Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, жил в начале четвертого века. Более точная дата его жизни неизвестна, однако многие жития свидетельствуют, что сомоли́твенником Нифонта был Афана́сий Великий. Этот прославленный муж не раз встречался и беседовал с Нифонтом, он присутствовал и при его праведной кончине. Но в юности Нифонт водил совсем иную компанию, которая едва не погубила его.
Нифонт родился и вырос в семье богатых и благочестивых родителей. Он получил прекрасное домашнее образование. Для продолжения обучения родители отправили о́трока в Константино́поль. Здесь неопытный юноша попал под дурное влияние. Вместе с новыми друзьями Нифонт стал вести жизнь пра́здную и ленивую, в которой уже не было места молитве и уединению, как раньше. Он объедался и опива́лся на пирах, осквернял тело и душу плотски́ми грехами. Уговоры родных не действовали на очерствевшее сердце. Юноша промотался до того, что стал красть.
Однажды утром гуляка возвращался домой. Неожиданно на улице он встретил Никоди́ма, христианина, с которым они раньше встречались в церкви. Никодим застыл на месте, пораженный.
НИФОНТ:
- Что случилось с тобой? Почему ты так на меня смотришь?
НИКОДИМ:
- Мне показалось что-то. Не хочу тебя огорчать.
НИФОНТ:
- Но ты так побледнел! В чем дело?!
НИКОДИМ:
- Прости, брат, но я никогда не видел тебя таким. Ты лицом черен, словно бес.
Нифонт испугался, и, закрыв лицо руками, бросился прочь. Вспомнились тут ему горькие слезы матери, вспомнились увещева́ния отца. Вспомнились чистые детские годы, икона Христа над кроваткой. «Если даже лицом я черен, то какова душа моя!» - восклицал блудный сын.
Всю ночь Нифонт умолял Господа простить его. В большом смятении наутро он отправился в церковь, и там, плача перед иконой Божией Матери, сумел обрести мир в душе и несомненную уверенность в том, что Господь не отвергает его.
Но воспоминания о прошлой жизни не давали Нифонту покоя. Он молился до изнеможения. Однажды, воздев руки, монах закричал: «Не отступлю от Тебя, Господи, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям!»
Тогда поднялся сильный шум, и Нифонт увидел две светлые руки, протянутые к нему, и услышал голос: «Много Я печалился и тужил о тебе, ожидая, когда ты обратишься ко Мне. Теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем!»
В это время жители Кипра попросили патриарха Александри́йского назначить им епископа. Во сне патриарху открылось, как будет выглядеть человек, достойный этого сана и где его найти. Рано утром патриарх встал у входа в храм, и сразу узнал будущего епископа, которого увидел во сне. Это был Нифонт. Поначалу тот отказывался от святительской кафедры, почитая себя недостойным. Но патриарх, видя его глубокое смирение и покаяние, ответил: «О, если бы я так был недостоин!»
До смерти Нифонт пребыва́л неотлу́чно со своей паствой, заботясь о том, чтобы никто из духовных чад не впадал в те страшные грехи, жертвой которых он стал не́когда. Видя горячую веру, а также праведную, скромную жизнь своего епископа, жители Кипра полюбили его. После смерти святителя они собрали множество историй о его жизни и чудесах.
Но главное чудо Нифонта - в том, что он с Божией помощью смог пройти нелегкий путь от падения до святости. Преображе́ние, которое произошло с его душой, дарит надежду всем, кто отчаивается изменить себя.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема