Александрия бурлила. Город растревожила весть о том, что на кладбище, в гробнице, рядом с недавно похороненными родителями, поселились две молодые девушки. Горожане и раньше замечали за ними некоторые странности, особенно после того, как Синклития и ее младшая слепая сестра остались сиротами. После смерти родителей они стали постепенно распродавать свое имущество, а деньги раздавать нищим. Остаться без дома в теплом египетском климате было не так уж и страшно. Но вот остаться без средств к существованию человеку было страшно всегда и везде. Но Синклития считала по-другому.
СИНКЛИТИЯ:
Тот, кто живет в нищете, хоть и страдает телесно, но получает большое духовное утешение.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Но все ли способны к такому подвигу?
СИНКЛИТИЯ:
Если крепкое и хорошее платье как следует тереть и стирать, оно станет белым. Но если так поступить с худой и ветхой одеждой, она изорвётся и превратится в лохмотья. Так и к нищете способны только крепкие души, которые прежде уже научились не зависеть от количества еды и сладкого сна. Тот, кто не готовит себя к нищете, но сразу раздает свои деньги, как правило, потом раскаивается, ведь деньги - это основа легкой жизни.
СЕСТРА СИНКЛИТИИ:
Это для нас нетрудно, мы ведь еще с детства привыкли к труду и посту. Но как исполнить заповедь Господа о милостыне, ничего не имея?
СИНКЛИТИЯ:
Способ тут один: ничего не иметь важнее, чем любовь к ближнему. Монахиня, все свое имущество уже раздавшая нищим, может заботиться только о молитве, а не о том, чтобы снова приобретать, а потом раздавать приобретенное. Но тот, кто ничего не имея, в душе жалеет нищего, поверь мне, уже оказывает ему милостыню.
…С детства, воспитанные благочестивой матерью, сестры мечтали о монашеских подвигах. Синклития особенно ревностно готовила себя к ним. С раннего возраста она избегала веселья и пустой болтовни, и чувствовала слабость и дурноту, если ей приходилось поесть какой-то более вкусной и сытной пищи, чем простая похлебка и хлеб. Ее старший брат ушел в монастырь, и все надежды на продолжения рода родители связывали с красавицей – средней дочерью. Но Синклития категорически отказалась от замужества. Она мечтала жить девственно и молиться Богу, чтобы наследовать Царство Небесное, которое Господь пообещал своим верным друзьям.
После смерти родителей богатая наследница не задумываясь приступила к осуществлению своей мечты. Вместе с сестрой, о которой из-за ее физического недостатка Синклития заботилась всю жизнь, они поселились в просторной родовой усыпальнице. Там сестры молились, Синклития читала Евангелие и псалмы, плела корзины на продажу, чтобы прокормить себя и сестру. Жизнь в нищете и несятяжательности дарила душе, желающей подвигов, много радости.
Синклития быстро достигла такой духовной опытности, которую многие монахини получали только в преклонные годы. Горожане привыкли к такому образу жизни двух подвижниц и стали приходить к их гробнице, чтобы получить от Синклитии совет и наставления. Поначалу она отказывалась от таких бесед. Но постепенно рядом с ней поселилось еще несколько девушек, жаждущих угодить Богу постом и молитвой. Видя, что некому их научить духовной жизни, Синклития сжалилась и согласилась ими руководить.
Несколько десятков лет они жили на кладбище рядом, дружной общиной. Каждый вечер Синклития собирала учениц для духовной беседы. Многие ее наставления были записаны, и читались в других монастырях.
Под конец жизни Синклития сильно заболела. Весь рот у нее покрылся язвами и издавал страшное зловоние. Но Синклития терпеливо переносила болезнь, благодарила за нее Бога, и не желала обращаться к врачу, хотя от боли не могла ни есть, ни спать. Только ради сестер, которых очень мучил ужасный запах, исходивший от нее, матушка согласилась, чтобы врач делал ей перевязки и накладывал елей на больное место. Три года промучилась святая, и никто ни разу не видел, чтобы она роптала или унывала. Подарив ученицам такой последний урок христианского терпения, Синклития отошла ко Господу.
А ее поучения, записанные ученицами, до сих пор не потеряли своей актуальности, потому что учат, как суметь приобрести Жизнь Вечную, и не променять её на временные блага.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.