Удивительную историю, случившуюся с ней сразу после Великой отечественной войны, доктор медицинских наук Ина Кузнецова описала в начале нынешнего века, когда ушла на пенсию. Книга «Зона милосердия» оказалось её первой и последней не научной книгой, – написанной в лучших традициях документально-художественной прозы. Это повесть о работе в зоне совсем молодой выпускницы мединститута, в спецбольнице № 4791 в Рязанской области, книга о больных немцах и русских врачах, о милосердии и вере в Божий промысел.
Впрочем, о своей вере Ина Павловна, прямо не говорит ни разу, Божье имя является в её словах естественно, как дыхание, и читатель всё понимает сам.
«…Здесь, и это было счастьем, обездоленные люди получили работу, крышу над головой, стол, тепло домашнего очага, определенную уверенность в завтрашнем дне и дружеское плечо товарища. Получили работу, состоящую в облегчении страданий и спасении жизни других людей, формальных врагов, принесших нам неисчислимые несчастья. Но фактически не менее несчастных, не по своей воле брошенных в кровавую пучину, обманутых и униженных, и также вырванных из домашнего уюта.
И нет весов для измерения страданий и тех и других. И размывается линия противостояния. Враги на полях сражений. Но пушки умолкли.
И в наступившей тишине громче и отчетливее звучат стоны, острее страдание, мучительнее безысходность. Здесь нет победителей и нет врагов. Пролитая кровь уравняла все. Остается лишь открытая человеческая душа и Божеское в ней».
Читала Елена Топникова.
Уже через год работы вчерашняя студентка стала заместителем начальника спецгоспиталя по лечебной части, работала без продыху, прерываясь лишь на сон. Я читал как завороженный, сожалея, что не пошел в свое время в медицину, о которой на последних страницах «Зоны милосердия» сказаны такие простые слова: «…именно в то время для меня стало очевидным, что медицина в широком смысле слова – это вершина человеческой нравственности, доброты и интеллекта. Служение ей – великая честь». А в другом месте, тем же ровным, спокойным тоном она назвала свою профессию – святой.
Через три года службы доктор сопровождала состав с репатриированными больными в Германию. Нарушив инструкцию, взяла с собою не воевавшего (но пленённого в 15 лет) юношу Вальтера, страдавшего открытым туберкулезом. Начальство требовало оставить его на пути следования, но это значило, что Вальтер не увидит своих родных хотя бы на краю жизни. И самый трудный, трехдневный участок пути врач Кузнецова ехала со своим подопечным в туберкулезном вагоне, делая ему поддерживающие уколы и следя за ним.
«Это уже вопрос не его – Вальтера, а моего личного спасения, – пишет Ина Павловна. – Оставленный, он умрет на другой день. Это совершенно очевидно. А я, сколько бы ни прожила на этом свете, понесу с собой тяжесть неизбывного греха за ничем не оправданное малодушие…»
«Мама настаивала на немедленном обследовании, так как считала, что я наверняка заразилась туберкулезом. У меня же подобные мысли не возникали ни разу. И подвигом я свой поступок тоже не считала.
И тогда и теперь я твердо уверена – мой поступок был угоден Богу. Мне удалось выполнить задуманное: почти умирающего Вальтера я довезла живым и не заболела туберкулезом».
Ины Павловны Кузнецовой – Царствие ей Небесное – не стало в 2009-м. Не могу не поделиться с вами её живым голосом, отысканным мною в архиве Радио России, в программе «Персона грата» нашего коллеги Виталия Ушканова.
«…С какого-то времени я начинала понимать – и чем дальше, тем больше – что это была какая-то исключительная ситуация, в которую Бог помог мне попасть…»
Надеюсь, кто-то из вас, друзья, отыщет эту светлую и мудрую книгу, эту «Зону милосердия», которую уже экранизировали и перевели на немецкий язык.
«Ответственность родителей за детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, какую ответственность перед Богом за воспитание детей несут родители, как при этом родителям не переоценить свою роль в жизни детей, как передавать детям важные ценности, помогать в образовании, но не подавлять и не отнимать данную Богом свободную волю.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе» — «Счастье не по векселю»

Фото: Piqsels
Английский писатель Чарльз Диккенс в 1843 году написал повесть «Рождественская песнь в прозе». Эта книга положила начало жанру святочной повести. Кратко её сюжет таков: в рождественскую ночь скряга и бездушный делец Скрудж встречает трёх духов — прошлого Рождества, настоящего и будущего. Они показывают герою его жизнь. Результатом встречи становится его преображение. Покаяние в переводе с греческого языка и означает: изменение. Скрудж в Рождественскую ночь не просто осознаёт свои ошибки и грехи. Это — лишь половина покаяния. Он возрождается к новой жизни. В нём пробуждаются милосердие, сострадание, молитва и любовь. Скрудж немедленно принимается действовать, помогает бедным, примиряется с племянником, заботится о больном мальчике, сынишке своего клерка Крэтчита.
Этот внутренний переворот Скруджа сопровождается ликованием и весельем. Герой не погружается в мрачную пучину переживания о своих грехах, напротив. Утром Рождества герой восклицает:
— Я, как новорождённое дитя! Я так счастлив, что могу пуститься в пляс!
На первый взгляд эти слова удивляют. За плечами Скруджа — жизнь, наполненная грехами. Он едва коснулся покаяния. До радости ли ему? А всё просто. Радость неотделима от покаяния. Если ты прощён, если ты с Богом, то как ты можешь, будь хоть миллион раз недостоин, быть несчастным?
Осознавал ли Скрудж своё недостоинство? Да. Но это осознание не исключает счастья. А счастье не дают по векселю. Оно всегда — дар. Надо только принять его — с любовью, благодарностью и радостью.
Поэтому так ликует первым утром своей новой жизни герой «Рождественской песни» Чарльза Диккенса.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Храм Рождества Иоанна Предтечи — Нижний Новгород

Фото: Piqsels
Нижний посад — один из старейших районов Нижнего Новгорода. Ещё в тринадцатом веке здесь, в устье реки Почайны, у подножия Дятловых гор, шумел торг. К шестнадцатому столетию прибрежная территория представляла собой оживлённую слободу из полутора тысяч дворов, с бесчисленными лавками и амбарами. Центром Нижнего посада стала церковь Иоанна Предтечи. С паперти этого храма в 1612 году Козьма Минин огласил своё воззвание. Мужественный горожанин призвал тогда нижегородцев создать ополчение и защитить Москву от польских интервентов.
Иоанно-Предтеченская церковь в ту пору была деревянной. В камне её перестроили в 1683 году. Инициатором и организатором строительства стал успешный нижегородский промышленник Гавриил Дранишников. Он лично закупал материалы, нанимал каменщиков и отделочников и контролировал все этапы возведения церкви. К сожалению, меценат не дожил до освящения храма. Перед смертью он завещал всё свое состояние брату Лаврентию — с условием, что тот завершит богоугодное дело. И наследник с честью исполнил поручение.
Храм встал на склоне высокого холма, словно корабль на гребне волны. У его основания, под горой, строители обустроили так называемое «подцерковье» — просторные каменные помещения. Прихожане сдавали их внаём приезжим купцам и тем пополняли казну храма. В тридцатых годах девятнадцатого века эти строения снесли по велению императора Николая Первого. Он посетил Нижний и дал немало указаний по обустройству города. Вместо «подцерковья» соорудили каменную террасу, которая стала для храма своеобразным пьедесталом.
В 1882 году рядом с церковью Иоанна Предтечи построили часовню во имя Александра Невского. Так горожане почтили память императора Александра Второго, погибшего от рук террориста. Архитектурный ансамбль стал украшением Нижнего Посада. Он чудом уцелел после революции 1917 года. Безбожники закрыли Иоанно-Предтеченский храм вместе с Александровской часовней и приговорили к сносу. Однако, не снесли. Церковные строения приспособили под спортивную школу мотоциклистов и библиотеку.
В девяностых годах двадцатого века храм Иоанна Предтечи вновь стал принадлежать верующим. Горожане немало потрудились, чтобы вернуть зданию исторический облик. Научная реставрация завершилась в 2005-ом. В том же году 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй освятил возрожденную церковь Иоанна Предтечи. С тех пор богослужения в ней не прекращались.
Отреставрировали нижегородцы и Александровскую часовню. Небольшое изящное здание с фигурной островерхой крышей примыкает к Иоанно-Предтеченской церкви с северо-западной стороны. В народе часовню называют Царской. И этот эпитет не только напоминает о мученической кончине императора Александра Второго, но и свидетельствует об архитектурном великолепии здания.
Все выпуски программы ПроСтранствия







