
Апостол Павел
Еф., 218 зач., I, 16-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где живёт Бог и как Его найти? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел открывает христианам города Ефес, о чём именно он просит Бога, когда молится за своих близких. Все его ходатайства сводятся к одному простому прошению — «Господи, просвети им сердце, чтобы они познали Тебя». Именно это и подразумевают просьбы о даровании Духа премудрости и откровения. Дух Божий должен открыть христианам, какое богатство дал им Господь. Чтобы подчеркнуть значительность этого подарка от Бога, апостол Павел называет его «славным наследием», «безмерным величеством могущества», «державной силой». Вот о чём молится Павел. Он хочет, чтобы у всякого верующего ученика Христова, у каждого из нас, было живое ощущение того, что Бог направляет мою судьбу, что моя участь в Его заботливых руках. Одним словом, апостол просит Духа Божия просветить наше сердце с такой силой, чтобы у нас появилось чёткое осознание присутствия Бога в нашей жизни. Чтобы мы ясно увидели не только то, как Господь действовал в нашем прошлом и как привёл нас к нынешней временной точке, но и то, как Он действует рядом с нами и в нас прямо здесь и сейчас. Чтобы в каждом из нас поселилась живая уверенность в том, что Он уже продумал до мелочей мою дальнейшую жизнь, и все мои главные потребности будут удовлетворены. Чтобы будни перестали быть для нас пустой, однообразной рутиной и вереницей серых дней. Но чтобы у них появилась плотность, насыщенность, яркость. Чтобы каждое событие, даже то, которое кажется мелким и незначительным, ощущалось бы нами как значимое и наполненное глубоким смыслом.
По мысли апостола и по вере Церкви, этот подарок от Бога, уверенность в настоящем и будущем, способность переживать полноту бытия во всякий момент своей жизни, всякий христианин получает в Таинстве Крещения. Почему же тогда мы этого не ощущаем? Да просто потому, что наш духовный слуховой аппарат настроен на другую частоту. Представьте себе подростка, который с утра до вечера слушает тяжёлый рок, но вынужден сидеть в филармонии на концерте классической музыки; или человека, который вырос на голливудских блокбастерах в стиле «Человек-паук», но его заставили смотреть фильмы Андрея Тарковского; или ребёнка, который ничего кроме комиксов никогда не читал, а тут ему задали прочитать «Преступление и наказание» Достоевского. Каждый из них будет искать в спокойных, размеренных, созерцательных произведениях высокой классики следы яркой, кричащей, пёстрой попсы. Их чувства взвинчены и напряжены до такой степени, что они не умеют вслушиваться, всматриваться, принюхиваться. Они постоянно беспокоятся. Они суетятся. Они не могут сидеть на месте ровно. Необходима упорная работа, чтобы вывести их из этого психоза, чтобы их восприятие поменялось, и они начали ощущать глубину, красоту и величие настоящего искусства.
Так и мы, христиане, живём в благодати, но не ощущаем её. Наши чувства взвинчены. А всё потому, что наш ум постоянно занят мыслями о том, как бы мне не потерять своё и устроиться покомфортней в этой жизни. Мы наполнены страхами, что нам чего-то не хватит и мы куда-то не успеем. Что мы продешевим. И требуется упорная, целенаправленная работа, чтобы душа и сердце успокоились от этого безумия. Чтобы одержимость собственными идеями, эмоциями, вещами и людьми ушла. Эта работа известна — это тщательное исполнение евангельских заповедей. Во всех своих делах я должен искать не свою волю, а волю Бога и стараться быть полезным тем, кто меня окружает. Такая внутренняя установка и внешняя деятельность вкупе с участием в таинствах Церкви дают нам мир и покой. Настраивают наш внутренний слух на нужную волну. Лишь следуя этим путём, постепенно, порой неожиданно для себя мы обнаруживаем в глубине своей души то, что искали всю жизнь в окружающем мире. Мы начинаем осознавать Великую реальность божественного присутствия, Царство Божие, которое Господь дал нам Своей смертью и воскресением, дал даром, по своей безграничной милости и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











