Так уж сложилось, что Польша воспринимается нами как исключительно католическая страна. Существует даже такая поговорка: «Поляк настолько поляк, насколько он католик». На самом деле, и православных христиан в Польше довольно много. А у польского Православия есть и свои традиции, и свои великие святыни.
Одной из них по праву считается Святая гора Грабарка или Гора крестов. Расположена она в восточной части Польши, почти на границе с Белоруссией. Грабарка представляет собой окружённый лесом холм. На вершине его стоит православный женский монастырь. Большая часть монастыря и его окрестности заполнены крестами. У ворот обители течет древний источник.
Лично у меня, до посещения Грабарки, большое количество крестов ассоциировалось исключительно с кладбищем. Когда я оказался на Грабарке и, более того, когда увидел способ, которым сюда доставляются кресты, множество крестов стало для меня символом искренней и сильной молитвы.
Грабарка почитается как святое место ещё с начала восемнадцатого века, когда в ближайших к ней селениях началась эпидемия холеры. Именно тогда местным жителям было послано от Бога откровение — если хотите, чтобы болезнь отступила, идите с крестами на холм к источнику, помолитесь об освящении воды, и эта вода станет для вас лекарственной. Люди поступили так, как было сказано, и эпидемия закончилась.
В память о чуде шествие к источнику стало происходить ежегодно, а кресты, которые люди с собой несли, они начали оставлять рядом с источником. Со временем эти кресты заполнили собой весь холм. Так и появилось название - «Гора крестов».
Шествие с крестами совершается на Грабарке и сегодня. Теперь в нём принимают участие не только православные, но и представители других христианских сообществ. Огромное количество людей стекается в Грабарку к 19 августа, когда Церковь отмечает праздник Преображения Господня. Каждый паломник приносит с собой в монастырь крест, большой или маленький. С этими крестами люди трижды обходят на коленях главный храм обители, молясь Богу о своих нуждах.
Смотреть на это шествие без эмоций невозможно. Огромное количество людей, молодых и старых, с крестами в руках медленно идут на коленях. В их глазах видны слёзы. Но не от боли или неудобства. А от радости и счастья — ведь они совершают молитвенный подвиг для Бога.
Грабарка — это ещё и проявление силы польского Православия. Дело в том, что в 1990 году грабарский монастырь сильно пострадал от пожара — главный храм обители был полностью уничтожен огнём, многие кресты тогда тоже сгорели. Трагедия произошла из-за поджога, который учинил местный житель из-за своей ненависти к монастырю.
Однако произошедшее только сплотило православных поляков. Начался сбор пожертвований. В итоге собранная сумма позволила не только восстановить монастырь, но благоустроить его даже лучше, чем прежде.
Поэтому неслучайно атмосфера Грабарки производит очень сильное впечатление. И я до сих пор не перестаю с особым чувством вспоминать своё паломничество на Гору крестов.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о святыне польского Православия — Святой горе Грабарке.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!