Композитора Римского-Корсакова часто называли Сказочником. За оперы, написанные на сказочные сюжеты. Жена Николая Андреевича придумала ему прозвище Искренность. Он же звал её Золотой Рыбкой. И был счастлив тем, что по житейскому морю им довелось плавать вместе. Долгих 37 лет.
Николай родился в семье потомственных моряков. И хоть уже с шести лет он серьёзно занимался музыкой, его увезли из родного Тихвина в Петербург учиться в Морском корпусе. Николай и во время учёбы не забывал о пианино. Днём он лазал по мачтам, а вечером садился за инструмент. Завершив обучение, Николай отправился в кругосветное плавание. Гардемарин уплыл из России на долгих три года. Он бесконечно полюбил моря и океаны, но домой тянула музыка. Вернувшись в Петербург, Николай взялся за сочинение симфонии. А вскоре познакомился с пианисткой Надей ПургОльд. «Высокоталантливая музыкальная натура», «Наш милый оркестр», - так называли Надю коллеги и прочили ей славу первой русской женщины-композитора. Римский-Корсаков не на шутку увлёкся Надеждой и часто появлялся у неё на даче. Однажды лунной ночью Надя стояла на балконе и досадовала на то, что Корсинька, как она его называла, давно не приезжал. Но только девушка тихо пропела: «В царство розы и вина приди, приди, я жду», как под деревьями мелькнула белая фуражка Николая. Так начиналась их любовь.
Надя была необыкновенной девушкой. Она искренне пыталась убедить Николая в том, что недостойна его и всерьёз думала, что в ней нет ничего хорошего. «Это ужасно, что он так ослеплен мною и не хочет видеть моего ничтожества. Он такой чистый, идеальный человек, что оттого и не видит дурного в других», - сокрушалась девушка. Молодых людей сблизило горе. За год до этого Надя потеряла мать. Теперь же в Италии скончался любимый брат Николая. Перед отъездом в Пизу Корсаков зашёл к Наде проститься. Девушка нашла слова, чтобы успокоить сражённого бедой Николая. Тогда-то и случилось нежное признание в любви. Через полгода они обвенчались. В свадебное путешествие поехали за границу. В Италии уличный художник вырезал из бумаги силуэт Нади. Николай с ним не расставался всю жизнь.
В семье всё шло по распорядку, заведённому Надеждой Николаевной. Она не была избалованной, привыкла жить просто и скромно. Зимой – работа, общение с друзьями. Летом – дача. Поменьше гостей, побольше чистого воздуха. И обязательно, чтобы рядом лес с озером. Николаю Андреевичу очень нравилась размеренная жизнь.
Семья росла, и её нужно было достойно содержать. Корсаков неустанно работал. Надя тоже сочиняла музыку, но о карьере пришлось забыть. Ей хватало того, что она была ближайшей помощницей и советчицей мужа. А уж когда появились дети, и вовсе стало не до музыки. Но как только выпадала свободная минутка, Надя садилась к пианино. И детей приучала к музыке. Один из сыновей играл на скрипке, другой на виолончели. Дочери пели. Это радовало и вдохновляло композитора. Тем более что дети проявляли живой интерес к его музыке. В образцовой семье Римского-Корсакова царило полное единодушие.
Их маленькая квартирка в центре Петербурга вмещала громадное количество гостей. По средам устраивались музыкальные вечера. До поздней ночи звуки рояля не давали соседям спать, а бас поющего Шаляпина был слышан даже на улице. Гости расходились под утро, за ними являлись соседи с жалобами и хозяин дома давал обещание «никогда больше не шуметь по ночам».
Не обошли стороной Римских-Корсаковых и семейные невзгоды. Из семерых детей двое умерли. Надежда Николаевна опасно болела. Да и взгляды на музыку у супругов со временем разошлись. Надя не умела лгать, и если ей что-то не нравилось в творчестве мужа, она ему об этом заявляла. Николай Андреевич обижался и чувствовал себя одиноким. Начиналась депрессия. Но у него было одно удивительное качество. Когда казалось, что уже нет сил ни жить, ни работать, открывалось второе дыхание. Воля у бывшего морского офицера была железной. И духовного угасания он боялся сильнее смерти.
Несмотря на горестные страницы их жизни, семейную историю Римских-Корсаковых можно без сомнения назвать счастливой. У музыкального Сказочника была Золотая Рыбка. Она не исполняла любых его желаний. Но сумела забыть о своих, посвятив свою жизнь семье. Николай Андреевич написал столько чудесной музыки, что современники удивлялись, как такое под силу одному человеку. Под силу, если Бог одарит волшебной наградой – любящей и преданной женой.
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер