
Поэт, прозаик, переводчик и организатор многих культурных событий эпохи, названной когда-то «Серебряным веком», — Георгий Иванович Чулков прожил на белом свете ровно шестьдесят лет. По возрасту он был чуть старше своих великих поэтов-современников, ставших ему впоследствии добрыми друзьями: Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака.
Чулков родился в 1879-м и отошёл к Господу накануне Второй Мировой войны, — когда в Советском Союзе уже прошли печально известные «сталинские чистки» и сотни тысяч безвинных людей были уничтожены.
В тридцатые, поэт-символист, выпустивший в прежней России семитомное собрание своих сочинений, собиравший на выступления сотни почитателей, выдающийся исследователь поэзии Тютчева, — жил в полной нищете и забвении.
Беды сыпались на него одна за другой.
Вот, из его письма Горькому: «Помогите, Алексей Максимович!... Арестовали мою жену. Она теперь немолодая. Ей стукнуло шестьдесят. Она тяжело больна. В чем же ее преступление? Неужели в том, что она религиозна?.. Ни в каких религиозных организациях, общинах, кружках она не состоит... А то, что... читает Библию, любит канон Андрея Критского, вопли Ефрема Сирина и песни Иоанна Дамаскина, — кому от этого худо?.. Арест Надежды Григорьевны — тяжкая кара для меня. Но меня не за что карать. В меру моих сил я честно работаю... А между тем арест моей старухи для меня даже не тюрьма, а самая настоящая казнь. Заступитесь...» Конец цитаты. Жена Георгия Ивановича, к счастью, выжила.
Чулков пережил в своём творчестве характерную и вместе с тем удивительную духовно-эстетическую эволюцию: во второй половине жизни он пересмотрел и отказался от придуманной им теории «мистического анархизма», и последние двадцать лет своего бытия писал удивительно глубокие христианские стихи.
Душа ущербная, как ночь слепая!
По меркнущим следам поводыря,
Ты, нищая, бредешь, изнемогая,
В предчувствии таинственном горя.
Но снится вновь тебе обитель рая,
А над тобой — блаженная заря.
И в небесах, от края и до края,
Звучат псалмы премудрого царя.
Георгий Чулков, 7 июля 1920-го года
Шесть лет спустя после этого стихотворения, Георгий Иванович написал знаменитой революционерке Вере Фигнер:
«...Я хочу сказать, Вера Николаевна, что ничто не может заменить религию. Человек может прожить на земле, лишившись зрения или слуха, но он не может прожить даже часа, лишившись религиозного опыта». Конец цитаты.
«Трудна Твоя, Господь, работа.
Дай посох мне. Благослови.
Тогда умрет в душе забота
И страсть напрасная в крови.
Тогда легко мне иго будет
И предназначенный мне труд.
Труба архангельская нудит
Идти туда, где крест и суд.
Тогда, свободный и безгневный,
Пойду по нивам и лесам,
И голос благостно напевный
Пусть в душу веет по ночам.
А по утрам пусть солнце светит
Мне в сердце голубым лучом;
И дивный мир меня приветит,
И ангел осенит крылом.
И в монастырские ворота
Я постучусь и запою:
«Легка Твоя, Господь, работа!
Тебе я душу отдаю...»
Георгий Чулков, «Лёгкое иго», 2 октября 1920-го года
Все выпуски программы Рифмы жизни
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема