
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.1:10-2:3) и Евангельского (Мк.2:1-12) чтений во 2-е воскресенье Великого поста, о днях памяти святителя Григория Паламы, 40-ка мучеников Севастийских, Обретения мощей блгв. кн. Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, Обретения мощей свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица» в студии Марина Борисовна и наш сегодняшний гость клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Священник Николай Конюхов
— Здравствуйте, мои дорогие.
Марина Борисова
— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в Церкви завтра — во второе воскресенье Великого Поста и на наступающей неделе. Но, как всегда, по традиции постараемся вникнуть в смысл наступающего воскресения исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к евреям, начало отрывка 10 стих 1 главы и заканчивается отрывок первыми тремя стихами 2 главы. У меня такое ощущение, может быть, я, конечно, ничего не понимаю в том, что я читаю, но как будто начало этого отрывка стоит совершенно особняком. Вот как звучат эти слова:
«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».
И дальше идёт повествование совершенно, казалось бы, о другом. «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть».
Вот тут я обычно зависаю, как компьютер, и думаю, ну вот как связать эту фразу, «мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть». И всё, что мы читали перед этим.
Священник Николай Конюхов
— Дело в том, что, автор послания к евреям, он должен убедить слушающих его, иудеев, в том, что Бог вчера, и сегодня, и завтра один и тот же. Это очень важно, что есть некая константа, на которую можно опереться. Потому что всё проходит, всё меняется, и даже тот мир, который кажется незыблемым, или какие-то внешние формы, которые для иудеев были очень важны, незыблемы, такие как обрезание, допустим, о чём много раз апостол Павел писал. А это всё будет проходить, меняться, но есть что-то, что не меняется никогда — это Бог.
Это очень хорошая новость для нас, потому что есть хоть что-то в этом мире, на что можно опереться. И, конечно, мы должны доверять в этом плане именно словам Господа нашего Иисуса Христа, потому что это не просто некий ангел, он дальше говорит об ангелах, которые в служебной духе что-то говорили, возвещали, но тут пришел тот, кто больше ангелов. Тот, кому сказано было пророчески, вот этот отрывок из Псалма, «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». То есть он же говорит, если ангел — это служебные духи, как он мог ангелу это сказать? Соответственно, он сказал кому-то большему. И тут он, конечно, подразумевает Господа нашего Иисуса Христа. И для апостола Павла проповедь о Христе как о Боге — это было делом его жизни. Потому что это не так было просто. Современному человеку безрелигиозному проще в это поверить и это воспринять, чем человеку того времени, потому что в целом все общества того времени были в той или иной степени религиозными, просто верили они в разные вещи. Эллины верили в язычество, то есть у них было множество разных богов, и они вообще по-особенному ко всему этому относились. Кто-то разочаровался, кто-то был предан каким-то богам, и даже христианскую проповедь пытались уместить в языческую парадигму. А с другой стороны, были иудеи, которые были такими последовательными монотеистами, тем более это было утверждено в законе Божьем.
И поэтому они не могли принять весть о Сыне Божьем, то есть что вот у Бога несколько лиц, что Отец, Сын и Святой Дух. Для них это было нелогично, неестественно, тяжело было воспринять. То есть в этом плане иногда современный человек бывает как чистый лист, у него вообще какой-то религиозности еще нет. И он как бы включается в этот диспут уже сразу с христианских позиций. А в то время нужно было убедить уже религиозных людей, что их представления неполные, неправильные или не искаженные. Это очень непросто. И это талант, безусловно, миссионерский, гомилический, проповеднический талант замечательного апостола Павла, который мог в таких словах, в таких красивых образах, а тут он пишет иудеям, и, конечно, он очень часто приводит цитаты из Псалтири показывая какие-то неразрешимые моменты, чтобы они сами сделали выводы, что вот, и нужно быть, как он пишет, мы должны быть внимательны к слышному, чтобы не отпасть. Это тоже важно, потому что мы иногда проскакиваем слова Писания и Евангелия, уж тем более апостольские послания, к сожалению, не всегда все читают, и поэтому не понимают подлинного смысла, что там написано.
И он вот делает акцент на эти мессианские, так называемые места в Ветхом Завете, которые предвозвещали Сына Божьего. То есть мысль о том, что есть Сын Божий, она содержалась уже в Ветхом Завете. Просто ее нужно было увидеть. И в этом плане, он говорит, нужно быть внимательным, чтобы увидеть эти знаки.
Марина Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Марка, 2 глава, стихи с 1 по 12. Я думаю, все наши радиослушатели, почти все, знают этот удивительный рассказ про то, как жаждавшие исцелить своего друга люди, узнав, что в каком-то из домов остановился Спаситель, и не в силах пробиться с больным вместе с лежачим в этот дом, сквозь толпу других людей, которые хотели пообщаться с Ним, они придумали очень такой, с их точки зрения, по-видимому, правильный ход. Они залезли на крышу, разобрали ее и спустили больного на веревках прямо вот непосредственно внутрь. Я, когда читаю этот отрывок, всегда вспоминаю почему-то историю про Закхея мытаря. Вот они по духу где-то как-то в моём восприятии пересекаются, потому что там большой начальник маленького роста, чтобы увидеть Спасителя, полез на дерево, что само по себе... Ну вот представить себе в наше время, это абсурд, но это так.
И вот эта история с людьми, которые полезли на крышу и её практически разрушили, обычно, когда разговор заходит об этом отрывке, обращают внимание, естественно, на главный смысловой акцент, на слова Спасителя, что легче сказать, «ли расслабленному прощаются у тебя грехи», или сказать «встань, возьми свою постель и ходи». Но вот митрополит Антоний Сорожский в своей проповеди, посвященной этому отрывку из Евангелия, обратил внимание на другой смысловой акцент. Он писал, подумаем, как мы относимся к людям вокруг нас, которые сумели родить в нас какое-то чувство любви, которые сумели вызвать в нас уважение, когда они в нужде, как сложно мы к ним относимся. Да, мы молимся, мы, может быть, молебен отслужим, реже священника пригласим, окружим их какой-то светской заботливостью, цветами, подарками. И как редко-редко мы возьмём на себя труд, мы возьмём на себя риск сделать что-то неприятное, странное, чтобы человеку оказать действительную помощь. И вы знаете, это то, что очень часто ускользает, мне кажется, от нашего восприятия вообще евангельского отношения к жизни. Вот это парадоксальное поведение, вызванное нежеланием, простите за вульгаризм, выпендриться, а просто решения приходят не такие, которые должны прийти, а такие, которые диктует ситуация, и твоя абсолютная уверенность в том, что, прорвавшись к Спасителю, ты получишь искомое. Абсолютное доверие к тому, к кому ты хочешь пробиться. Мне кажется, что мы как-то мало об этом вообще размышляем.
Священник Николай Конюхов
— Действительно, этот эпизод показывает, что, ну, во-первых, нужно уметь дружить, потому что в критический момент ты можешь сам не вытянуть. Ну, то есть ты расслаблен, валяешься, у тебя там депрессия, печаль, вот, и ты там тянешься к бутылке. И вот там, чтобы у тебя нашлось ладно, четыре, хотя бы один друг, который скажет, там, брат, чем помочь? Давай я тебя возьму на руки и принесу в Церковь, там, или ещё что-то, ну, подобное, да? То есть вот готовый включиться в такую историю и вот в сложный момент поддержать, знаете, особенно когда вот у человека была какая-то страшная потеря, умерла любимая жена, или кормилиц семьи муж, или кто-то очень тяжело переживает смерть собственного ребёнка, ну или какие-то вот такие трудности в жизни. Всякое может произойти в жизни. И вот этот момент, если ты сам был в жизни любовью, сам умел что-то отдавать, то вокруг тебя будут такие люди, которые действительно это оценили и в критический момент смогут потащить тебя ко Христу. Это очень здорово. С другой стороны, то, о чем сказал владыка Антоний, что вы развили в своем вступлении, о том, что нужно не бояться иногда смелых решений. Мы об этом говорили, в том числе, когда беседовали на тему помощи зависимым. Допустим, иногда я слышал проповедь одного из священников, который занимается уже 20 лет помощью зависимым, и он говорит, что, допустим, человек, который долгое время находится в алкогольной зависимости, и ты думаешь, как ему помочь, каким образом, и вот там человек приезжает, взрослый мужик, вот всё время пьёт, не платит коммунальные услуги в квартире своей, не покупает продукты, не стирает вещи. Вот близкий родной человек, сестра, допустим, приезжает, всё ему стирает, привозит продукты, платит за него коммунальные услуги и считает, что она тем самым помогает ему. То есть она раздражается очень, переживает, кается в том, что она осуждает его. Тем не менее тащит на себе эту лямку. И вот иногда неординарный подход, взять и на какое-то время, допустим, отдалиться. И, как вы сказали, довериться Богу, сказать, Господи, ты любишь своего сына больше, чем я. И, к сожалению, ему нужно осознать, что если он не возьмет сейчас ответственность за свою жизнь, он так и будет ехать вот в этих созависимых отношениях, будет пользоваться, ну, то есть продолжает находиться в зависимости, потому что другой человек придет и за него все сделает. И вот какой смелый шаг, отказаться от этого гиперконтроля и уехать вообще в другой город. Понятно, что это на время, но это такой радикальный шаг, и очень немногие могут на это решиться. Но иногда помогает, потому что человек вдруг понимает, что сами собой вещи не стираются, продукты в холодильнике не появляются, коммуналка не платится, у нее отключили свет, закончились продукты. И вот он, дойдя до определенного дна, вдруг понимает, что нужно, оказывается, самому что-то делать, и ему уже невыгодно оставаться в этой зависимости, потому что просто он окажется на улице. И сестра, которую он обесценивал, которую вообще помыкал, не любил, оказывается, так много делала в его жизни. Этот радикальный шаг может иногда, да, вот этот разрушить потолок, сломать привычную вот какую-то такую парадигму, может отрезвить человека, и он может встать со своей постели и начать ходить.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда, по субботам в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, священник Николай Конюхов.
Это воскресенье, второе воскресенье Великого Поста. Церковь чтит память святителя Григория Паламы. А вообще, вторая неделя, которая подводит нас к этому воскресенью, называется седмицей светотворительных постов.
Вот что это за история дебатов вокруг фаворского света, кто такой Григорий Палама и почему даже до сих пор отголоски паламитских споров слышны, когда люди всерьёз задумываются о богопознании. Почему идея обожения при этой земной жизни казалась еретической до такой степени, что самого автора этой идеи, ну, может быть, не автора, а человека, который её пропагандировал, Григория Паламу, несмотря на глубочайшее уважение огромного количества и священнослужителей, и священноначалия, был момент, когда его просто практически лишили сана и объявили еретиком. Потребовался специальный собор, который вернул все вещи на свои места.
Священник Николай Конюхов
— Когда вы сказали о светотворенных постах, я подумал, что это батюшка пишет в социальных сетях во время поста — светотворенные посты. Но нет, это идёт речь про фаворский свет, который правильно вы обозначили. Тема, она дискутивная, и это... по правде, когда мы с прихожанами пытались это всё разобрать, и у нас наш штатный катахизатор прям долго об этом всём рассказывал, было очень интересно, но почти ничего не понятно.
Вот, то есть там достаточно сложно. Но если, по правде, начинать вот разбираться и как-то немножко на такой шершавом языком плаката говорить, то там спор физиков и мистиков. То есть у нас есть представление, что всё-таки Бог познаваем через его энергии, то есть через его действия, через то, как он проявляет себя в этом мире.
И это очень важно, потому что сделать Бога абсолютно трансцендентным, т.е. недоступным, непостижимым, т.е. мы знаем, что Бог непостижим, но Он всё-таки открывает Себя нам. Это ответ на запрос, блаженные чистеи сердцем, потому что не увидят Бога. Нам Бог обещал, знаете, требовать от человека вот такого, что вообще не будет никаких подтверждений твоей вере, вот только после смерти. Это жестоко.
И нас иногда обвиняют, православных, вот, у вас ты должен здесь всем отказывать, все делать, а награда тебе будет только после смерти. И типа не проверишь, потому что это уже, ну, как бы такая патетика. Нет, конечно. Господь говорит, что Царство Божие внутри вас совершается, и уже здесь, на земле, мы можем ощутить в полноте вот это ощущение, состояние Царства Божия, которое переживали апостолы, в том числе на горе Фавор. И вот это событие, важное евангельское событие, Преображение, когда Господь приоткрыл завесу, да, то есть Он немножко открыл ученикам свою божественную природу, они увидели свет, и, собственно, вокруг этого света велась битва, то есть Варлаам, и, подобно ему, западные богословы говорили, что это невозможно, это был некий физический свет, просто солнышко взошло, и они увидели просто, ну, это не имело никакого отношения к Богу, потому что Бог абсолютно непознаваем, и что они, мол, проповедуют ересь, что, говорят, буквально там какое-то физическое явление Бога, хотя Бог невидимый.
А Григорий Палома говорит, что Христос изменил глаза самих учеников, то есть они смогли увидеть то, что было им недоступно. Мне очень нравится эпизод, который описан в одной из книг пятикнижия Моисеева, о том, как Моисей попросил Бога увидеть его. Мы же называем Моисея боговидцем, не просто так.
А вот это такое, знаете, детское желание у меня, когда в школе преподают детям, они часто говорят, а мы хотим увидеть Бога. А как он выглядит? Ну, естественно, это такое абсолютно естественное человеческое желание. И у Моисея, который разговаривал с Богом, все-таки захотел не просто слышать его голос, а увидеть его воочию. И Бог ему сказал, ты Меня когда увидишь, ты умрешь, потому что это невозможно физическими очами увидеть божество. Но Моисей сказал, Господи, ну очень хочется.
Ну я же говорю, как мои дети в четвертом классе. Ну, очень хочется. Пожалуйста. И вот, знаете, Бог не стал ему отказывать, всё-таки Моисей много в жизни потрудился, претерпел. Как утешение говорит, ну хорошо, посмотришь, но ты увидишь что-то, ну вот какую-то тень проходящую, ты ляг, прикройся, между гор пройдёт вот некая задняя моя, то есть тень какая-то. И вот как раз это эпизод, который показывает, что можно увидеть некую энергию, то есть некое проявление Бога в этом мире. Естественно, это не сам Бог, а его действия в этом мире. И вот ты увидишь, и сказано, что у Моисея после этого явления, после этого видения тоже открылось вот это зрение духовное. Он очень изменился, у него лицо начало сиять так, что с ним не могли разговаривать. Вот, ему приходилось носить специально такой плат во всю оставшуюся жизнь, и он им накрывал лицо, когда общался с другими людьми, потому что они не могли видеть его сияющее лицо. Вот как действует благодать Божия. Поэтому, да, святитель Григорий говорил об умной молитве, о том, что мы можем через духовное делание, через духовную практику, коснуться божества. И это принципиальная вещь, потому что вот такая строгая физика, какие-то вот такие иезуитские вещи, которые потом станут ещё более свойственны западному богословию, они как будто бы ограничивают Бога. Они всё свозят к каким-то таким физическим природным явлениям и убирают всю мистику, о которой писали в том числе и наши русские богословы, такие вот тайновидцы, как святитель Игнатий Брянчанинов, который очень любил святителя Григория Паламу.
И это, конечно, учение очень загадочное, таинственное, но любой человек, в принципе... когда, если всерьёз начинает заниматься молитвой, в том числе практикует молитву Иисусову, он начинает вдруг понимать, что оно работает. Просто у тебя было сердце какое-то каменное, ты был весь в тревогах, в страхах, у тебя просто там, а как мы будем, а что же будет, а как же так? И вот ты встал, и вот по совету святителя Григория начал молиться «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного». «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешного». И вдруг там на сотый, на пятисотый раз вот как-то медленно молишься, даже уже не считаешь эти разы, что-то открывается в твоем сердце, и да, вот свет божества касается его, и какие-то вот эти страхи уходят.
И как-то ты уже совершенно по-другому вообще ощущаешь и окружающий мир, самого себя в этом мире. Так что это вот доступно теперь каждому.
Марина Борисова
— Ну, апостол Пётр, по-моему, очень понятно сформулировал на горе Фавор, когда всё это увидел, сказал, что как нам хорошо, давайте мы тут построим три шалаша, и все вот тут останемся, поселимся и будем жить.
Священник Николай Конюхов
— Ну, кстати, интересно, что он сказал, что давай построим три шалаша не нам. То есть, представляете, как меняет вот этот свет, он что-то в нас самих зажигает, потому что мы же эгоисты, эгоцентристы. Нам всё время вот мне, мне, я, я хочу, я думаю, я чувствую. Ещё иногда некоторые современные психологи, они как бы подталкивают человека вот к этому эгоцентризму, то есть важно только то, что я. Чувствуй только то, что я говорю. А апостол Пётр вдруг, поменялось его сердце, и он говорит, давай построим три палатки Тебе Господи, Илие и Моисею. Он вообще позабыл, что ему-то тоже нужна палатка, и этим двум Заведеевым-то братьям тоже неплохо было бы. Ну, то есть он как-то... что-то меняется, когда человек открывает в своей жизни вот этот свет божества, он вдруг какие-то потухшие у нас лампады доброты, милосердия, вот такого, вот то, что нам кажется самым главным, точнее не нам кажется, а то, что Господь говорил, самое главное, любовь, желание позаботиться о другом, отдать другому без какой-то выгоды для себя. Понятное дело, что Петру было хорошо, но вот он в этом состоянии готов был пребывать даже там под открытым небом фаворским. Но позаботился зато о Христе, о Илие и Моисее, им-то надо где-то от дождя скрываться.
Марина Борисова
— Но в этой всей истории удивляет только то, что значительное число христиан, причём просвещенных христиан, которые как раз предрасположены к богопознанию, которые жизнь положили на то, чтобы найти этот путь к познанию Бога абсолютно в штыки воспринимали и воспринимают многие до сих пор всё, что касается и учения Григория Паламы, и исихазма как явления, и готовы до сих пор спорить и говорить, что это совершенно неприемлемо для разумного христианина, который разумно исповедует свою веру.
Священник Николай Конюхов
— Там трагедия, понимаете, это вот как всегда, когда начинают христиане между собой спорить, понятное дело, что иногда эти вещи, они обнажают какие-то противоречия и помогают правильно сформулировать православное вероучение, но с другой стороны, знаете, Варлаам был очень искренним человеком, и сам святитель Григорий его достаточно уважал, то есть они спорили, дискутировали, но у Варлаама, у него было понятное желание, он боролся с другой крайностью, потому что действительно некоторые мистики доходили до того, что там говорили, что вот этот свет фаворский, это и есть Бог, то есть как будто несколько богов.
То есть это уже переходило в какое-то язычество. Он услышал просто, как какой-то необразованный афонский монах что-то такое ляпнул, и Варлаам как бы на это реагировал. И поэтому афонские монахи выдвинули святителя Григория как своего представителя, потому что он умел правильно сформулировать богословскую мысль. А многие, знаете, до сих пор, и христиане, они могут что-нибудь такое сказать, что абсолютно вписывается в какую-то языческую парадигму.
И в этом опасность, потому что там уже доходят до каких-то крайностей, даже там почитание каких-то святынь, там святая вода, какие-то там святыни, там иконы чудотворные, и кто-то начинает переносить и говорить, что буквально там это вот слезы Бога, а тут вот это вот тоже часть Бога, еще что-то, какой-то пантеизм.
То есть, вот это всё достаточно опасно, если этим пользоваться неразумно, если не разбираться в тонкостях православного богословия. И поэтому Варлаам как бы восставал-то против действительно каких-то, может быть, крайностей, но сам впал в крайность. Вот в чём проблема. И это часто так бывает. Человек, обличая какое-то плохое явление современности без... должного смирения, без должной оглядки на вселенский опыт Церкви, на тело церковное, на иерархию церковную, может впасть в грех через эту гордыню, и сам впасть в ересь. То есть вот это для нас, конечно, урок, что всегда, даже видя какое-то плохое явление, нужно уметь слышать голос церкви, доверять ему, и нужно самому, понимая, что какие-то вещи есть неправильные, исправляя их, не сделать ещё хуже.
Марина Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов. Мы ненадолго прервёмся, вернёмся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова
— «Седмица» на Радио ВЕРА. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Вот на этой неделе, 18 марта, Церковь будет вспоминать обретение мощей благоверных князей Фёдора Смоленского и его чад Давида и Константина. И вы знаете, вот когда наш церковный календарь напоминает нам о такого плана святых — возникает вопрос вообще, почему Церковь канонизировала этого человека, который, если читать исторические какие-то документы, кажется совершенно не святым. Ну, правда, у него долгие годы житья в Орде. Выгнали его из Ярославля, собственные, вроде как, подданные, сказали, что он не нужен, и им достаточно его сына. А сын маленький, там, в общем, правила его теща. Потом он женился в Орде, родились у него два сына, ну, практически перешел на сторону врага в нашем нынешнем понимании. И каким образом он стал святым? Начинаешь разбираться, и только больше запутываешься. Что за феномен вот этих удивительных святых? Ведь дело в том, что мы можем сколько угодно мудрствовать, сравнивая разные исторические версии, но есть совершенно непреложные для верующего человека свидетельства, когда при открытии мощей начинаются чудеса. И это уже такое доказательство, против которого верующий человек не может восставать. Это уже то, что являет сам Господь. Поэтому, главное, мне кажется, важно для себя разобраться, почему эти люди святые.
Священник Николай Конюхов
— Дело в том, что, во-первых, конечно, когда говорят, что, ну, понятно, это всё политика, вот прославить князей, потому что они там как-то договорились с батюшками, чтобы там за звонкую монету или ещё за что-то их причислили к лику святых, ну, это, конечно, не так, потому что Церковь руководствуется совершенно другими вещами, у нас есть определённый порядок канонизации, то есть там должны быть обязательно свидетельства о личной праведности человека, о его прижизненном, ну то есть всегда внимательно изучается биография, причем биография святых это не всегда, знаете, как нам представляется, все безоблачно, вот он родился святым, там никогда не ел в среду и пятницу молока, потом сразу там ушёл в монастырь, ну и, в общем, всё. Вот так он и сразу, и святым, и борода у него была уже в 15 лет. Нет, там нужно посмотреть, там очень разные жития святых есть. И всегда это некий путь. Вспомним хотя бы Марию Египетскую для начала. И вот Фёдор, конечно, он, во-первых, он был князь, и нужно понять, что в те времена князь воспринимался как отец. Он очень часто был предводителем не просто огромного государства, тогда же Русь была поделена на княжества разные, и князь это скорее был отец, вот, для людей, которые ему доверяли, и часто служил личным примером там. То есть помните, когда князь Владимир позвал всех на крещение, говорит, кто не придёт креститься, тот не друг князю.
И это было не просто шантаж, а это было такое вот, знаете, кто в меня верит, тот со мной. И вот царь Фёдор, он тоже в этом плане во многом именно таким личным примером, в том числе личным примером благочестия, допустим, он оказался таким невольным миссионером, потому что когда он приехал в Орду, и хан решил, чтобы поддержать, узаконить, выдать свою дочь он признал его как бы равновеликим, потому что он, прежде чем венчаться с Фёдором, она обязана была креститься.
Марина Борисова
— Но там, правда, постарался до него святой благоверный князь Александр Невский, там была епархия православная, поэтому можно было и на службу ходить, и таинства принимать, поэтому тут...
Священник Николай Конюхов
— Да. Ну вот и он поэтому тоже как бы явился проповедником вот этих благочестий, русских обычаев, в том числе перед лицом внешних. И потом, конечно, его кончина, и то, что он постригся в схиму, и как бы свидетельство... Знаете, свидетельство о смерти — это не менее важное, чем свидетельство о жизни. Вот, допустим, когда мы говорим про царя Николая и его семью, вот их мужество именно при смерти в последние годы и последние дни их земной жизни, они как раз показывают уровень личного благочестия. Тут то же самое. И, конечно, можно видеть какие-то политические в этом мотивы, если не знать вот этих подробностей и того свидетельства, которое тоже всегда лежит в основании любой канонизации. Это чудеса. То есть, ну не бывает так, что к пустому колодцу идут люди. Зачем? Крикнуть туда или монетку можете кинуть, но вообще в целом идут именно к наполненному колодцу. И то, что вот сразу там по вскрытии места захоронения начали происходить чудеса: слепой получил зрение, какие-то люди стали обращаться и получать помощь. Это же все тоже складывается и обычно это было принято фиксировать. Были специальные тетради, это записывалось, и там строгий учет велся и на основании вот этих всех вещей, а в том числе там, допустим, явление мощей. То есть смотрели, за этот период времени должно было тело разложиться, а там осталось, те самые там останки, причем иногда бывало и просто косточки оставались, иногда и тело оставалось, по-разному мощи остаются. И это тоже было свидетельством святости человека.
Марина Борисова
— Там удивительное описание в летописи его кончины, потому что он перед тем, как принять схиму, он уже заболел, и, собственно, поэтому он попросил себя перенести в Спасо-Преображенский монастырь. Описание удивительное. «И исповедался князь перед всем народом, если согрешил перед кем или нелюбие держал на кого. И кто перед ним согрешил и враждовал на него, всех благословил и простил, и во всем вину на себя принял перед Богом и людьми, а на следующее утро умер».
Священник Николай Конюхов
— Знаете, это вот как мы молимся — христианскую, непостыдную, мирную кончину. И мы даже-таки не всегда понимаем, о чём идёт речь. А вот древние святые, они очень это ценили. И почему, допустим, в житиях святого очень часто подчёркивается, что Бог открыл человеку его день смерти, иногда даже время смерти. Некоторые подвижники, например Иоанн Богослов сказал, закапывайте меня, а он ещё был живой, пока его закапывали, он знал минуту, когда он отойдёт к Богу.
И тут тоже самое, то есть вот ему Господь открыл, и на что потратить вот это последнее время, отведенное тебе? И он примиряется, вот это непостыдная мирная кончина. Возможность попросить прощения, получить прощения, покаяться. Это вот меня всегда поражает эпизод, как умирал Макарий Великий. То, что, когда он уже был при смерти — плакал. И там ученики собрались такие: «Макарий плачет». То есть его называли же земным богом, что такое, как вообще это возможно — Макарий плачет... Может, ему больно?
Говорят: «что ты, старец, платишь?». Говорит, «я не положил даже начала своему покаянию». Как так можно было сказать? Макарий проходил, его тень исцеляла людей.
То есть он действительно внутренне как-то искренне каялся, настолько, что он... Это же не было неким позерством, как у нас. О, господи, паки всех, человек грешнейший, аз. Вот там мы любим, особенно во время Великого Поста, что-нибудь такое завернуть, потом бабах подзатыльник ребенку. Бабах, там наорал на жену, еще чего-то. Вот тебе «паче всех человек грешнейший». А у Макария это было искренне. И тут мы видим, что этот царь Федор тоже проявляет искреннее покаяние, которое свидетельствует о его глубоком духовном уровне.
Марина Борисова
— Но там во всём перечислении, что он сделал перед смертью, он, если согрешил перед кем, или, нелюбие держал на кого. То есть это отдельная тема для покаяния, если кто-то тебе не нравится.
Священник Николай Конюхов
— Ну, много кто не нравится. Во-первых, людей вообще тяжело любить. Ну а что их как любить? Они все какие-то, ну... Он что-то говорит несуразное. Эти вон чавкают. Этот говорит, позвонит все время. Ну что, как его можно любить? Позвонит, позвонит, позвонит, позвонит. Ну что ж такое, друг? Ну я тебе скоро скотчем, рот просто заклею, и все. Ну то есть, какая любовь? Вот. То есть и у нас... Как раз почему Господь иногда монахов, каких-то подвижников, которые сидели в пустыне, вытаскивал оттуда и посылал в город. Потому что жить в социуме, в семье жить и любить вот этих всех ребят, которые не закручивают после себя колпачок от пасты... очень тяжело! Это, ну, целое испытание. И понятное дело, что, да, вот увидеть в себе вот это, что ты и на этого раздражаешься, и это, и это. Потому что ты не умеешь смотреть глазами Христа на людей. Господь вот не сосредотачивается на плохом, а видит хорошее. Он видит в каждом человеке потенциал к спасению. И дождь льёт и на праведников, и на грешников. И ждёт, что мы с вами в жизни научимся чему-то подобному. Начнём как-то... Да, у людей есть недостатки. Так и у меня есть недостатки. А вот увидеть, да, вот, Господи согрешил нелюбием, смотрел как-то предвзято на людей, раздражался, вот, не по делу. Вот это... Это, конечно, сильно.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям в эфире Радио ВЕРА программы «Седмицы», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Неделя у нас полна воспоминаний удивительных. У нас 22 марта 40 мучеников Севастийских, а 18 марта обретение мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского.
Ну, что касается Сорока мучеников Севастийских, это, наверное, самые знаменитые мученики всех времён и народов, потому что, мне кажется, нет такой страны на свете, где бы не знали, что есть такие сорок мучеников и их хотя бы краткое описание, их подвига. Мне кажется, что там, в этой истории, которую, по-видимому, большинство из наших радиослушателей хорошо знают, там есть один иногда ускользающий от внимания нюанс. Они выдержали эту пытку в холодном озере и не погибли. Вот погиб единственный человек, который оттуда попытался улизнуть. В баню, которую построили на берегу, он не выдержал перепада температур и скончался самым первым из них. А они выдержали пытку этой холодной водой, и в результате их же всех казнили просто как воинов. И мне кажется, это важно, потому что стойкость вознаграждённая, чтобы не было сомнения, что это не просто «ну, пострадали, да». Но это как бы итог. Ну, я так вижу, может быть, я ошибаюсь, мне кажется, то, что они выжили и выдержали это как один из этапов их казни, не как саму казнь, а как вот ещё одно подтверждение их твёрдости, их веры. Мне кажется, это важно.
Священник Николай Конюхов
— Безусловно, потому что в определенный момент хочется сбежать. Хочется сбежать из семьи, из отношений, потому что тяжело, как пытка, терпеть жену, которая находится в состоянии истерики. Сложно терпеть мужа, когда у него там неполадки, он там лежит в каком-то унынии. Сложно терпеть детей, у которых начался подростковый период, и они ведут себя отвратительно, делают все, что тебе не нравится, все они делают, как будто бы на зло.
Сложно стоять на службе, на постовой, великопостовой, когда уже три часа уже постоял, и думаешь, сейчас вот всё выбегу, и как раз будет хорошо всё. Ну, то есть мы, периодически у нас есть такое желание свинтить куда-нибудь. Вот. Причём мы не поборолись. Потому что в целом, ну, что ты вот из одного бежишь в другое место, думаешь, что там легче что ли будет. Что там и не будет испытаний, вы знаете, люди бегают из отношения в отношение. Им кажется, что где-то трава зеленее, и где-то там этот... Плюс-минус, люди все одинаковые, страсти все одинаковые. Понятное дело, есть там крайние случаи, когда это единственный шанс сохранить свою личность. Потому что уже деградация началась. Но в целом-то очень многие люди, они даже особо и не боролись.
Началась какая-то боль, начался какой-то холод, и марш из отношений. Это же сплошь и рядом. У нас поэтому дичайшая статистика разводов. Только столкнулись с трудностями, а мы-то хотели кайфовать, мы-то хотели удовольствие получать, а тут оказывается, это трудно, это сложно. Оказывается, есть недопонимание, и я там второго человека не умею слышать, и я эгоист пережеванный. Ну, как бы тут целая история. И вот тут образ вот этих доблестных мучеников, которые стоят в темноте, в холодной воде, на которых вот прямо, ну, вот их хотят сломить. А они гимны поют Богу. Попробуй кто-нибудь гимны петь, когда у тебя там ноги разваливаются или еще что-то, или когда у тебя обида к горлу подбирается такая, что хоть с глаз долой из сердца вон. Вот это все, понимаете, оно же нам показывает, да, и что происходит с человеком, который все-таки решил сбежать. Он бежал от боли, от страданий и нашел еще больше боли и страданий. А тут мы видим, что человек нашел вообще смерть свою. Причем, если у тех смерть была славная, мученическая, и они прославились, то тот потерял и то, что имел. Знаете, как Христос сказал, удивительная фраза, которая вообще непонятна в Евангелии для многих. То, кто имеет, тому дано будет, а тот, кто не имеет, у него отнимется и то, что он думал иметь. Вот я там читал интересное толкование, что в том числе отнимется и то, что он думал иметь, это вот он жил в иллюзии, так вот это последнее его утешение, последняя вот эта иллюзия, она отнимется у него оказывается. Я и этого-то не имел. Поэтому тут вот как бы серьёзный повод задуматься и не бояться каких-то испытаний, трудностей, потому что в любом случае это всё битва между добром и злом. Что идёт брань духовная, что идёт там до крови битва за любовь, до крови в буквальном смысле этого слова. Вот, и тот, кто выдержал, тот молодец, кто сбежал, тот дезертир.
Марина Борисова
— Ну что касается святителя Луки, он выдержал, и он молодец. Но удивительная его собственная, ну как сказать, автобиография святого, у него она называется, тоже совершенно удивительно. «Я полюбил страдания». Книжечка небольшая, читать начинаешь оторваться невозможно. Мне кажется, что о святителе Луке можно говорить бесконечно, потому что вся жизнь у него, ну, по меньшей мере сюжет для исторического сериала, потому что там, конечно, столько событий сконцентрировано в одной человеческой жизни, и рассказать это все в несколько минут невозможно, но там есть очень много каких-то деталей, на которые хочется обратить внимание. И мне вот кажется очень важно, что святитель Лука относится к тому поколению удивительному. Это поколение людей, которые сформировались в самом конце XIX века, и они выбирали служение как служение, потому что больше всего на свете в юности будущий архиепископ Крымский любил рисовать. Он даже в Германию ездил учиться. И совершенно сознательно принял решение идти на медицинский факультет в университет. Более того, когда он уже закончил учёбу и уже практиковал, было совершенно очевидно, что юноша имеет колоссальный талант именно как учёный. Ему предлагали на кафедре анатомии занять вполне почётное место и дальше трудиться в этом направлении. Он ушёл в земские врачи. Он объяснил, что он для этого, собственно, и пошёл на медицинский факультет, хотя больше всего в жизни он любил рисовать. А уйдя в земские врачи, поразительно, он начал с того, что стал специализироваться на глазных болезнях, поскольку тогда это был бич деревенской России, потому что антисанитария страшная, и очень много было инфекционных заболеваний именно глазных. Так у него там целыми семьями люди прозревали. А закончил он свой жизненный путь, практически ослепнув. То есть в жизни святителя Луки переплетено столько всего, и однажды у него было искушение. Уже будучи в сане, он решил всё-таки предпочесть науку, когда он был уже достаточно опытным хирургом и когда он развивал свои научные труды. И как только он принял это решение окончательно для себя, у него начались неудачные операции. То есть это такая жизнь, о которой, ну, я не знаю, хочется стихи писать, песню слагать. Он удивительный, вот о чём только ни подумай в его судьбе, но мне кажется, что вот это предрасположенность... это же не только его судьба. Вот у отца Сергия Булгакова такая же была история, когда он абсолютно сознательно принимал решения и шел учиться тому, чему не хотел, ну в смысле, к чему не чувствовал внутреннего предрасположения.
Это очень важно, мне кажется, сейчас понять многим из нас, потому что мы-то как раз всё время думаем о том, как бы нам самореализоваться. Вот эта самореализация, что это такое? Что такое самореализация для христианина?
Священник Николай Конюхов
— Это попасть в план Божий. То есть у Бога есть некий замысел о нас, причём он может быть очень разным, разветвлённым, и вот попасть в эту волю Божию, исполнить её, потому что в итоге Бог как автор, Он в курсе, Он знает наше сердце, Он знает, что в итоге нам даст самое большое, может быть, удовлетворение, и не только в этой жизни, но и в отношении Всевечности Бог немножко другими масштабами размышляет по поводу нашей жизни, мы-то видим очень узко все, тем более со временем у нас более-менее глаза открываются, вот как святитель Лука лечил глаза, так у нас постепенно появляется какое-то видение, потому что сначала оно очень узкое, потом очень категоричное, потом становится примитивным, потом на каком-то этапе, ну и так далее. Увидеть некий масштаб, это такая вот мудрость духовная, для этого специально люди ехали в Оптину пустыню, чтобы к этой духовной мудрости прикоснуться. Поэтому, конечно, самореализация — это в том числе реализовать не просто какие-то свои сиюминутные потребности и свои сиюминутные желания, потому что они могут быть продиктованы, ну, чистой выгодой, каким-то коммерческим интересом и всё остальное, понятно, но вот целеполагание-то, оно должно быть каким-то выходящим за рамки этого мира. То есть если у нас целеполагание только лишь такое земное, то ты никогда не преодолеешь вот этой планки, ты никогда не выйдешь за границы таких вещей примитивных. И чтобы вот взлететь по-настоящему, как святитель Лука, это вот нужно не бояться, да, пойти в том числе на такие отважные шаги. Вот, учиться. И тем более мы знаем, что святитель Лука, он шёл всегда туда, где тяжело. Потому что, в целом, особенно мужчины, мы существа такие ленивые, и нам не очень иногда хочется каких-то трудностей в жизни. Но мужчина развивается только в трудностях. Только в трудностях. И поэтому они нам нужны. Нам нужно какое-то преодоление, нам нужен какой-то труд, какие-то свершения. А уж тем более, если ты можешь не просто там зациклиться на себе и там развиваться своим саморазвитием для того, чтобы тебе хлопали, все аплодировали и так далее. Ведь святитель Лука получил признание. У него премия, причем европейская, и сталинскую премию он получил. Но он-то это делал не для этого. У него была идея служения. Вот. Поэтому вот послужить
как бы было бы замечательно, если бы у нас вот эта идея служения вновь появилась в современной повестке, и не только на страницах заголовков, но и в наших сердцах.
Марина Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. Мы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве, священник Николай Конюхов. Слушайте нас каждую субботу, поститесь постом приятным. До свидания.
Священник Николай Конюхов
— До свидания.
Все выпуски программы Седмица
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов