
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов.
Есть такая поговорка: «Человека можно вывести из деревни, а вот деревню из человека — гораздо сложнее». Нет, я очень люблю деревню и всё, что с ней связано, — но своя правда в этом выражении есть: внешний контекст сменить гораздо проще, чем перенастроить внутренний мир, чтобы преодолеть неизбежный конфликт между внешним и внутренним.
В отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за литургией в православных храмах, нам объясняется, что сделал Бог для того, чтобы христиане не ощущали себя «деревенщиной» и «самозванцами» среди маститых наследников Божественных обетований — иудеев.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
Чтобы ответить на обозначенный выше вопрос — а что именно сделал Бог для христиан, чтобы они не ощущали себя непрошенными гостями на чужом празднике, — нам потребуется греческий текст послания — а точнее одно слово, переведённое на русский как «призвавшего». В славянском переводе это «удовлившего», в греческом — ικανωσαντι — от глагола ίκανόω — делать достаточным, определять, утверждать. Вы чувствуете, какая огромная разница в смыслах — между «призывать» и «делать достаточным», «удовлять»? А ведь именно это понятие здесь — ключевое!
Святитель Феофан Затворник так поясняет это словоупотребление в тексте послания: «Пусть бы, например, царь человеку небольших дарований поручил какое-либо начальствование; но достоинство он дал, а способности вести дело начальствования он не мог дать. Оттого такому человеку честь обращается в посмешище. Но если бы он и достоинство дал ему, и сделал его способным занять почётное место и годным к управлению; тогда это была бы настоящая честь».
Что это означает для нас, христиан, на практике? Очень много! Кратко я бы сформулировал идею святителя Феофана так: став членами Церкви, у нас нет... оправдания в собственном непотребстве!
Я уже слышу рой возмущения: да как же так, мы же все — недостойные грешники, у нас всё криво-косо, и на том и стоим! Как же так — нет нам оправдания? Но апостол однозначно утверждает: Бог, призвавший нас из тьмы к свету, — не только «поманил» чем-то привлекательным — но и полностью обеспечил нас всем необходимым для достижения этой цели!
Что я имею в виду? То, что в Церкви каждый верующий имеет доступ к богатейшему арсеналу средств, благодаря которым мы и можем открыться навстречу освящающей Силе Божией — благодати Святого Духа. Любая молитва, любое священнодействие, любая добрая церковная традиция — всё направлено на то, чтобы раскрыть в каждом из нас тот дремлющий потенциал святости, без раскрытия которого мы так и будем находиться в отдалении от Христа Спасителя. Бог не только «позвал», но и «удовлил», обеспечил нас всем, что требуется для благополучного совершения нашего духовного пути: и, если где-то мы испытываем острый недостаток или сбиваемся с пути, или куда-то исчезают силы — это не вина Бога, а наша, человеческая, проблема. Но — и это очень и очень вдохновляет! — Бог как Любящий нас Отец — обеспечивает нас всем необходимым не «в край», а с очень большим запасом: Ему для нас ничего не жалко! Значит, даже где-то оказавшись не очень бережливыми и рассудительными, мы всё равно имеем реальную возможность дойти до заповеданной цели!
Вот почему не стоит удивляться, отчего в церковной традиции может показаться определённый «излишек» всего: молитв, икон, традиций и много чего остального. Нет здесь ничего «лишнего»: всё может быть употреблено на пользу, и всему есть своё предназначение — избирая которое, каждый из нас и определяет именно свой, уникальный, путь к святости!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Музей Патриарха Тихона в Донском монастыре
Для сердца каждого верующего человека образ Святителя Тихона Патриарха Московского и Всея Руси является примером любви, доброты, милосердия, мужества, бесстрашия, верности Русской Православной Церкви и России, веры в Бога. Мы можем прийти сегодня в Донской ставропигиальный мужской монастырь в будний день и увидеть много людей. Одни из них прогуливаются по территории обители, рассматривая памятники одного из самых значительных Некрополей, где упокоилось столько людей, послуживших своими дарованиями нашему Отечеству. Другие заходят в Большой и Малый Донской Соборы — приложиться к чудотворной Донской иконе Божией Матери и, чтобы постоять у мощей великого Патриарха и помолиться на месте его погребения. Он почил о Господе 7 апреля 1925 года. В Донской обители к 100-летию этого события был открыт мемориальный музей в домике, где Патриарх Тихон провел последние годы своей жизни, и где с 19 мая 1922 года по 27 июня 1923 года он пребывал под арестом. Мы приглашаем вас в этот музей, чтобы узнать о том, как это было. Узнать о том времени, когда Русская Православная Церковь силой воли и мужества ее Первосвятителя, помощью Божией нашему великому Патриарху, верностью многих и многих его духовных детей выстояла, и позволила нам сегодня жить и молиться, верить и любить.








Все выпуски программы Места и люди
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема