Трифон родился в третьем веке от Рождества Христова в Малой Азии. Там он пострадал и был прославлен. Никогда он не был в России, да и страны такой не существовало еще в то время, когда он жил. Но почему же у нас на Руси всегда так почитали этого святого? Ведь на самом первом гербе Москвы был изображен именно он – на коне и с ловчей птицей в руке. В храме в честь святого Трифона в Москве всегда многолюдно. Этот храм был выстроен на том самом месте, где по преданию произошло первое чудо, произошедшее в России по молитве к святому.
ДЕВОЧКА:
- Мама, а почему мальчик на иконе держит птицу?
МАМА:
- Этого мальчика звали Трифоном. Он жил давным-давно и был прославлен Церковью, как святой. А у нас в 16 веке произошло вот что. Однажды царский сокольничий упустил очень ценную ловчую птицу. Жестокий царь, большой любитель соколиной охоты, непременно казнил бы его за такую оплошность. Несчастного слугу звали также Трифон. Вот он и помолился в этот тяжелый момент своему небесному покровителю. А после уснул, устав плакать. И представь себе – во сне ему явился святой Трифон с соколом в руках, и рассказал, где найти птицу. Ведь и сам святой не понаслышке знал, что такое царский гнев.
ДЕВОЧКА:
- Мама, а можно я помолюсь, чтобы наша Муся, которая вчера сбежала, вернулась домой? Можно молиться о животных?
МАМА:
- Да, конечно. Господь для того и дал нам животных, чтобы мы заботились о них. Святому Трифону часто молятся о пропавших питомцах, и он помогает их найти, так же, как помог царскому слуге.
Родители Трифона были простыми необразованными крестьянами. Они не обучали сына наУкам и искУсствам, но зато передали ему свою живую веру в Бога.
Однажды на поля односельчан Трифона напали насекомые и едва не уничтожили все посевы. Для крестьян это означало бы голодную смерть. Трифон в молитве дерзновенно попросил у Бога помощи, и насекомые исчезли с полей. Слава о юноше-чудотворце быстро распространилась по округе. Но она нисколько не повредила Трифону. Он все так же продолжал пасти гусей, легко откликаясь на все просьбы соседей, приходя им на помощь по первому зову. Любую беду своих блИжних он считал своей собственной, для него не было чужих проблем. Наверное, эта отзывчивость к чужому горю и придавала силу его молитве.
Так же легко откликнулся Трифон и на просьбу самого римского императора Гордиана – прибыть в столицу, чтобы исцелить его тяжелобольную дочь. Когда юноше оставалось до РИма три дня пути, царевна закричала громким голосом и исцелилась. С нетерпением ждали император и весь двор прибытия чудесного врача. Когда Трифон явился ко двору и узнал о случившемся, он рассказал им, что болезнь царевны была духовного свойства, и заболеть ей может каждый, кто не защищен благодатью, получаемой при крещении. Многие придворные, слушая его проповеди, уверовали в Христа.
Но вскоре Гордиана сменил на Римском престоле свирепый Декий. Он велел преследовать христиан и заставлять их отрекаться от своей веры. Среди прочих христиан схватили и Трифона, который был известен по всей округе благодаря своей честной жизни и добрым делам. Сломить такого известного христианина было для гонителей очень выгодно. Сначала лестью и угрозами его пытались заставить отречься от Христа. А когда это не подействовало, перешли к мучениям. Трифона жестоко били и истязали, но для вразумления его мучителей Бог сделал так, что на его теле святого не оставалось ран. Декий был поражен этим чудом, но его сердце не умягчилось. Каждый день он придумывал для христианИна новую пытку. И лишь окончательно убедившись в непреклонности ТрИфона, император приказал казнить его.
Воины вывели Трифона за город. По дороге на казнь святой молился и благодарил Бога, за то что Тот дал ему силы перенести все мучения и не отречься от Него. Вспоминал Трифон и то время, когда император Гордиан, благодарный ему за исцеление дочери, предлагал богатые дары и должность при дворе. Все это он тогда отверг, чтобы в тишине родного селения спокойно жить и молиться Богу. Сейчас же он отвергал саму земнУю жизнь. Но каждодневно ощущая присутствие Творца в своей жизни, святой ни на секунду не усомнился в своем выборе.
…Страшно болели истерзанные руки и ноги. Но в голове звучали слова псалма: «Лучше один день в доме Твоём, чем тысячи лет на земле без Тебя». До Царствия Небесного оставался один только шаг. В момент казни с ним произошло еще одно чудо – душа Трифона отделилась от тела прежде, чем воин коснулся мечом его шеи. Своей свободной волей он всю жизнь служил Господу, своей волей и отошел к Нему, показав, что все цари мира не имели власти над душой того, кто по-настоящему взыскал Небесного Царства.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В каждой религии есть представление о святом месте. Причём святость места подразумевает, что в нём, как в своём храме или святилище, особенным образом присутствует Бог. В христианстве тоже есть храмы, есть представление о святых местах, но как на самом деле Бог присутствует в мире? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из девятой главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Когда язычники задумывались о богах, они зачастую представляли их в виде природных стихий. Конечно, у большинства народов существовали представления о едином Боге-Творце, но в отношения с Ним они не вступали, обходясь ритуалами и жертвами, обращёнными к богам рангом пониже. Сегодня мы знаем, что в мире существует большое количество религиозных традиций, но обычно не подозреваем, что единственная традиция, в которой говорится не просто о почитании, но буквально о завете с Богом-Творцом — это традиция библейская. Только в Библии говорится о том, что единый истинный Бог любит человека и готов вступить с ним в завет. Естественно, что возвышенность этих представлений, создаёт свои сложности. Если человек обожествляет стихии и отдельные явления природы, для него не составит труда понять, как с такими богами-стихиями взаимодействовать. Есть облака, небо, солнце, вода, животные — их можно изобразить, к ним можно обращаться непосредственно, о них можно рассказывать мифы и легенды, потому что все они перед твоими глазами. Но что сказать о Боге, который по Своей природе никак не причастен тварному миру и присутствует в нём Своей любовью, Своим промыслом и благодатью? Естественно, как и все народы, народ еврейский построил Богу, Которого почитал, храм. Более того, в этом храме, как и в языческих храмах, тоже был жертвенник, на котором приносились жертвы. Наконец, и сам храм воспринимался людьми как место особенного присутствия Божьего на земле. Однако в псалмах и пророческой литературе мы не раз встречаем мысли о том, что храм — это место, в котором нуждаются люди, а не Бог, потому что «небо — подножие ног Его». Храм же существует лишь потому, что люди как телесные существа нуждаются в материальных объектах, для того чтобы выразить своё поклонение.
Сегодняшний отрывок из апостольского послания как раз рассказывает нам о первом завете, в котором Бог, заключив с людьми договор, объясняет людям, как должно выглядеть их служение. Внешне кажется, что и храм, и жертвенник, и ковчег завета — всё очень похоже на соседние народы. Однако было и существенное отличие: главным во святилищах всех народов всегда было изображение бога, но во Святая Святых иудейского храма никаких изображений Бога не было. В ковчеге люди видели лишь следы Его любви и заботы: сосуд с манной, скрижали завета, жезл Аарона... Однако на этом Ветхий Завет достиг своего предела. Ближе к человеку через мёртвую материю стать было уже невозможно. И вот сегодня, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, мы почитаем Деву Марию, через которую Непостижимый и Несоизмеримый ни с какой вселенной Бог входит в мир людей и становится человеком ради нас и нашего спасения. Господь не делал этого через мёртвые камни, через растения, через погодные условия и стихии, потому что все они лишены главного, все они неразумны, бессмысленны и не свободны. Они подчинены закону природной необходимости. Однако люди сотворены по образу Божию и поэтому Бог становится человеком, Он входит в жизнь мира, чтобы преобразить и освятить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 55. Богослужебные чтения

Как вести себя в тех ситуациях, когда положение кажется безвыходным и мы оказались в тупике? Ответ на этот вопрос предлагает 55-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 55.
1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, который оказался в непростой жизненной ситуации. Учёные предполагают, что этот псалом был написан Давидом, который из-за преследований еврейского царя Саула был вынужден искать убежище в стане врага Израиля. Давид бежит в город Геф, в логово филистимлян. Здесь он просит защиты у филистимского князя Анхуса и тот даёт ему пристанище. Жалует ему и его людям пограничный город Секелаг. Однако взамен Анхус требует, чтобы Давид служил ему как вассал служит своему сюзерену. Более года Давид исполняет поручения Анхуса, воюет с его врагами, совершает набеги на соседние племена. Но своим для филистимлян он не становится. Писание говорит, что князья филистимские его ненавидели и строили против него козни. А к своим он вернуться тоже не мог. Всё усугубляется тем, что однажды Анхус зовёт Давида, чтобы тот выступил в составе его войска против своих же собратьев евреев.
В этих обстоятельствах и возникает 55-й псалом. Но помимо стенаний и сетований, мы видим в словах псалмопевца и твёрдую уверенность. «У Тебя́ исчи́слены мои́ скита́ния; положи́ слёзы мои́ в сосу́д у Тебя́, — не в кни́ге ли они́ Твое́й?» Давид уверен в той истине, которую позже выразил Христос в Евангелии: «Не пять ли ма́лых птиц продаю́тся за два асса́рия? и ни одна́ из них не забы́та у Бо́га. А у вас и во́лосы на голове́ все сочтены́. Ита́к, не бо́йтесь: вы доро́же мно́гих ма́лых птиц». Давид уверен, что Господь держит его судьбу в Своей руке. А потому удивительным образом Он разрешит и эту, казалось бы, непреодолимую трудность. Поэтому Давид и говорит: «Враги́ мои́ обраща́ются наза́д, когда́ я взыва́ю к Тебе́, из э́того я узна́ю, что Бог за меня́». Эти слова дают нам понять, что у Давида накопился достаточный жизненный и духовный опыт, который подсказывал ему: порой, если ты оказался в безвыходном положении, всё, что от тебя требуется, — обратиться к Творцу с просьбой о помощи и наблюдать.
Давид поступает именно так. Он покорно идёт за Анхусом на войну против войска Саула и своих собратьев. Однако филистимские князья возмущены этим. Они боятся, что Давид ударит им в спину. А потому убеждают своего царя отослать Давида обратно в глубокий тыл. Так Анхус и делает. А после этого события начинают стремительно развиваться так, что Давид обретает свободу и становится царём в своей родной стране над своим любимым народом. Поэтому и говорит он в конце псалма: «На Бо́га упова́ю, не бою́сь; что сде́лает мне челове́к? На мне, Бо́же, обе́ты Тебе́». То есть на мне, Господи, исполняются все Твои обещания о том, что Ты Сам заботишься о своих верных.
Может только показаться, что у Давида была пассивная и безвольная позиция. Но нет. Ведь порой жизнь сжимает нас так, что не дёрнуться и не шелохнуться. И в эти моменты мы просто вынужденно замираем, однако у нас всегда есть возможность проявить внутреннюю, духовную активность. Мы можем перестать суетиться и метаться. Перестать пыжиться и напрягаться, чтобы вновь обрести контроль над жизнью. Вместо этого мы можем выдохнуть, встать на колени, признать своё бессилие и поражение и выдавить из себя: «Помоги мне, Господи. Сам я больше не могу. Направь течение моей жизни в нужную сторону». Именно такую стратегию выбирает Давид. И он побеждает. Побеждает, казалось бы, не шелохнув даже пальцем. Но Бог-то всё видит иначе. Потому и приводит Своего праведника на престол.
Псалом 55. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 55. (Церковно-славянский перевод)
«О Боге в мировом кино: «Страсти Жанны д’Арк». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Карл Теодор Дрейер рассматривал феномен религиозности и святости в своем фильме 1928 года «Страсти Жанны д’Арк», как в фильме рассматриваются отношения человека и Бога и как к этой теме обращались в европейском искусстве в период между двумя мировыми войнами.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Все выпуски программы Светлый вечер