Николай и Надежда Римские-Корсаковы - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Николай и Надежда Римские-Корсаковы

* Поделиться

Николай Римский-Корсаков
Композитора Римского-Корсакова часто называли Сказочником. За оперы, написанные на сказочные сюжеты. Жена Николая Андреевича придумала ему прозвище Искренность. Он же звал её Золотой Рыбкой. И был счастлив тем, что по житейскому морю им довелось плавать вместе. Долгих 37 лет.

Николай родился в семье потомственных моряков. И хоть уже с шести лет он серьёзно занимался музыкой, его увезли из родного Тихвина в Петербург учиться в Морском корпусе. Николай и во время учёбы не забывал о пианино. Днём он лазал по мачтам, а вечером садился за инструмент. Завершив обучение, Николай отправился в кругосветное плавание. Гардемарин уплыл из России на долгих три года. Он бесконечно полюбил моря и океаны, но домой тянула музыка. Вернувшись в Петербург, Николай взялся за сочинение симфонии. А вскоре познакомился с пианисткой Надей ПургОльд. «Высокоталантливая музыкальная натура», «Наш милый оркестр», - так называли Надю коллеги и прочили ей славу первой русской женщины-композитора. Римский-Корсаков не на шутку увлёкся Надеждой и часто появлялся у неё на даче. Однажды лунной ночью Надя стояла на балконе и досадовала на то, что Корсинька, как она его называла, давно не приезжал. Но только девушка тихо пропела: «В царство розы и вина приди, приди, я жду», как под деревьями мелькнула белая фуражка Николая. Так начиналась их любовь.

Надя была необыкновенной девушкой. Она искренне пыталась убедить Николая в том, что недостойна его и всерьёз думала, что в ней нет ничего хорошего. «Это ужасно, что он так ослеплен мною и не хочет видеть моего ничтожества. Он такой чистый, идеальный человек, что оттого и не видит дурного в других», - сокрушалась девушка. Молодых людей сблизило горе. За год до этого Надя потеряла мать. Теперь же в Италии скончался любимый брат Николая. Перед отъездом в Пизу Корсаков зашёл к Наде проститься. Девушка нашла слова, чтобы успокоить сражённого бедой Николая. Тогда-то и случилось нежное признание в любви. Через полгода они обвенчались. В свадебное путешествие поехали за границу. В Италии уличный художник вырезал из бумаги силуэт Нади. Николай с ним не расставался всю жизнь.

В семье всё шло по распорядку, заведённому Надеждой Николаевной. Она не была избалованной, привыкла жить просто и скромно. Зимой – работа, общение с друзьями. Летом – дача. Поменьше гостей, побольше чистого воздуха. И обязательно, чтобы рядом лес с озером. Николаю Андреевичу очень нравилась размеренная жизнь.

Семья росла, и её нужно было достойно содержать. Корсаков неустанно работал. Надя тоже сочиняла музыку, но о карьере пришлось забыть. Ей хватало того, что она была ближайшей помощницей и советчицей мужа. А уж когда появились дети, и вовсе стало не до музыки. Но как только выпадала свободная минутка, Надя садилась к пианино. И детей приучала к музыке. Один из сыновей играл на скрипке, другой на виолончели. Дочери пели. Это радовало и вдохновляло композитора. Тем более что дети проявляли живой интерес к его музыке. В образцовой семье Римского-Корсакова царило полное единодушие.

Их маленькая квартирка в центре Петербурга вмещала громадное количество гостей. По средам устраивались музыкальные вечера. До поздней ночи звуки рояля не давали соседям спать, а бас поющего Шаляпина был слышан даже на улице. Гости расходились под утро, за ними являлись соседи с жалобами и хозяин дома давал обещание «никогда больше не шуметь по ночам».

Не обошли стороной Римских-Корсаковых и семейные невзгоды. Из семерых детей двое умерли. Надежда Николаевна опасно болела. Да и взгляды на музыку у супругов со временем разошлись. Надя не умела лгать, и если ей что-то не нравилось в творчестве мужа, она ему об этом заявляла. Николай Андреевич обижался и чувствовал себя одиноким. Начиналась депрессия. Но у него было одно удивительное качество. Когда казалось, что уже нет сил ни жить, ни работать, открывалось второе дыхание. Воля у бывшего морского офицера была железной. И духовного угасания он боялся сильнее смерти.

Несмотря на горестные страницы их жизни, семейную историю Римских-Корсаковых можно без сомнения назвать счастливой. У музыкального Сказочника была Золотая Рыбка. Она не исполняла любых его желаний. Но сумела забыть о своих, посвятив свою жизнь семье. Николай Андреевич написал столько чудесной музыки, что современники удивлялись, как такое под силу одному человеку. Под силу, если Бог одарит волшебной наградой – любящей и преданной женой.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем