Адрес храма Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах:
Барашевский пер., 8/2
Как добраться до храма:
Со ст. метро "Китай-город" выход на улицу Маросейка. Далее троллейбус №45 (в сторону Садового кольца). Ехать до остановки "Покровские ворота", далее идти вперёд (300 м) по ходу троллейбуса до Барашевского переулка (справа).
От метро "Курская" идти в сторону Садового кольца. Садовое кольцо надо перейти по подземному переходу, из перехода выход направо. Пройти до первого переулка, по нему подниматься вверх к Лялиному переулку. От площади Лялиного переулка вверх уходи наш (Барашевский) переулок. Храм будет далее по переулку слева.
Со ст. метро "Чистые пруды" или "Тургеневская Выход" к Чистопрудному бульвару (памятнику Грибоедову). На любом трамвае проехать до остановки "Покровские ворота". Далее налево по движению улицы Покровка до Барашевского переулка (справа). Повернув в переулок увидите колокольню.
Схема проезда:
Контакты:
Барашевский пер., 8/2,
Телефон: 917-77-27.
Адрес сайта: http://www.vvedenievbarashah.ru/
Слобода в русской истории весьма часто была не только, и главным образом, не столько территориальной единицей, но и сообществом людей одной сферы деятельности, одной профессии.
Вот была в древности такие люди, которых называли бараши. Странное и непонятное это слово обозначает людей, в ведении коих находилось, так сказать, шатровое хозяйство царя – перевозка и установка шатров для царского проживания. От профессии и пошло название – Барашевская слобода. А какая слобода без храма? Вот и в Барашевской слободе с 1476 года стоял храм с чудесным названием "Храм Введения пресвятой Богородицы под сосенками", известный еще и тем, что при нем на средства местного священника Фокина была открыта одна из первых начальных московских школ.
Подготовка к строительству теперешнего здания храма началась в 1688 году тем, что было заготовлено 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён придел Лонгина Сотника (он считался покровителем московской царской династии), вслед за ним придел Пророка Ильи. При строительстве нового храма частично использовались стены и детали предыдущего храма.
Интересным фактом является то, что сначала кровля храма имела покрытие из белого камня и цветной поливной черепицы. Предполагается, что это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель – железо нужно было для пушек.
Позже, уже в начале 19-го века к переделке, даже скорее, к усовершенствованию и приукрашиванию храма приложил руки далеко небесталанный Матвей Казаков, сын прославленного архитектора Матвея Федоровича Казакова.
Архитектурный стиль храма относится к московскому барокко. Если же мы вспомним, что стилю Барокко свойственны среди прочего стремление к величию и пышности, то в свою очередь, можно представить и красоту Храма, даже еще его не видя.
Хотя кто вам помешает увидеть храм на пересечении Подсосенского и Барашевского переулков?
Увы, в 1932 году храм был закрыт. Однако же - и это при известном отношении к религии! – рука богоборцев не могла подняться на произведения искусства, и поэтому огромное количество икон из великолепнейшего иконостаса были переданы в Третьяковскую галерею и в Исторический музей.
Неясно, что спасло храм от полного уничтожения. Но факт остается фактом. Хотя храм не избежал участи стать заводским помещением.
Но в 70-80-х годах храм реставрировали. А в 1993 его вернули Церкви.
Рассказывают, что в 1948 году пробивали стену для заводской надобности и обнаружили будто бы три ниши, а в них три замурованных скелета, на груди у них - золотые кресты, а на головах - золотые короны.
Интересно, если это правда, узнаем ли мы когда-нибудь, что за тайну хранила в своих стенах прекрасная Введенская Церковь в Барашах?
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема