Композитора Римского-Корсакова часто называли Сказочником. За оперы, написанные на сказочные сюжеты. Жена Николая Андреевича придумала ему прозвище Искренность. Он же звал её Золотой Рыбкой. И был счастлив тем, что по житейскому морю им довелось плавать вместе. Долгих 37 лет.
Николай родился в семье потомственных моряков. И хоть уже с шести лет он серьёзно занимался музыкой, его увезли из родного Тихвина в Петербург учиться в Морском корпусе. Николай и во время учёбы не забывал о пианино. Днём он лазал по мачтам, а вечером садился за инструмент. Завершив обучение, Николай отправился в кругосветное плавание. Гардемарин уплыл из России на долгих три года. Он бесконечно полюбил моря и океаны, но домой тянула музыка. Вернувшись в Петербург, Николай взялся за сочинение симфонии. А вскоре познакомился с пианисткой Надей ПургОльд. «Высокоталантливая музыкальная натура», «Наш милый оркестр», - так называли Надю коллеги и прочили ей славу первой русской женщины-композитора. Римский-Корсаков не на шутку увлёкся Надеждой и часто появлялся у неё на даче. Однажды лунной ночью Надя стояла на балконе и досадовала на то, что Корсинька, как она его называла, давно не приезжал. Но только девушка тихо пропела: «В царство розы и вина приди, приди, я жду», как под деревьями мелькнула белая фуражка Николая. Так начиналась их любовь.
Надя была необыкновенной девушкой. Она искренне пыталась убедить Николая в том, что недостойна его и всерьёз думала, что в ней нет ничего хорошего. «Это ужасно, что он так ослеплен мною и не хочет видеть моего ничтожества. Он такой чистый, идеальный человек, что оттого и не видит дурного в других», - сокрушалась девушка. Молодых людей сблизило горе. За год до этого Надя потеряла мать. Теперь же в Италии скончался любимый брат Николая. Перед отъездом в Пизу Корсаков зашёл к Наде проститься. Девушка нашла слова, чтобы успокоить сражённого бедой Николая. Тогда-то и случилось нежное признание в любви. Через полгода они обвенчались. В свадебное путешествие поехали за границу. В Италии уличный художник вырезал из бумаги силуэт Нади. Николай с ним не расставался всю жизнь.
В семье всё шло по распорядку, заведённому Надеждой Николаевной. Она не была избалованной, привыкла жить просто и скромно. Зимой – работа, общение с друзьями. Летом – дача. Поменьше гостей, побольше чистого воздуха. И обязательно, чтобы рядом лес с озером. Николаю Андреевичу очень нравилась размеренная жизнь.
Семья росла, и её нужно было достойно содержать. Корсаков неустанно работал. Надя тоже сочиняла музыку, но о карьере пришлось забыть. Ей хватало того, что она была ближайшей помощницей и советчицей мужа. А уж когда появились дети, и вовсе стало не до музыки. Но как только выпадала свободная минутка, Надя садилась к пианино. И детей приучала к музыке. Один из сыновей играл на скрипке, другой на виолончели. Дочери пели. Это радовало и вдохновляло композитора. Тем более что дети проявляли живой интерес к его музыке. В образцовой семье Римского-Корсакова царило полное единодушие.
Их маленькая квартирка в центре Петербурга вмещала громадное количество гостей. По средам устраивались музыкальные вечера. До поздней ночи звуки рояля не давали соседям спать, а бас поющего Шаляпина был слышан даже на улице. Гости расходились под утро, за ними являлись соседи с жалобами и хозяин дома давал обещание «никогда больше не шуметь по ночам».
Не обошли стороной Римских-Корсаковых и семейные невзгоды. Из семерых детей двое умерли. Надежда Николаевна опасно болела. Да и взгляды на музыку у супругов со временем разошлись. Надя не умела лгать, и если ей что-то не нравилось в творчестве мужа, она ему об этом заявляла. Николай Андреевич обижался и чувствовал себя одиноким. Начиналась депрессия. Но у него было одно удивительное качество. Когда казалось, что уже нет сил ни жить, ни работать, открывалось второе дыхание. Воля у бывшего морского офицера была железной. И духовного угасания он боялся сильнее смерти.
Несмотря на горестные страницы их жизни, семейную историю Римских-Корсаковых можно без сомнения назвать счастливой. У музыкального Сказочника была Золотая Рыбка. Она не исполняла любых его желаний. Но сумела забыть о своих, посвятив свою жизнь семье. Николай Андреевич написал столько чудесной музыки, что современники удивлялись, как такое под силу одному человеку. Под силу, если Бог одарит волшебной наградой – любящей и преданной женой.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер