воображаемый нами человек вкушает не постную пищу открыто, на виду у прочих православных христиан, то может смутить их. Апостол Павел призывал коринфян не обижать и не смущать братьев по вере. Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам. Это касается не только вкушения пищи, но и поведения человека в целом. Не нужно беспокоить окружающих своими поступками, не стоит провоцировать других. Призыв апостола Павла остается актуальным и в наши дни. Поэтому запомним главную мысль сегодняшнего богослужебного отрывка из послания апостола Павла к жителям Коринфа: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











