Адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове:
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А.
Как добраться:
от станции метро «Отрадное» автобусом 605 до остановки «Проезд Дежнева, д. 32», далее пешком 5 мин., либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная»;
от станции метро «Свиблово», далее автобусом 628 либо маршруткой 280 до остановки «Ул. Заповедная».
Схема проезда:
Контакты:
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
+7 (499) 186-86-47
Адрес сайта: http://pokrovchram.ru/
В начале 16-го века этими местами владел князь огромной физической силы, по коей причине и получивший прозвище «Медведь». От этого прозвища местность стали называть Медведково.
Ныне это район на северо-востоке Москвы. Фамилию же князь носил Пожарский, и приходился он предком русского героя Князя Дмитрия Пожарского, одного из освободителей Руси от польско-литовских захватчиков в Смутное время.
В свое время, в начале 17-века Князь Дмитрий Пожарский унаследовал Медведково, на территории коего и формировалось народное ополчение Минина и Пожарского.
По окончании Смуты Дмитрий Пожарский сделал Медведково своей главной подмосковной резиденцией. И в память о событиях Смутного времени он в 1620 году поставил здесь деревянную шатровую церковь Покрова Богородицы.
А двумя десятилетиями позже, в 30-х годах он же построил здесь каменный шатровый храм, который ныне считается памятником национального объединения России и преодоления Смуты.
Надо отметить, что в эти же годы и, по большому счету, по этому же поводу храмы Покрова Богородицы строились во многих селах и родовых вотчинах многих знатных бояр.
Считается, что сам выбор местоположения медведковской церкви тоже очень важен. Потому что церковь расположена на пути к Троице-Сергиевой Лавре, коя была духовным центром сопротивления и единения Руси.
Ныне храм служит удивительной красоты образцом древнего шатрового зодчества. На колокольне сохраняется надпись о том, что это село принадлежало Дмитрию Пожарскому. Князь заказал и колокола с надписями, которые повествуют об истории создания церкви и ее владельце.
Далее род Пожарских пресекся, а село отошло казне. В 1687 году царевна Софья (старшая сестра Петра Первого) жалует село своему фавориту князю Василию Васильевичу Голицыну, при коем Медведково расцветает. Расцветает и храм Покрова Пресвятой Богородицы, где приглашенные Голицыным мастера создают сохранившиеся до сих пор иконостасы. Считается, что их создавал знаменитый белорусский мастер Карп Золотарев с учениками. К слову, он же создал иконостасы в шедевре «нырышкинского барокко» храме Покрова в Филях.
В советское время храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково не закрывался, но службы до Великой Отечественной войны шли в нижнем теплом приделе. А после 1945 года храм отремонтировали.
И ныне храм на улице Заповедной, 52-а является самым ярким и главным украшением огромного района, застроенного достаточно маловыразительными типовыми домами.
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема