27 Июля 1794 года был отстранен от власти — и на следующий день казнен — Максимилиан Робеспьер, один из самых известных деятелей французской революции. История его весьма поучительна. В апреле 1789 года его, провинциального юриста, избирают в Генеральные Штаты, представительный орган, в который входили депутаты со всей страны.
20 июня 1789 года, в результате противодействия двора, лишенные помещения депутаты собрались в зале для игры в мяч, где принесли клятву-присягу не расходиться, пока не будет выработана конституция. Одним из авторов текста присяги был Робеспьер — и он же принял участие в составлении текста знаменитой Декларации Прав Человека и Гражданина и первой французской конституции.
В этот период всё, что мы знаем о нем, показывает его как человека просвещенного и гуманного — он выступает за отмену смертной казни, за запрет рабства во французских колониях, за снятие правовых ограничений с религиозных и национальных меньшинств.
Как же получилось, что потом само имя Робеспьера стало ассоциироваться с гильотиной и террором? Его трагическая история повторяет историю Революции — и не только французской. Есть известная фраза, что революции замышляют люди гениальные, совершают их герои, а плодами их пользуются негодяи. К ней можно добавить, что нередко это одни и те же люди.
Робеспьер, глубоко увлеченный античным миром и философами-просветителями XVIII века хотел построить новое общество — в котором будет царить справедливость, добродетель и человеколюбие. Однако, как и другие люди, задавшиеся такой благородной целью, он вскоре обнаружил, что люди не понимают своего счастья — и не идут за благодетелями, которые лучше знают, как им жить.
Французская революция развивалась, страна погружалась в хаос, войска отказывались принимать участие в начавшейся войне с австрийцами, в ряде провинций начались выступления в защиту монархии.
Революцию можно было сохранить только самыми суровыми мерами — «тиранией свободы», как назвал это другой революционный деятель, Марат. Реальные или предполагаемые враги революции — или просто люди, жившие в областях, подозрительных с точки зрения контрреволюционных мятежей, подвергались поспешным судам — или вовсе бессудным расправам.
Как говорил Робеспьер в феврале 1794 года, «Нужно подавить внутренних и внешних врагов Республики или погибнуть вместе с нею; а в данном положении первым правилом вашей политики должно быть управление народом при помощи разума и врагами народа — при помощи террора»
По-видимому, Робеспьер не был человеком лично кровожадным — он просто считал, что для блага Франции и всего человечества необходимо рубить головы. Правда, он не предвидел, что этих голов скоро окажется и его собственная. А для нас он остается трагической и предостерегающей фигурой — очень легко превратиться из идеалиста в палача — особенно, когда ты борешься за счастье всего человечества.
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема