Александрия бурлила. Город растревожила весть о том, что на кладбище, в гробнице, рядом с недавно похороненными родителями, поселились две молодые девушки. Горожане и раньше замечали за ними некоторые странности, особенно после того, как Синклития и ее младшая слепая сестра остались сиротами. После смерти родителей они стали постепенно распродавать свое имущество, а деньги раздавать нищим. Остаться без дома в теплом египетском климате было не так уж и страшно. Но вот остаться без средств к существованию человеку было страшно всегда и везде. Но Синклития считала по-другому.
СИНКЛИТИЯ:
Тот, кто живет в нищете, хоть и страдает телесно, но получает большое духовное утешение.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Но все ли способны к такому подвигу?
СИНКЛИТИЯ:
Если крепкое и хорошее платье как следует тереть и стирать, оно станет белым. Но если так поступить с худой и ветхой одеждой, она изорвётся и превратится в лохмотья. Так и к нищете способны только крепкие души, которые прежде уже научились не зависеть от количества еды и сладкого сна. Тот, кто не готовит себя к нищете, но сразу раздает свои деньги, как правило, потом раскаивается, ведь деньги - это основа легкой жизни.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Это для нас нетрудно, мы ведь еще с детства привыкли к труду и посту. Но как исполнить заповедь Господа о милостыне, ничего не имея?
СИНКЛИТИЯ:
Способ тут один: ничего не иметь важнее, чем любовь к ближнему. Монахиня, все свое имущество уже раздавшая нищим, может заботиться только о молитве, а не о том, чтобы снова приобретать, а потом раздавать приобретенное. Но тот, кто ничего не имея, в душе жалеет нищего, поверь мне, уже оказывает ему милостыню.
…С детства, воспитанные благочестивой матерью, сестры мечтали о монашеских подвигах. Синклития особенно ревностно готовила себя к ним. С раннего возраста она избегала веселья и пустой болтовни, и чувствовала слабость и дурноту, если ей приходилось поесть какой-то более вкусной и сытной пищи, чем простая похлебка и хлеб. Ее старший брат ушел в монастырь, и все надежды на продолжения рода родители связывали с красавицей – средней дочерью. Но Синклития категорически отказалась от замужества. Она мечтала жить девственно и молиться Богу, чтобы наследовать Царство Небесное, которое Господь пообещал своим верным друзьям.
После смерти родителей богатая наследница не задумываясь приступила к осуществлению своей мечты. Вместе с сестрой, о которой из-за ее физического недостатка Синклития заботилась всю жизнь, они поселились в просторной родовой усыпальнице. Там сестры молились, Синклития читала Евангелие и псалмы, плела корзины на продажу, чтобы прокормить себя и сестру. Жизнь в нищете и несятяжательности дарила душе, желающей подвигов, много радости.
Синклития быстро достигла такой духовной опытности, которую многие монахини получали только в преклонные годы. Горожане привыкли к такому образу жизни двух подвижниц и стали приходить к их гробнице, чтобы получить от Синклитии совет и наставления. Поначалу она отказывалась от таких бесед. Но постепенно рядом с ней поселилось еще несколько девушек, жаждущих угодить Богу постом и молитвой. Видя, что некому их научить духовной жизни, Синклития сжалилась и согласилась ими руководить.
Несколько десятков лет они жили на кладбище рядом, дружной общиной. Каждый вечер Синклития собирала учениц для духовной беседы. Многие ее наставления были записаны, и читались в других монастырях.
Под конец жизни Синклития сильно заболела. Весь рот у нее покрылся язвами и издавал страшное зловоние. Но Синклития терпеливо переносила болезнь, благодарила за нее Бога, и не желала обращаться к врачу, хотя от боли не могла ни есть, ни спать. Только ради сестер, которых очень мучил ужасный запах, исходивший от нее, матушка согласилась, чтобы врач делал ей перевязки и накладывал елей на больное место. Три года промучилась святая, и никто ни разу не видел, чтобы она роптала или унывала. Подарив ученицам такой последний урок христианского терпения, Синклития отошла ко Господу.
А ее поучения, записанные ученицами, до сих пор не потеряли своей актуальности, потому что учат, как суметь приобрести Жизнь Вечную, и не променять её на временные блага.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.