«Христианская проповедь в современном мире». Прот. Игорь Фомин, Александр Коршиков - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианская проповедь в современном мире». Прот. Игорь Фомин, Александр Коршиков

* Поделиться

У нас в гостях были настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и заместитель председателя православного миссионерского общества Александр Коршиков.

Мы говорили об особенностях христианской проповеди и разговоре о вере сегодня, а также об открывшемся наборе в школу православного миссионера.

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— Светлый вечер на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан. С трепетной радостью наших сегодняшних гостей приветствую: протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО и в контексте нашего сегодняшнего разговора немаловажно, что еще и председатель Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии города Москвы. Добрый вечер.

о. Игорь

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Как я понимаю, до недавнего времени эта комиссия называлась Комиссией по миссионерству?

о. Игорь

— Да, да, по миссионерству, но священноначалие приняло решение разделить, потому что мы, я надеюсь, сегодня поговорим вообще о православной миссии и, можно так сказать, просвещении, это все-таки на данном этапе в Москве две больших задачи. Они очень похожи, но они две разных больших задачи.

К. Мацан

— И второй наш гость — Александр Коршиков, заместитель председателя Православного миссионерского общества при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви и заместитель руководителя Школы православного миссионера. Добрый вечер.

А. Коршиков

— Добрый вечер.

К. Мацан

— Я вот потому, отец Игорь, и уточнил, что раньше вот эта Комиссия занималась и миссионерством тоже, потому что это сегодня наша тема — поговорить про миссию, при этом тема, она вот не такая узкоспециальная, то есть те наши слушатели, которые себя к миссионерам профессиональным не относят, могут не выключать сейчас Радио ВЕРА, потому что поговорим мы в целом о том — а как разговаривать о вере, что для этого нужно, на какие вот вопросы человеку православная вера сегодня отвечает, и что такого там человек для себя находит, чего больше нигде не найдет, ведь это и есть миссия — показать человеку красоту православия, и вот с какими трудностями и задачами на этом пути вы сталкиваетесь, мы сегодня поговорим, а это, в общем, созвучно, наверное, с жизнью любого человека, который как-то о религии, о Боге, о Церкви задумывается: а как с ближними об этом говорить? А как в коллективе об этом говорить? А как вообще быть в среде, которая секулярная, и при этом исповедовать Христа? Вот об этом сегодня поговорим, но давайте вот с чего начнём: Школа православного миссионера, идёт набор сейчас. Что это за коллектив, чему там учат, и кто туда может прийти?

о. Игорь

— Если можно, я начну. Начну я немножечко с другого: на самом деле, действительно, наши радиослушатели, не выключайте, раз вы не миссионеры, или такими себя не подозреваете миссионерами, потому что здесь, в студии собрались очень интересные люди, мы вот втроём здесь беседуем. Ну, меня представили как председателя Комиссии по катехизации и просвещению, Александра Коршикова, тоже представили как исполнительного директора или как заместителя руководителя ШПМ — Школы православного миссионера, но и наш ведущий, он, можно смело сказать — кандидат апологетических наук, потому что это первый человек, который защитил кандидатскую работу по апологетике в светском вузе, я бы вот так это представил.

К. Мацан

— Спасибо, старался.

о. Игорь

— И думаю, что вот наш разговор будет действительно очень интересен. А начиная отвечать на ваш вопрос, дорогой Константин, я хотел бы вот, наверное, что сказать: что в современном мире, особенно вот в Москве, если мы так узко возьмём, просто по моей такой деятельности, я понимаю, что миссия, она — очень сложный, многогранный процесс, и здесь надо очень чётко определять поля, скажем так, воздействия. Что же за коллектив, о котором вы спрашиваете, находится в школе ШПМ? Это, конечно, в первую очередь мы должны вспомнить нашего основателя школы ШПМ — отца Данила Сысоева, который на поле миссии, в общем-то, и был, как мы все это прекрасно понимаем, претерпел мученическую смерть: его застрелили в его храме апостола Фомы на Кантемировской, это было в 2009 году, 19 ноября совершился такой страшный акт. Но дело, которое он начал, оно не заглохло, и это имеет продолжение, и на этом основании мы можем говорить, что то, что начал отец Даниил — это Божье дело, потому что оно не рассыпалось уходом отца Данила, оно до сих пор существует, есть, и, естественно, преподаватели, о которых вы спрашиваете — это энтузиасты, это те энтузиасты, которым Христос, живущий в их сердцах, не даёт покоя, вот Он их всё время теребит, Он их всё время подталкивает. Они работают на светских своих работах, в общем-то, они много чем другим занимаются, но они неравнодушны ко Христу и желают спасения не только себе, потому что мы прекрасно понимаем, что заботясь о своём спасении, мы не можем обойти ближнего, они заботятся о спасении других людей.

К. Мацан

— Александр, а вы как это видите, вот Школа православного миссионера, кому туда дорога?

А. Коршиков

— Туда дорога тем, кто не может не говорить о Христе. И, конечно, когда люди приходят в Школу православного миссионера, у них совершенно разные размышления о том, что они будут делать дальше. Кто-то будет говорить своим родным о Боге, кто-то будет говорить людям, кто работает рядом с ними, кто-то хочет завтра-послезавтра обратить весь Китай в православие, и вот два года обучения, которые люди проходят, по итогам они уже начинают понимать, в чём их служение будет состоять. Есть люди иногда, которые изначально строят какие-то глобальные планы, а в итоге они просто не выдерживают учёбы, потому что у нас действительно учёба, это не просто какие-то курсы просветительские, это учёба с экзаменами, получить диплом в школе очень не просто, а кто-то, наоборот, начинает с каких-то простых вещей и заканчивает, действительно, просто становится сам миссионером и свою жизнь посвящает во многом именно миссионерской деятельности, поэтому здесь вначале не угадаешь. Я вот ещё хотел сказать немножко о преподавателях школы, отец Игорь начал: действительно, многие те, кто преподают в школе, они либо знали отца Даниила, либо считают себя последователями отца Даниила, есть очень яркие проповедники, например, духовником школы является протоиерей Артемий Владимиров, который своей проповедью, своим духовным уровнем тоже очень многих людей обращает ко Христу. Преподавателем школы является иерей Георгий Максимов, знаменитый миссионер, сейчас глава миссионерского отдела Патриаршего экзархата в Африке. Преподавателем школы является Корнилий (Молев), который является секретарём Филиппино-Вьетнамской епархии, тоже здесь дальше не надо продолжать, что он является очевидно миссионером. Преподавателем является Аркадий Малер, член Синодальной Библейско-богословской комиссии. Это набор людей очень образованных, эрудированных, которые понимают важнейший, мне кажется, такой момент — что такое современная миссия. Люди, которые ещё не в Церкви, не дошли до Церкви, у них есть предположение, какой-то такой некий шаблон, что у Церкви нет каких-то ответов. «Вот если я православному человеку что-то скажу, он, наверное, какую-то книгу не прочитал, он сам перестанет быть православным, а я вот имею это знание, поэтому я сам не православный». А оказывается, что у Православной Церкви за 2000 лет есть ответы на все фактически, вопросы, на любые вызовы, и когда человек видит, что перед ним человек эрудированный, всё знает, но при этом православный, для него это уже открытие, и он сам думает: может, действительно, что-то в этом есть, если такие люди, действительно, активные, деятельные, образованные, всё на свете прочитали, и при этом они остаются православными. Также вот замечательный у нас преподаватель, мы продолжаем набор преподавателей, у нас преподавателем стал в прошлом году Сергей Комаров, тоже известный и миссионер, и апологет, поэтому Школа всё время развивается. Также мы к преподавателям пытаемся потихоньку подключать выпускников Школы, то есть у нас Школа начинает выращивать свои кадры, тоже это очень важно.

К. Мацан

— Давайте, во-первых, скажем, сколько времени ещё длится набор, вот нас сейчас слушают люди, вдруг заинтересовались, и решили, что в Школу православного миссионера им дорога, время есть ещё?

о. Игорь

— Да, ещё время есть.

К. Мацан

— Что нужно сделать, чтобы записаться?

о. Игорь

— Да, традиционно мы где-то вот до конца октября проводим набор, запись. Причём здесь мы сразу должны сказать, что это не, скажем так, катехизическая школа, то есть мы не катехизируем людей, пришедших в нашу школу, это набор людей, уже которые участвуют в богослужениях, в Таинствах, естественно, Православной Церкви, это люди, которые должны не просто участвовать в Таинствах, а уже понимать, осознанно понимать и знание «Катехизиса» Филарета Московского, в общем-то, оно обязательно. Вступительные экзамены обязательно будут проходить, и у нас две формы обучения — это очная и заочная форма онлайн, не в смысле заочная, что вот там раз в полгода мы будем встречаться, и человек будет сдавать там какие-то промежуточные экзамены, мы срез знаний будем брать, а в том, что он всё равно будет участвовать на уроках, это обязательное условие для обучения, но онлайн. Конечно, мы прекрасно понимаем, что онлайн от очной формы обучения очень сильно отличается, всё-таки непосредственно контакт с преподавателем даёт намного больше, чем какие-либо там платформы и даже онлайн-курсы и так далее, поэтому, естественно, всех, у кого есть такая возможность, мы призываем принять участие в обучении очно. Занятия проходят у нас на Новослободской, в Синодальном миссионерском отделе проходят занятия вечером, потому что мы прекрасно понимаем, что всё-таки в основном это люди уже состоявшиеся, это не выпускники школ, хотя мы таких тоже, в общем-то, приветствуем, если у человека достаточно знаний. В основном это, естественно, люди с высшим образованием, хотя разный есть контингент, это не принципиально, но это тоже один из таких показателей. И набор будет идти до конца октября. 1 октября в Синодальном миссионерском отделе, метро Новослободская, есть точный адрес: Долгоруковская, 25, это миссионерский Синодальный отдел, 1 октября в храме святителя Николая по этому адресу будет совершён молебен перед началом учебного года нашей Школы, потом будет акт открытых дверей, где будет присутствовать и владыка Преосвященнейший Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела, наши преподаватели, где будущие студенты смогут познакомиться и с преподавателями, и с нашими выпускниками, и с теми, кто сейчас проходит, прошёл уже один год обучения. Поэтому вот мы всех приглашаем: Долгоруковская, 25, город Москва, если кто-то желает приехать из других регионов, мы будем тоже очень рады увидеть, и, наверное, особое к ним отношение проявим, потому что если человек потрудился приехать издалека, конечно, мы как-то по-особому к нему отнесёмся, но заранее нас об этом предупредите.

К. Мацан

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, председатель Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии города Москвы, и Александр Коршиков, заместитель председателя Православного миссионерского общества при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви и заместитель руководителя Школы православного миссионера сегодня у нас в гостях. И вот про Школу, как организацию мы поговорили, давайте теперь поговорим, собственно, о тех полях, на которые миссионер призван выйти. И вот вы, отец Игорь, в начале сказали, что эти поля очень разные: миссия может быть обращена к людям, которые практически ничего о Церкви и о Христе не знают, или внутренняя миссия к тем, кто вроде бы живёт в православной культуре, вокруг много храмов, вся русская литература этим пронизана, но почему-то в сердце человека это не вошло, и вот тут, мне кажется, есть очень важная проблема такого сегодняшнего дня: вот по моим ощущениям атеистов, как таковых в классическом смысле слова, уже почти не осталось, их заменили пофигисты. Вот один современный известный миссионер, священник отец Павел Островский тоже сказал, что «главная религия сегодня — это пофигизм», и я это тоже наблюдаю вот по опыту, допустим, программы «Не верю!», которая в своё время на канале «Спас» выходила, когда приходит человек в кресло атеиста, и я его спрашиваю: «Почему вы в Бога не верите?» Он говорит: «А мне никогда вообще это не нужно было. Я жил и жил, и я не то чтобы против Бога, а просто это меня не касается». Это даже не агностик, который стоит перед тайной и говорит: «Я не знаю, есть Бог или нет, это нам неведомо», но такой агностик хотя бы тайну, как таковую, признаёт, он перед ней стоит. А современный, как мне кажется, атеист, он даже само понятие этой тайны исключает от своего мировоззрения: «да не нужно мне это». И вот получается, что миссионеры оказываются в ситуации, что нужно накормить того, кто у тебя не просит еды. Вот как вы это видите, как практикующие миссионеры? Что с такого рода собеседниками делать, как миссионеру в этом смысле себя вести?

о. Игорь

— Да, очень замечательный вопрос, спасибо большое, дорогой Константин. Я бы хотел вот прямо сразу обозначить, вы начали обозначать три поля деятельности миссионера: это те, кто неверующий, в том понимании слова, какое вы употребили — пофигисты. Это те, которые искажают учение Церкви, то есть еретики, может быть, сюда надо отнести и другие религии, не христианские религии. И третье поле — те, которые родились в этой культуре, их так вот называют «вербочно-куличными» людьми, которые ходят в храм, как не придут в храм, а всё вербу освящают, «каждый раз, как я не приду в храм, я всё вербу освящаю».

К. Мацан

— Ну, если раз в год ходить, то...

о. Игорь

— Да-да-да, вовремя, самое главное. Вот мне кажется, эти три поля очень важные. Я скажу очень, наверное, странную вещь, которая, с одной стороны, может быть, нашу деятельность сразу аннулирует, но, с другой стороны, она всё-таки даст возможность нам пообщаться, поговорить: вера в Бога — это дар Бога. Господь сам призывает к себе людей верующих. Но, как вы очень чётко и правильно заметили: атеистов в таком классическом понимании нет уже, значит, в каждом человеке всё равно есть вера. Как говорил поэт, что каждый верит во что-то своё, кто в Бога, кто в Будду, кто в чёрта, кто ни в кого не верит, и вот всё равно задатки веры есть абсолютно в каждом человеке. И я считаю, что если мы берём эти три поля, каждого человека из этих полей, то разбудить в нём веру во Христа — это вполне возможно и по силам абсолютно каждому человеку. Поэтому вот этот дар Божий, который есть в каждом человеке, который называется вера, мы всё равно все верующие люди, мы верим, что наши дети будут хорошо учиться — кто вам об этом сказал? Вы ещё не прошли этот путь, вот вы, когда его пройдёте, тогда и поймёте, что это была ваша чистая, в общем-то, вера. Мы верим, что наши какие-нибудь выборы, что это что-то для кого-то значит — это правильно, только в жизни ничего не меняется, как обычно, но, может быть, и слава Богу. Вера всё равно живёт в человеке, это очень важно. Но вот разбудить веру во Христа, разбудить веру в Бога — это и задача миссионера, у человека-пофигиста, человека-еретика, и человека, в общем-то, такого безразличного или бытового верующего, ходящего в церковь.

К. Мацан

— Александр, а вы как это видите?

А. Коршиков

— Вы немножко описали вот этого человека, которому не нужен Бог. В принципе, мы всё это уже проходили, было очень большое движение, XVII-XVIII век — это деизм. Практически все люди, которые участвовали во Французской революции, вдохновители, они не были атеистами в чистом виде, они говорили, что Бог — это некий часовщик, который изначально создавал мир, а потом он его оставил, и мы ему не нужны, и он нам не нужен, поэтому это то, с чем, в общем-то, Церковь сталкивалась, это не новое явление какое-то. Отец Игорь сказал про веру, что каждый человек является верующим, я вот пример приведу простой: есть очень верующий человек, он уже почил, Виталий Лазаревич Гинзбург, который рьяно воевал с Церковью, но мы знаем определение апостола Павла, что такое вера — это уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого. Ну, что это такое? Возьмём физические законы, они нигде не написаны, это нечто невидимое, при этом любой учёный верит в осуществление ожидаемого, что сейчас он проведет этот эксперимент, и этот закон исполнится. То есть Гинзбург, он верил в физические законы, это тоже в чистом виде акт веры, потому что никто не скажет сверху, что вот этот закон верен, он исполняется, мы повторяем, эксперимент продолжается, но человек доверяет этому, если учёный не будет доверять, что закон будет исполняться, он не сможет быть учёным, смысла в этом никакого нет. Если говорить, как общаться с такими людьми — конечно, правильно сказала батюшка, что это дар, мы не можем привести ко Христу, сам Господь ведёт, но иногда избирает нас, как такой вот некий проводник, может, ещё не совсем проржавевший, и вот здесь, мне кажется, очень важно раскрывать просто то богатство, которое у нас есть. Вот простой пример: некоторые люди, с которыми я общался, которым неинтересно было христианство совершенно, я им говорю: «А вы читали Евангелие?» Ну, всё-таки Евангелие, наверное, должен прочитать любой образованный человек. Он говорит: «А что там читать, что там интересного?» Я говорю: «А вы знаете, что в Евангелии нет десяти заповедей?» Он говорит: «А как это? Так Евангелие-то и есть десять заповедей» — «Нет, заповеди были в Ветхом Завете даны». И он думает: а что же там такое в Евангелии-то написано? Прочитайте, это очень интересно. То есть люди вообще не знают об этой сокровищнице, вот Церковь — это сокровищница, с потрясающими бриллиантами, изумрудами, сапфирами, рубинами, и вот приоткрывая эти сокровища, человек, он всё равно чем-то интересуется в жизни, у него есть какие-то у них интересы, и он постепенно может увлечься красотой либо этого рубина, либо этого изумруда, у нас Церковь — это просто бесконечная сокровищница, вот надо найти вот подход через что-то, может быть, через какие-то исторические вещи, через историю, потому что у нас есть Священная история наей Церкви, может быть, через какие-то культурологические вещи, может быть, через догматические, вот всё равно будет найден ключик, если его искать, будет найден.

К. Мацан

— Получается, что не алгоритмизируется деятельность миссионера, то есть нельзя иметь методичку: как вот к каждой из трёх означенных групп подойти, и вот путём применения более-менее последовательного, более-менее успешного инструментария за обозначенное количество времени ты придёшь к результату, что вот такое-то количество людей у тебя придут на Причастие.

о. Игорь

— Да, вы абсолютно правы, то есть споры об искусственном интеллекте миссионера совсем не касаются. Дело в том, что искусственный интеллект точно не сможет заменить миссионера.

К. Мацан

— Интересно, да.

о. Игорь

— Потому что здесь самое главное даже не столько набор знаний, хотя он очень важен, мы поэтому Школу-то и ведём, что набор знаний очень важен, сколько, в общем-то, надо видеть другого человека. Очень интересно по этому поводу, немножко о другом, сказал Аверинцев, наш великий учёный, он своим аспирантам, указывая на книжный шкаф свой, мы можем представить, какой у него был книжный шкаф, он говорит, что вот «знаний у него больше, чем у меня, но академик я, а не он». И действительно так и есть, миссионер — это не просто тот человек, который, как компьютер или искусственный интеллект, на любой вопрос выдаст кучу ссылок, кучу каких-то книг и тому подобное, это тот, который найдёт подход к человеку так, чтобы он действительно заинтересовался Христом, так, чтобы он поверил. «Аполлос насаждал, Павел поливал, а жать будет Христос», вот это замечательная формула апостола Павла, которая оставляет нам возможность для миссии.

К. Мацан

— Получается, что и в Школе православного миссионера, и вообще для миссионерства в целом важно какое-то человеческое обучение. Вот как этому научить, можно ли этому научить? Вот как научить другого видеть человека и уметь в нём вот как-то распознать то, как именно ему, именно здесь и сейчас сказать о Христе, это вообще возможно?

А. Коршиков

— Кстати, обучение, которое человек должен проходить — это обучение вообще во всей Церкви, это не просто учёба в Школе православного миссионера, мы даём знания, но мы не можем заменить богослужения, Таинства, духовников, поэтому человек, конечно, приобретает эти качества, такое небезразличие к другому человеку вообще и к своей жизни. Конечно, мы подсказываем, и вот этот момент важный, здесь даже немножко переходим к теме ошибок миссионеров, некоторые миссионеры такие ревнующие, они вот видят человека: вот он же ещё не в Церкви — это плохой человек, интересы которого и его жизнь, там всё неправильное, а вот я сейчас ему вкину это знание, вот он обязан принять, а если не примет, то ещё хуже, значит, человек меня не услышал. Нам важно любить человека, понимать, что у него есть своя жизнь, свои переживания, свои ценности, и вот исходя из этого, видя то, что человеку важно, потихонечку смотреть, как вот правильно с ним общаться. В Школе мы просто всегда это говорим, что самая главная проповедь, она положительная, это не проповедь отрицательная в смысле, что мы должны сразу говорить, какая у человека вера, философия, насколько она неправильная, что в ней ложное, а говорить в первую очередь о Христе, о православии, рассказать красоту. И всегда, вот когда мы начинаем говорить, мы должны смотреть на человека, мы не должны забывать, что перед нами человек-живая личность, и мы должны как бы, условно говоря, подстраиваться под то, что ему интересно, под то, что ему важно, а не просто, знаете, как искусственный интеллект, как робот, вещать, а вот это вещание, оно от гордости, то есть вот это же я вещаю, это же я говорю, а человек должен и обязан слушать, его, получается, за моей гордыней просто нет. А когда мы начинаем смиряться, когда мы понимаем, что не мы приводим к Богу, когда мы внимательно, очень трепетно относимся к тому, что ему важно, этому человеку, тогда потихонечку вот эти зёрнышки на правильную почву падают.

К. Мацан

— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, Александр Коршиков, заместитель председателя Православного Миссионерского общества при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви. Скоро вернёмся, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан, а в гостях у нас сегодня протоиерей Игорь Фомин, председатель Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии города Москвы и настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, и Александр Коршиков, заместитель председателя Православного миссионерского общества при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви и заместитель руководителя Школы православного миссионера. Вот, Александр, вы уже эту фразу произнесли: «ошибки миссионера», я вспомнил историю, отец Игорь, я от вас ее слышал, про то, как...

о. Игорь

— Про семинаристов?.

К. Мацан

— Да-да, вы можете рассказать, чтобы просто наши слушатели тоже поняли пример типичной ошибки миссионера, а потом я вас спрошу: а в чем была ошибка, собственно говоря?

о. Игорь

— Да, совершенно замечательная история, которая совершилась с семинаристами Троице- Сергиевой лавры то ли в конце 80-х, но скорее всего, вот прямо в 90-м году, когда только-только случилась перестройка, когда вроде бы Церковь получила свободу, более-менее, вот несколько семинаристов решили отправиться в миссионерскую поездку, тогда этого еще не было никогда, выбрали какую-то глухую деревню, взяли свои рюкзачки и поехали, молодые, худенькие, стройненькие, маленькие. Приехали на эту станцию и пошли в ту местность, в которую они должны были, километров пятнадцать надо было идти. И вот едет на телеге, значит, мужичок, говорит: «Ребят, куда идем?» — «Туда идем». — «Садись, подвезу». Ну, сели, друг друга толкают: «Давай, ты начинай!» — «Нет, ты начинай!»

К. Мацан

— Миссионерствовать.

о. Игорь

— Да. Вот одного вытолкали, который сейчас уже является митрополитом Русской Православной Церкви, тогда еще студент был только, вот он подсаживается поближе на телеге к этому мужичку, начинает миссионерство и говорит: «Мужик, ты к смерти готов?» Он не был готов к смерти, конечно — одним ударом сбил его с этой телеги, но ребята там дошли потом до этого селения. Но вот это действительно, с одной стороны, и неправильная миссия, а с другой стороны, это показатель того, что они настолько горят Христом, что у них, в общем-то, нет никаких преград. А в чем здесь, в общем-то, неправильность — вы знаете, апостол Павел точно так же говорит, что «Я для всех был всем, чтобы хоть для кого-то стать чем-то». И когда он приходит в Ареопаг мы помним, как он начинает свою речь: «Я обратил внимание, что вы особо набожный народ, у вас есть разные жертвенники, и вот я увидел жертвенник неведомому богу, вот именно этого неведомого вам Бога я и проповедую», то есть он находит те места, которые в обществе, в человеке, которые становятся интересны этому человеку, и на этом он выстраивает большое богословие, потому что всё-таки апостол Павел — это один из величайших богословов, или даже один из первых богословов, на котором зиждется Церковь, и вот он именно так выстраивает взаимоотношения с внешним миром, и для нас это пример, конечно.

К. Мацан

— А вот очень интересно, Александр, вы упомянули, что могут быть разные задачи, которые для себя миссионер видит: кто-то на ближних нацелит своё горение, кто-то решит, что нужно весь Китай просветить, как иногда шутят: «главный вопрос русской философии религиозной — спасутся ли китайцы?» Ну вот известный случай, почему-то у меня в памяти осталась эта история тоже про перестроечные годы, когда к священнику приходит человек и говорит: «Вот, надо ехать вот туда, просвещать Китай, Азию!..», на что ему говорят: «Слушай, тут у нас своей работы непаханое поле, подожди пока китайцам миссионерствовать, тут надо со своими братьями, с ближайшими друзьями разобраться». Вот что вы об этом думаете? Обстоит ли дело так, что вот одному нужно идти в соседний подъезд, вот он так настроен, а другому нужно именно ехать в Китай, а вот со своими другие разберутся, у каждого какого-то миссионера свой талант, свой настрой, отчего это зависит?

А. Коршиков

— Я вот две компоненты раскрою по данному вопросу. Во-первых, действительно, сам человек, он потихонечку определяется, он понимает, что ему надо проповедовать в российском мегаполисе, в деревне российской, в больнице, в тюрьме, выбрать какой-то свой путь, или за рубежом. На самом деле люди, которые горят именно зарубежной миссией, их не настолько много, которые готовы ехать в другую страну, проповедовать, не так много. Поэтому, конечно, вот рубить на корню их желание и говорить, что вы должны проповедовать здесь не очень правильно, потому что их не так много. Большая часть миссионеров всегда останется у нас. Но, мне кажется, даже здесь немножко с другой стороны надо смотреть на этот вопрос: мы вот, когда размышляли о том, куда активнее направлять своих выпускников, на что обращать внимание в миссионерской практике, мы поняли, что всё очень просто, на самом деле — надо смотреть, какие нужды у Церкви сегодня.

К. Мацан

— Какие сейчас главные?

А. Коршиков

— И мы понимаем, что они меняются. Например, сейчас, если брать зарубежную миссию, кстати, очень активно у нас и студенты, и выпускники участвуют — это работа Патриарших экзархатов. Это Патриарший экзархат в Африке, это Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии в первую очередь. И у нас наши студенты и выпускники, они вот очень многогранной деятельностью занимаются, начиная с помощью в преподавании ставленникам новым, африканцам, это тоже важнейший элемент деятельности миссионерской, потому что это будут потом пасторы в Африке, африканцы. У нас, например, отец Георгий Максимов создал такую группу из наших выпускников, которая занимается, курирует фактически разные страны африканские отсюда, и вот нужды, проблемы, подсказки, то есть такая большая системная работа идёт с экзархатом. У нас есть уже не только отец Георгий, у нас ещё один преподаватель и бывший студент школы — Константин Гордица, он является главой образовательного отдела Патриаршего экзархата в Африке. Вот буквально сейчас мы сделали выпуск последний, у нас выпускник — тоже уже работник Патриаршего экзархата в Африке. Кто-то помогает по проектам Синодального миссионерского отдела, есть там проект очень большой по взаимодействию с «Вайбером», и там большая аудитория, несколько сотен тысяч человек уже, и вот они задают вопросы, и идет обработка этих вопросов людей невоцерковлённых совершенно подчас, в большей своей массе, тоже у нас там два студента трудятся сейчас, постоянно отвечают на эти вопросы. То есть вот Церковь, она даёт, грубо говоря, «заказ», священноначалие смотрит, вот сейчас она начала развивать эти экзархаты, вот такое направление миссии, мы помогаем. Священноначалие увидит, что сейчас надо максимально какие-то усилия проявлять во внутренней миссии — мы сразу туда направим свои силы. Поэтому, мне кажется, здесь надо просто смотреть внимательно, что и как видит священноначалие и ему помогать. Мы же помощники, Церковью правят епископы, и мы помощники епископов, куда надо направлять, туда мы и направляем. У нас, кстати, и Латиноамериканская епархия есть, и там есть помощь, и с латиноамериканцами, которые работают в Москве, у нас тоже работают студенты, выпускники. А так у нас по регионам и по школам ходят, и тюрьмы, и миссии. И вот наши выпускники, например, составляют фактически основную массу людей общества Николая Варжанского, которое сейчас в Москве занимается уличной миссией, там выпускники наши, поэтому...

К. Мацан

— Что такое «уличная миссия»?

А. Коршиков

— Уличная миссия — это такой проект, который еще начинал отец Даниил Сысоев. Это вообще было как практика, на самом деле, миссионерская — научиться разговаривать с людьми, то есть это общение с людьми на улице, как бы призывание их в храмы, такая есть форма, она непростая достаточно, но тоже есть плоды, тоже занимаются миссией. Поэтому поле очень большое, на самом деле.

К. Мацан

— Отец Игорь, а вы как основные задачи, перед которыми сейчас Церковь стоит, для миссии видите?

о. Игорь

— Вы знаете, если посмотреть на, назовем так, богословие миссии, то ветхозаветное общество иудейское, оно было локализовано, это вот иудейский народ, он должен был сохранять богопочитание, и все, в общем-то, было направлено именно внутрь этого народа. Ну, конечно, были и внешние какие-то, мы знаем там языки, Исайя, все это внешние пророки были, которые к внешнему обращались, к язычникам, но в основном это всё-таки внутрь общества иудейского, внутрь страны иудейской. Сейчас в Новом Завете границ нету, весь народ является народом Божиим, каждый имеет пространство и поэтому вот говорить, что «русская православная миссия» — вот я, честно говоря, даже не слышал такого словосочетания: «русская православная миссия», то есть мы не зацикливаемся на определённом регионе, на определённой стране, на народе и так далее, и тому подобное. Для нас каждый человек является, скажем так, потенциальным человеком, который войдёт в Царство Небесное, и мы должны на него быть направлены. Естественно, у каждого есть свои дары, у каждого есть свои способности. Кто-то, здороваясь утром в подъезде и вечером, ну, и днём тоже, в своём подъезде, сделает намного больше, чем какой-нибудь там, я не знаю, проповедник, который стоит в переходе и призывает ко Христу, раздаёт какие-нибудь буклетики и тому подобное. Зная, что это человек верующий, зная, что он здоровается, он может сделать очень много, это вот такая локальная миссия. Кто-то, наоборот, поедет в африканские страны, в Юго-Восточную Азию, не важно, куда он поедет там, не важно, где он там будет, и он там сделает много. То есть у каждого есть свои дары, и вот здесь диву даёшься, как Господь каждому даёт своё какое-то устремление. У меня есть знакомая, точнее, была знакомая, с которой можно было говорить только о пламени в сопле двигателя ракеты и самолёта, вот она этим горела — доктор наук и так далее, больше ничего её не интересовало, вот вообще ничего не интересовало. И вот так на неё смотришь и думаешь: надо же, Господь, какую любовь ей дал вот к этому соплу двигателя ракеты и самолёта, но она на своём месте, она многое сделала для страны, для развития и так далее. Точно так же и в миссии — Господь каждому даёт своё призвание. И наша задача Школы православного миссионера — это призвание не просто увидеть, а его ещё снабдить, я вот специально говорю такое слово, снабдить инструментарием, который бы позволил им поехать в Африку, здороваться дома у подъезда, вы скажете: невелика задача здороваться каждый день в подъезде. Велика.

К. Мацан

— Велика, я считаю, что велика, вот особенно для интровертов.

о. Игорь

— Да.

А. Коршиков

— Вот отец Игорь сказал про человека, который здоровается в подъезде, я тоже хотел привести яркий пример, важнейший такой элемент миссии, когда человек даже может не выходить из своей квартиры. Мы знаем двух величайших миссионеров — это равноапостольные Кирилл и Мефодий. Да, конечно, Кирилл, будущий Константин и Философ, он много ездил по диспутам, проповедовал, но главное наследие Кирилла и Мефодия — это их переводы. Они переводили, и, конечно, любовь к своей вере, чёткое понимание, точное знание вероучения позволяют производить правильный перевод. Вот, например, у нас в школе такая инициатива, одним из инициаторов был отец Дионисий Гришков, который является заместителем главы Синодального миссионерского отдела по внешней миссии, и вот под его руководством сейчас есть группа православных переводчиков в ШПМ, и наши студенты, выпускники, где-то, по-моему, уже шесть или семь языков, на которые они осуществляют переводы, это тоже важнейшая деятельность.

К. Мацан

— Уточним, что храм при МГИМО. (смеется)

К. Мацан

— Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, председатель Комиссии по катехизации и поддержки внутренней миссии города Москвы, и Александр Коршиков, заместитель председателя Православного миссионерского общества при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви, заместитель руководителя Школы православного миссионера, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Я бы вот еще о чем хотел поговорить в продолжение того, что мы говорим, о важности миссии, о путях миссии. Понятно, что в часовой программе трудно в общем говорить о том, а как миссионерствовать, каждый раз это выбор, человек здесь, сейчас. Меня в свое время очень так поразило, как один, я не помню кто, но греческий митрополит, автор, писатель духовный, сказал, что «главное, что может дать православие человеку сегодня в современном мире — это молчание». Вот казалось бы, странно, в чем-то странно, и меня эта мысль именно своей такой неожиданностью зацепила. Действительно, мы живем в ситуации валящейся на нас информации, бесконечные мессенджеры, сообщения, информационные потоки, и вот просто помолчать, как-то во внутреннюю клеть сойти и побыть там с самим собой, с Богом — вот уже много. Эта практика исихии, вроде не так уж неожиданно от православного миссионера об этом услышать. При этом, что в этой мысли меня цепляет: там человек не сказал что-то, что, может быть, мы ожидали бы услышать, там, что православие дает, это избавление от грехов, там, не знаю... смысл жизни — это все, безусловно, правильные вещи, но они уже такие, более-менее привычные. А вот такой неожиданный ответ — молчание, он как-то заставляет задуматься. И этот ответ адресован именно конкретному человеку сегодня с его болью в современной культуре. А вот как вам кажется, если эту мысль как-то продолжать и вопрос этот ставить — что современному человеку, который живет сейчас там в мегаполисе, даёт православие такого или может дать чего, нигде больше он не обретёт?

о. Игорь

— Отсутствие суеты. Мы прекрасно понимаем, что действие лукавого — это так засуетить человека, чтобы он не успевал ни на что среагировать, поверхностность. Вот проблема современного мира — это поверхностность. Всего понемножку, вы знаете, вот сейчас дети, допустим, очень образованные, но в каком плане? В плане интернета, в плане всяких соцсетей. Принцип соцсетей, он какой? Вот чтобы прочли четыре строчки, и вот дети сейчас могут говорить совершенно на любые темы, но четыре строчки, не больше, вот глубины там нет. И православие, если продолжать говорить о тишине, то оно и даёт человеку отсутствие суеты, то есть в православии очень важно научиться молиться, и об этом тоже православный миссионер говорит. Что такое молитва? Это же не просто ты там встал и поговорил с Богом. Ты должен настроиться, ты должен в тишину спуститься. У меня очень интересный был такой опыт: я присутствовал при разговоре одного батюшки со своими прихожанами, семья такая, причём прихожане такие очень серьёзные, он говорит: «Я вот вас благословляю, прошу, чтобы вы утром и вечером всей семьёй (их там три человека: папа, мама и ребёнок) читали Серафимово правило. Ну, мы всё прекрасно знаем, но что такое Серафимово правило? Это даже не пять минут. Это две минуты, в общем-то, да?

К. Мацан

— Это три раза «Отче наш» ...

о. Игорь

— «Богородице Дево, радуйся» три раза, и «Символ веры». И он говорит: «Но вы только подойдите так, чтобы, произнося эти молитвы, у вас была тишина в сердце. А для этого надо посидеть немножечко, помолчать там 5-10 минут, прочитать, может быть, какой-нибудь отрывок из календаря святоотеческих поучений, тоже 5-10 минут». И получается, что вот он их благословил на такую, знаете, умную горячую молитву.

К. Мацан

— Интересно, да.

о. Игорь

— Да, очень интересно. И действительно, это работает, вот такие примеры есть. Я сторонник всё-таки молитвенных правил, вы знаете об этом, Константин, но вот такой пример молчания, такой пример тишины и отсутствия суеты — это даёт православие. Но это возможно только во Христе Иисусе. Ты перестаёшь суетиться, когда ты понимаешь, что перед тобой вечность. Всё. Вот заслуга, скажем так, Православной Церкви в том, что тебе открывается такое философское понятие рассуждения: что бы ты ни делал, перед тобой вечность. Ты всё не переделаешь, ты всё равно будешь в этой вечности. И в свете этой вечности открывается Христос. Он открывается как спасение. И всё, задача, по большому счёту, миссионера, она вот выполнена — человек задумался о Христе. Следующая задача — привести его в Церковь, ибо без Церкви нет спасения. Задача миссионера — чтобы человек начал участвовать в Таинствах: в Крещении, если он не крещён, в таинстве Евхаристии чтобы начал участвовать, чтобы он имел жизнь вечную, как говорит Спаситель. И вот, а дальше Христос обязательно его переделает под Себя.

К. Мацан

— Александр, а вы как это видите?

А. Коршиков

— Я коротко бы добавил в контексте миссии причём, тему молчания развил бы, потому что, казалось бы, миссионер — это человек, который не молчит, который говорит, но человек-миссионер общается с человеком другим, и есть момент, когда он должен молчать и слышать другого человека, поэтому очень важно научиться слышать другого, и в этот момент ты молчишь, ты молишься, и человек видит, что ты ему не безразличен, что он может быть выслушан, а это тоже большая ценность в современном мире. Умение молчать в общении с другим человеком — это вообще огромная ценность. И когда ты молчишь, то и тот человек тоже начинает учиться этому молчанию, и он задумывается: а почему я так дорог этому человеку? Почему так? И он начнёт немножко погружаться в себя, а там, где человек остаётся один, отключаясь от этих всех потоков, как вы сказали, информационных, которые просто не дают человеку задуматься, постепенно туда приходит Бог, и вот это уже не просто молчание, а такое собеседование начинается, и постепенно Господь стучится в сердце, и происходят те самые перемены.

К. Мацан

— Мне вот рассказывали историю, как один друг другого всё пытался обратить в православие: и одно ему рассказал, другое ему рассказал, третье ему рассказал, книгу одну подарил, другую, третью, и друг как-то так всё колеблется, всё как-то не совершает решительного шага последнего. И тогда вот первый друг второго привёз в монастырь, и после этого, значит, вот всё случилось. И тогда спрашивает первый у второго: «А что же тебя такое заставило, этот последний шаг ты почему совершил?» Он говорит: «Да в меня монах снежком бросил. И я понял, что они такие же люди нормальные, как и все остальные» (смеются). И с одной стороны, вот классная история про то, как какая-то совершенно неожиданная такая простая вещь становится тоже шагом в миссии. С другой стороны, я эту историю сейчас рассказываю и понимаю, к вопросу об образовании и Школе православного миссионера: может быть, если бы не было до этого большой интеллектуальной подготовки, то снежок бы и не сработал, вот нужно было много всего узнать, а потом какая-то раз, и вспышка. Но у вас наверняка, как у миссионеров, тоже есть множество историй о том, как вот неожиданные вещи вдруг срабатывают. Расскажите, поделитесь.

А. Коршиков

— Ну, я вот сразу, когда вы рассказывали эту историю, я тоже вспомнил замечательную историю, она тоже очень простая: молодой человек учится на экономическом факультете в одном российском регионе, ему совершенно неинтересна вера. Молодой человек со своими интересами, своими какими-то амбициями, своими планами на будущее. И он просто ходил в бассейн, плавал, и там вот его тренер появился, который его обучал, помогал там развить этот навык. Они, просто так получилось, что у них были пути близкие, дома рядом находились, и тренер начал увязываться за ним, и начинал общаться, и всё как-то вот про православие начал говорить — «А зачем это? Совершенно неинтересно», он говорит. Потом какие-то начал книжечки дарить, раз, два, три. «И в итоге, — говорит, — что-то во мне щёлкнуло», это мне рассказывал архиепископ Русской Православной Церкви свой путь к Богу, понимаете? Поэтому вот пример: тихонечко, аккуратно, деликатно, но как-то вот... Он говорит: «Я не понимал, зачем мне это всё нужно?» Там книжечку про Матрону Московскую подарил. А в итоге уже архиепископ, настоящий молитвенник такой, причём именно миссионерская деятельность у него очень большая, вот так вот.

К. Мацан

— Интересно. Отец Игорь, а у вас?

о. Игорь

— Вы знаете, я хотел бы смежный прорекламировать Отдел в этом плане Русской Православной Церкви — благотворительный Синодальный отдел. Владыка Пантелеимон очень интересную создал структуру, где волонтёры. Можно просто прийти, записаться и поволонтёрить: сходить куда-нибудь в больницы, съездить сейчас на Донецк, помочь с ремонтом кому-то и так далее. И туда приходят люди совершенно разные, и верующие, и неверующие приходят, церковные, не церковные, которые в последний раз причащались вместе с бабушкой в далёком-далёком детстве. Но почти все уходят оттуда верующими людьми, и не просто верующими, а церковными людьми. Вот вы очень хороший пример привели про снежок, очень хороший, потому что человек видит, как другой живёт, он видит, как другой что-либо совершает, и он хочет этим заразиться. Очень интересно, есть такое выражение в миссионерской среде, что «если аргументов в пользу Бога у тебя больше нет, ты можешь начать говорить о Христе». (смеются) Мне это очень нравится, честно говоря, то есть невозможно говорить о вреде алкоголизма с рюмочкой в руках. Вот невозможно говорить о Христе, если ты сам не живёшь Христом. У духовенства есть такая негласная практика, правило негласное, что если ты что-то благословляешь другому человеку — делать сто поклонов в день, то ты сам должен делать двести поклонов, то есть ты должен сам прожить в этой шкуре другого человека, которому ты что-то говоришь. Если ты говоришь о молитве, если ты говоришь о чтении Священного Писания, если ты говоришь о догматике, о каких-то апологетических вещах говоришь, то ты сам должен в этом тоже быть специалистом, сам должен быть профессионалом. Так что вот здесь, знаете, невозможно научить сажать морковку и другие какие-то овощные и не только культуры, если ты сам не имеешь огорода, если ты только теоретически проходишь всё по учебникам или физкультуру сдаёшь по учебникам, олимпийским чемпионом ты никогда не станешь.

К. Мацан

— А вообще бывают случаи, когда миссионеру нужно... даже не замолчать, мы об этом поговорили, я знаете, о чём вспомнил? Есть знаменитая история у митрополита Антония Сурожского, когда он вышел на проповедь после литургии, и сказал, что — «Дорогие братья и сестры, это ужасно, но сегодня Евангелие во мне никак не отозвалось, мне вам нечего сказать в проповеди», и ушёл. Причём мне даже довело слышать одного нашего современника, архиерея, который признавался, что у него была такая же история, вот его спрашивали: «Вы могли бы так?» Он говорит: «У меня так было. Был Великий пост, чуть ли не Страстная, я вышел, сказал: «Знаете, я вот сейчас так плохо молился, что я не могу вам ничего сказать». А это миссионерский ход — такая вот, если угодно, честность самокритичная, и открытость, и готовность признать даже свои ошибки?

о. Игорь

— Честность всегда, и не только миссионерская. Миссионер не может быть лжецом, вот он не может говорить от ветра главы своея. Вообще миссионер, вот я говорю, что это не искусственный интеллект, то есть у нас не будет, скажем так, никогда конкуренции в этой области, но миссионер, он ничего не говорит своего, он может говорить только то, что он знает о Христе, только то, что он знает о Церкви, он может говорить только тогда, когда он любит другого человека. Очень часто задают вопрос, мне, вот как священнику: «Вот ехал в автобусе, вдруг там какая-то компания молодых людей смеялась, матом разговаривала. Меня это всё так раздражало, подошёл, сделал замечание, конфликт, чуть ли не подрались, там ещё что-то такое...» А другой говорит: «Мне их так жалко стало, этих ребят, что вот они там ругаются матом». Говорит: «Я подошёл и сказал. И всё, все сразу лапки подняли, говорят: «всё-всё-всё, вопросов нет». Мотивация, внутренняя мотивация миссионера, она очень важна. Ты говоришь о себе, возвышая себя на пьедестал: «всё знаю, с Богом, Божьей Матерью по пятницам пью чай», ещё что-то такое, или ты говоришь о другом человеке, ты говоришь о его жизни, ты обращаешься к нему, ты можешь его пожалеть — вот это две кардинально разные вещи. Первое: сухое знание, здесь искусственный интеллект нас обойдёт. А второе: никогда человек не заменится ни на кого другого.

К. Мацан

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, председатель Комиссии по катехизации и поддержке внутренней миссии города Москвы, и Александр Коршиков, заместитель председателя Православного миссионерского общества при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви, заместитель руководителя Школы православного миссионера. Мы напомним, что в Школу православного миссионера, о которой мы в том числе и сегодня говорили, идёт набор, и он продлится в течение октября, есть и очная, и заочная форма обучения, надо сдать экзамен вступительный, всё серьёзно, и программа большая. 1 октября — день открытых дверей, давайте ещё раз напомним, где искать информацию тем, кто, может быть, не сначала подключился.

о. Игорь

— Да, день открытых дверей, который пройдёт в Москве: улица Юрия Долгорукого, дом 25, в 14 часов, это миссионерский Синодальный отдел Русской Православной Церкви, можно даже на сайте, наверное, посмотреть, где он находится территориально, и будет молебен на день открытых дверей. Естественно, всех, кто заинтересовался, мы ждём в это общество. И я хотел бы сказать, чтобы люди не забывали, что всё-таки миссионерствовать призван каждый. Веру во Христа мы носим не для себя лично, а для того, чтобы имя Христово звучало в этом мире.

А. Коршиков

— Да, я добавил бы, что у нас не просто так Школа находится при отделе, она официально у нас, вот Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе, и любую информацию по Школе можно, просто набрав в любом поисковике и сочетании «Школа православного миссионера» будет ссылка сразу на сайт, где вся актуальная информация размещается.

К. Мацан

— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. У микрофона был Константин Мацан. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА.

о. Игорь

— Всего хорошего, до свидания.

А. Коршиков

— С Богом! Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем