Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 10 стихи 23-28.
Как свидетельствует библейское повествование, апостол Павел посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия по городам Римской империи около 50-го года. Прибыл туда он из Афин, где проповедь его не была принята. Коринф был одним из самых крупных и влиятельных городов Римской империи. Занимая уникальное географическое положение – на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, Коринф стоял на пересечении торговых путей Средиземноморья. Население его состояло из людей разного этнического происхождения. В город стремилось попасть множество иностранцев, желавших обосноваться в материально благополучном мегаполисе. Господствующей чертой, из-за которой имя Коринфа вошло в историю, была роскошь и крайняя распущенность нравов. Но как ни парадоксально, именно Коринф, а не прочие, более благочестивые города империи, стал одним из центров распространения христианства. Однако произошло это не сразу.
Первоначально апостолу Павлу удалось образовать в городе небольшую христианскую общину, которая, постепенно разрасталась. И это не удивительно, ведь именно Коринфу святой апостол посвятил большую часть времени своего миссионерского путешествия. После полутора лет пребывания апостол Павел оставил город и отправился дальше. Но сердцем он всегда беспокоился за христиан-коринфян, потому что велика еще была опасность их возвращения в язычество. В те времена в Коринфе существовал развитый культ богини Афродиты. В храме языческой богини совершались обильные жертвоприношения. Часть жертвенных продуктов доставалась жрицам, прочее направлялось на рынки для продажи или раздавалось бесплатно прямо на улицах. Некоторые небогатые коринфяне-христиане принимали идоложертвенную пищу. Это смущало их братьев по вере, особенно выходцев из иудейской среды. Многие из них утверждали, что не следует вкушать пищу, освященную в честь языческих богов. Споры усиливались и превращались в противостояние, грозящее расколом в среде христиан. Различные источники сообщали Павлу, находившемуся в тот момент в Эфесе о том, что в коринфской общине не все благополучно. Не имея возможности вернуться в город, апостол направил его христианам послание, где среди прочих вопросов уделил место и проблеме вкушения идоложертвенной пищи. Этот отрывок читается сегодня утром в храме во время богослужения:
Братья, всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Апостол Павел подошел к проблеме вкушения идоложертвенной пищи как мудрый педагог. С одной стороны, он подчёркивает – идолы не властны над христианином. Они – ничто перед величием Бога. Поэтому пища, освященная в храме Афродиты ее жрицами, не способна навредить христианину. Любое растение, любое животное существует на земле только потому, что так повелел Бог. Если язычники посвящают что-то своим богам – это их беда и непонимание. Христианин же свободен от языческих предрассудков. Вред может принести иное. Если христианин ест и пьет идоложертвенную пищу, повторимся, себе он не повредит. Но если он делает это на глазах у других христиан, которые, предположим, брезгуют продуктами из храма Артемиды, он может смутить этих людей, побудить к осуждению. Нарушить душевный покой своих братьев по вере. Чтобы лучше была понятна эта ситуация, представим себе следующее. Во время Великого поста некий православный христианин имеет желание поститься, но не может – по состоянию здоровья. Человек начинает во время поста есть мясную и молочную пищу. Его действия обоснованы – еда необходима ему как лекарство. Но если воображаемый нами человек вкушает не постную пищу открыто, на виду у прочих православных христиан, то может смутить их. Апостол Павел призывал коринфян не обижать и не смущать братьев по вере. Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам. Это касается не только вкушения пищи, но и поведения человека в целом. Не нужно беспокоить окружающих своими поступками, не стоит провоцировать других. Призыв апостола Павла остается актуальным и в наши дни. Поэтому запомним главную мысль сегодняшнего богослужебного отрывка из послания апостола Павла к жителям Коринфа: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
«Новогодний живой концерт». Ирина Сурина, Нина Резник
В Новогодний вечер мы подготовили живой новогодний двухчасовой музыкальный концерт. У нас в студии были солистки Ирина Сурина и Нина Резник, а также музыканты групп «Кукуруза» и «Кукушкин Баритон», которых мы искренне благодарим за участие и праздничную атмосферу! Было много музыки, много песен и теплое общение.
В качестве новогоднего сюрприза в этом эфире свою авторскую песню исполнил и наш ведущий Константин Мацан.
Отдельную благодарность хотим выразить Виктории Макарской за идею и вдохновение!
В программе прозвучали песни:
1. «Вместе с тобой» муз. и сл.: Нина Резник
2. «Где твоя любовь» муз. и сл.: Нина Резник
3. «Белая» муз. и сл.: Андрей Шепелёв
4. «Медленная жизнь» муз. и сл.: Нина Резник
5. «Молитва» стихи: Елена Исаева, муз.: Ирина Сурина
6. «Ответит лишь ветер» музыка народная, авторский перевод слов: Нина Резник
7. «Мир прекрасен» муз.: Сергей Манукян, сл: Екатерина Плетнева
8. «Если мне темно» муз. и сл.: Нина Резник
9. «Монмартр» стихи: Елена Исаева, муз.: Александр Шишов
10. «Пластинка лета» муз. и сл.: Нина Резник
11. «Подводное танго» муз. и сл.: Нина Резник
12. «Дым печной» муз. и сл.: Олег Митяев
13. «Созданы звёздами» муз. и сл.: Нина Резник
14. «Прогулка» муз.: Сергей Манукян, сл.: Олег Митяев
15. «Белый город» муз. и сл.: Нина Резник
16. «Я дух твоего Рождества» муз. и сл.: Константин Мацан
17. «Колечко» муз. и сл.: Нина Резник
18. «Горюшко» муз. и сл.: Андрей Хрипунов
19. «Нам ли плакать?» муз. и сл.: Нина Резник
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Удивительные истории помощи ближним». Анастасия Свирина и Наталья Чиколини
В гостях у программы «Делатели» были представитель православной платформы «Поможем» Анастасия Свирина и директор по связям с общественностью службы «Милосердие» Наталья Чиколини.
Наши гостьи рассказали удивительные истории из личного опыта о помощи людям в сложных жизненных ситуациях, как благодаря неравнодушным людям и явному участию Бога удавалось исправить самые сложные ситуации.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели
Клавдий Лебедев. «Василий Блаженный»
— Спасибо, что показал мне Новгород, дядя Андрей! Мне очень понравились Софийский собор, пешеходный мост через Волхов, древний Кремль-детинец. И Новгородский музей-заповедник, в котором мы сейчас находимся. Хотя и по дому я уже соскучился. Москва всё чаще вспоминается.
— А вот, Паша, ещё одно напоминание о ней — картина Клавдия Лебедева «Василий Блаженный», написанная в 1902 году. Герою этого полотна посвящён собор на Красной площади.
— Тот самый — яркий, праздничный, с разноцветными куполами?
— Именно так. Один из узнаваемых символов столицы.
— Я столько раз любовался этим храмом, но никогда не задумывался о святом, имя которого он носит. Расскажи мне о Василии Блаженном?
— Если кратко — родился святой в 1468 году в Москве. В шестнадцать лет взял на себя подвиг юродства — мнимого безумия ради Христа. Смело обличал всякую несправедливость, не боялся говорить правду самому царю, Ивану Грозному. Милостыню, поданную сострадательными людьми, сразу же раздавал нуждающимся. В летний зной и лютый мороз ходил по городу босой, в одной рубахе.
— В таком виде Василий Блаженный представлен и на картине Клавдия Лебедева. Он стоит на заснеженных ступенях храма и что-то говорит голубям, а птицы внимательно его слушают.
— Так художник показал, насколько подвижник приблизился к Богу. Животные, как писал преподобный Исаак Сирин, тянутся к святым, потому что чувствуют запах Рая. Беседа блаженного с голубями — знаковая подробность, коих немало на полотне Клавдия Лебедева.
— А какие ещё?
— К примеру, обрати внимание — снег под босыми ногами юродивого не тает. Тоже выразительный символ — человек устремился душой к небу, и телом уже почти не живёт на земле.
— А почему у Василия на голове корона?
— Это не корона, Паша. На голове блаженного тяжёлая конструкция из железных пластин. А на шее, видишь — толстые цепи с крестами. Это вериги, святые носили их ради смирения плоти. Но Клавдий Лебедев неспроста изобразил головной убор юродивого в виде царского венца. По замыслу художника орудие аскетического подвига тоже стало приметой Небесного Царства.
— Как полно Клавдий Лебедев передал образ Василия Блаженного! Тут не достаточно хорошо рисовать, нужно разбираться в истории Церкви, знать основы православной веры.
— Такое глубокое погружение в тему не удивительно. Клавдий Васильевич вырос в семье сельского иконописца, с детства знал жития многих святых. Сам писал иконы, по окончании Санкт-Петербургской академии художеств расписывал Вознесенский собор в городе Ельце.
— А в каком возрасте Лебедев написал картину «Василий Блаженный»?
— В пятьдесят лет. В полотне отразилось и зрелое мастерство художника, и его крепкая вера, и любовь к святому персонажу картины.
— Любовь, которую я теперь разделяю! И любуясь собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве, непременно вспомню святого, и помолюсь ему.
Картину Клавдия Лебедева «Василий Блаженный» можно увидеть в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России