
Апостол Павел
Еф., 218 зач., I, 16-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где живёт Бог и как Его найти? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел открывает христианам города Ефес, о чём именно он просит Бога, когда молится за своих близких. Все его ходатайства сводятся к одному простому прошению — «Господи, просвети им сердце, чтобы они познали Тебя». Именно это и подразумевают просьбы о даровании Духа премудрости и откровения. Дух Божий должен открыть христианам, какое богатство дал им Господь. Чтобы подчеркнуть значительность этого подарка от Бога, апостол Павел называет его «славным наследием», «безмерным величеством могущества», «державной силой». Вот о чём молится Павел. Он хочет, чтобы у всякого верующего ученика Христова, у каждого из нас, было живое ощущение того, что Бог направляет мою судьбу, что моя участь в Его заботливых руках. Одним словом, апостол просит Духа Божия просветить наше сердце с такой силой, чтобы у нас появилось чёткое осознание присутствия Бога в нашей жизни. Чтобы мы ясно увидели не только то, как Господь действовал в нашем прошлом и как привёл нас к нынешней временной точке, но и то, как Он действует рядом с нами и в нас прямо здесь и сейчас. Чтобы в каждом из нас поселилась живая уверенность в том, что Он уже продумал до мелочей мою дальнейшую жизнь, и все мои главные потребности будут удовлетворены. Чтобы будни перестали быть для нас пустой, однообразной рутиной и вереницей серых дней. Но чтобы у них появилась плотность, насыщенность, яркость. Чтобы каждое событие, даже то, которое кажется мелким и незначительным, ощущалось бы нами как значимое и наполненное глубоким смыслом.
По мысли апостола и по вере Церкви, этот подарок от Бога, уверенность в настоящем и будущем, способность переживать полноту бытия во всякий момент своей жизни, всякий христианин получает в Таинстве Крещения. Почему же тогда мы этого не ощущаем? Да просто потому, что наш духовный слуховой аппарат настроен на другую частоту. Представьте себе подростка, который с утра до вечера слушает тяжёлый рок, но вынужден сидеть в филармонии на концерте классической музыки; или человека, который вырос на голливудских блокбастерах в стиле «Человек-паук», но его заставили смотреть фильмы Андрея Тарковского; или ребёнка, который ничего кроме комиксов никогда не читал, а тут ему задали прочитать «Преступление и наказание» Достоевского. Каждый из них будет искать в спокойных, размеренных, созерцательных произведениях высокой классики следы яркой, кричащей, пёстрой попсы. Их чувства взвинчены и напряжены до такой степени, что они не умеют вслушиваться, всматриваться, принюхиваться. Они постоянно беспокоятся. Они суетятся. Они не могут сидеть на месте ровно. Необходима упорная работа, чтобы вывести их из этого психоза, чтобы их восприятие поменялось, и они начали ощущать глубину, красоту и величие настоящего искусства.
Так и мы, христиане, живём в благодати, но не ощущаем её. Наши чувства взвинчены. А всё потому, что наш ум постоянно занят мыслями о том, как бы мне не потерять своё и устроиться покомфортней в этой жизни. Мы наполнены страхами, что нам чего-то не хватит и мы куда-то не успеем. Что мы продешевим. И требуется упорная, целенаправленная работа, чтобы душа и сердце успокоились от этого безумия. Чтобы одержимость собственными идеями, эмоциями, вещами и людьми ушла. Эта работа известна — это тщательное исполнение евангельских заповедей. Во всех своих делах я должен искать не свою волю, а волю Бога и стараться быть полезным тем, кто меня окружает. Такая внутренняя установка и внешняя деятельность вкупе с участием в таинствах Церкви дают нам мир и покой. Настраивают наш внутренний слух на нужную волну. Лишь следуя этим путём, постепенно, порой неожиданно для себя мы обнаруживаем в глубине своей души то, что искали всю жизнь в окружающем мире. Мы начинаем осознавать Великую реальность божественного присутствия, Царство Божие, которое Господь дал нам Своей смертью и воскресением, дал даром, по своей безграничной милости и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер