Александрия бурлила. Город растревожила весть о том, что на кладбище, в гробнице, рядом с недавно похороненными родителями, поселились две молодые девушки. Горожане и раньше замечали за ними некоторые странности, особенно после того, как Синклития и ее младшая слепая сестра остались сиротами. После смерти родителей они стали постепенно распродавать свое имущество, а деньги раздавать нищим. Остаться без дома в теплом египетском климате было не так уж и страшно. Но вот остаться без средств к существованию человеку было страшно всегда и везде. Но Синклития считала по-другому.
СИНКЛИТИЯ:
Тот, кто живет в нищете, хоть и страдает телесно, но получает большое духовное утешение.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Но все ли способны к такому подвигу?
СИНКЛИТИЯ:
Если крепкое и хорошее платье как следует тереть и стирать, оно станет белым. Но если так поступить с худой и ветхой одеждой, она изорвётся и превратится в лохмотья. Так и к нищете способны только крепкие души, которые прежде уже научились не зависеть от количества еды и сладкого сна. Тот, кто не готовит себя к нищете, но сразу раздает свои деньги, как правило, потом раскаивается, ведь деньги - это основа легкой жизни.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Это для нас нетрудно, мы ведь еще с детства привыкли к труду и посту. Но как исполнить заповедь Господа о милостыне, ничего не имея?
СИНКЛИТИЯ:
Способ тут один: ничего не иметь важнее, чем любовь к ближнему. Монахиня, все свое имущество уже раздавшая нищим, может заботиться только о молитве, а не о том, чтобы снова приобретать, а потом раздавать приобретенное. Но тот, кто ничего не имея, в душе жалеет нищего, поверь мне, уже оказывает ему милостыню.
…С детства, воспитанные благочестивой матерью, сестры мечтали о монашеских подвигах. Синклития особенно ревностно готовила себя к ним. С раннего возраста она избегала веселья и пустой болтовни, и чувствовала слабость и дурноту, если ей приходилось поесть какой-то более вкусной и сытной пищи, чем простая похлебка и хлеб. Ее старший брат ушел в монастырь, и все надежды на продолжения рода родители связывали с красавицей – средней дочерью. Но Синклития категорически отказалась от замужества. Она мечтала жить девственно и молиться Богу, чтобы наследовать Царство Небесное, которое Господь пообещал своим верным друзьям.
После смерти родителей богатая наследница не задумываясь приступила к осуществлению своей мечты. Вместе с сестрой, о которой из-за ее физического недостатка Синклития заботилась всю жизнь, они поселились в просторной родовой усыпальнице. Там сестры молились, Синклития читала Евангелие и псалмы, плела корзины на продажу, чтобы прокормить себя и сестру. Жизнь в нищете и несятяжательности дарила душе, желающей подвигов, много радости.
Синклития быстро достигла такой духовной опытности, которую многие монахини получали только в преклонные годы. Горожане привыкли к такому образу жизни двух подвижниц и стали приходить к их гробнице, чтобы получить от Синклитии совет и наставления. Поначалу она отказывалась от таких бесед. Но постепенно рядом с ней поселилось еще несколько девушек, жаждущих угодить Богу постом и молитвой. Видя, что некому их научить духовной жизни, Синклития сжалилась и согласилась ими руководить.
Несколько десятков лет они жили на кладбище рядом, дружной общиной. Каждый вечер Синклития собирала учениц для духовной беседы. Многие ее наставления были записаны, и читались в других монастырях.
Под конец жизни Синклития сильно заболела. Весь рот у нее покрылся язвами и издавал страшное зловоние. Но Синклития терпеливо переносила болезнь, благодарила за нее Бога, и не желала обращаться к врачу, хотя от боли не могла ни есть, ни спать. Только ради сестер, которых очень мучил ужасный запах, исходивший от нее, матушка согласилась, чтобы врач делал ей перевязки и накладывал елей на больное место. Три года промучилась святая, и никто ни разу не видел, чтобы она роптала или унывала. Подарив ученицам такой последний урок христианского терпения, Синклития отошла ко Господу.
А ее поучения, записанные ученицами, до сих пор не потеряли своей актуальности, потому что учат, как суметь приобрести Жизнь Вечную, и не променять её на временные блага.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов