Нашими гостями были представители благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи»: Георгий Бежанидзе и Илья Рыбаков.
Разговор шел об истории Церковных Вселенских соборов, о значении принятых там вероучений и догматов, а также о посвященном этой теме новом юбилейном, 15-м календаре «От Пасхи до Пасхи».
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— Христос воскресе! Дорогие друзья, здравствуйте. У микрофона Константин Мацан. Я вас рад приветствовать в этот пасхальный замечательный светлый вечер в студии радио «Вера». У нас сегодня в гостях авторы и создатели замечательного благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи». Я думаю, что слушатели могут себе представить, визуализировать, о чем речь. Такие календари у многих последние годы стоят на столах, и дарят люди их друг другу. И вот сегодня с нами в этом «Светлом вечере» люди, представляющие творческий коллектив, который над этими календарями трудится. Это директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков. Добрый вечер.
И. Рыбаков
— Добрый вечер. Христос воскресе!
К. Мацан
— Воистину воскресе Христос! И научный руководитель проекта календарь «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Георгий Бежанидзе. Добрый вечер.
Г. Бежанидзе
— Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Христос воскресе!
К. Мацан
— Воистину воскресе! Юбилейный 15-й календарь в этом году вышел, я вас поздравляю с этой датой. Поговорим сегодня и об этом календаре и, может быть, об истории проекта. В этом году — я напомню, что каждый год календарь какой-то теме отдельной посвящен, то есть это не просто календарь с циферками, днями недели, это календарь, в котором очень много глубокой исторической, богословской, научной информации, поданной интересно, просто, для любого читателя. И вот сегодня календарь, о котором мы говорим, это календарь, посвященный теме Вселенских соборов, православных соборов. А как известно, на семи Вселенских соборах формировалось православное вероучение — то во что мы верим, а значит, то, в соответствии с чем мы хотим жить, — это такая центральная сердцевина жизни православного христианина. Поэтому это разговор не просто о календарях, не просто об истории, а о нас, о том, как мы живем и во что мы верим. Вот об этом всем сегодня поговорим. Ну начнем вот с чего: 15-й календарь, 15-й год проекта. Илья, с каким сердцем вы к этой юбилейной дате подходите?
И. Рыбаков
— Ну мы подошли к этой дате очень с хорошим радостным чувством. И по отзывам уже наших читателей, вот этот юбилейный 15-й календарь является очень интересным, и очень нужным, и очень важным. И мы каждый год печатаем по 150 тысяч штук календарей, и это считается одним из самых высокотиражных календарей не только в России, но и в Европе. И мы и, конечно, благодарим всех наших участников этого благотворительного проекта, и также мы приглашаем и других православных христиан поучаствовать в этом добром таком православном проекте, сделать свой подарок на Пасху — то есть стать как бы апостолом XXI века и самому нести вот этот свет Евангелия, свет православия своим родным и близким, друзьям и знакомым, сослуживцам, и всем тем, кто нам дорог. Так как вот этот календарь является не просто календарь, как вы уже сказали, а это книга, это научный труд целого коллектива богословов, Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
К. Мацан
— Ну давайте скажем, что есть сайт https://pravoslavniy-calendar.ru/ — ну или просто в поисковике набрать можно: православный календарь «От Пасхи до Пасхи» — и точно попадете на нужный ресурс, где можно этот календарь купить, заказать, подарить и так далее. Георгий Вениаминович, тема «Вселенские соборы» в этом году, как к этой теме пришли?
Г. Бежанидзе
— Ну эта тема явилась продолжением предыдущей темы. Предыдущий календарь был посвящен святым апостолам. Мы знаем, что Церковь у нас Апостольская, а Апостольская она по двум причинам: во-первых, священнослужители, епископы являются благодатными преемниками святых апостолов, и вот это апостольское преемство, оно в первую очередь реализуется на Вселенских соборах, где собираются архиереи со всей вселенной. И Апостольская Церковь у нас еще и потому, что мы исповедуем апостольскую веру — веру святых апостолов. И как раз таки опять же на Вселенских соборах преемники святых апостолов утверждали в полной мере веру апостольскую, веру святых отцов, веру православную. Поэтому наш календарь «Вселенские соборы» явился продолжением предыдущего календаря.
К. Мацан
— Но вот само выражение «Вселенский собор» уже, если в нем покопаться, очень многое говорит о том, к какой Церкви мы принадлежим и вообще в какую Церковь мы верим, во что мы верим. Вот вы сказали, на соборы собирались епископы со всей вселенной. Для такого сегодняшнего уха это, значит, со всех уголков нашего необъятного мира — там из Австралии приехали, из Азии и так далее, со всей вселенной собрались. Но ведь само слово «собор» тоже многозначно. Нередко представляется так, что собор — это там, где решения принимаются коллективно. Вот не единолично, допустим, вот такой самый стереотипный пример, что вот в католической церкви есть примат папы римского, там вот принимает решения один человек. В Православной Церкви — там много людей принимает: демократия такая, вот соборный принцип принятия решения, коллективный. Насколько это корректное понимание о том, что такое Вселенский собор?
Г. Бежанидзе
— Ну надо сказать, что собор и демократия — это не только два неблизких понятия, это два понятия, противоположных друг другу
К. Мацан
— Ничего себе.
Г. Бежанидзе
— По двум причинам. Во-первых, в демократических учреждениях, ну не знаю, там в Государственной думе, например, заседают представители партий, выбранные народом, представители народа — депутаты, депутаты народа, да. А на церковных соборах, на Вселенских соборах епископы оказываются не по той причине, что они являются представителями общины и вообще представителями кого бы то ни было здесь, на земле. Нет, они оказываются там, потому что они являются преемниками святых апостолов, они являются носителями благодати Духа Святого. И именно поэтому на Вселенских соборах всегда пелось: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...» — то есть то песнопение, которое мы не так давно слышали во время Входа Господня в Иерусалим. И действительно Церковь всегда верила, что на Вселенских соборах решение принималось не людьми, но Святым Духом. Именно поэтому на Вселенских соборах — и это еще одно важнейшее отличие собора от какого-то демократического учреждения, — не принимаются решения большинством голосов. Там вообще нет никакого голосования и быть не может. Потому что на Вселенских соборах решение принимается только единогласно. А те, кто с этим решением не согласен, они являются еретиками и, соответственно, сами отлучают себя от церковного единства. И второе важное понятие, связанное с Вселенским собором — это, собственно, вселенскость, да, о которой вы упомянули тоже. Что такое вселенскость? Почему собор Вселенский, и что такое ойкумена? Вселенскость и ойкумена — это Римская империя, и собор называется Вселенским, потому что туда собираются епископы с пределов Римской империи. И в древности Римская империя была тождественна с внешней Церковью, с христианским народом. И даже считалось, что не только всякий римлянин является христианином, после того как святой Константин принял истинную веру, а святой император Феодосий сделал христианство государственной религией, но и, как писал, например, знаменитый канонист Феодор Вальсамон, каждый христианин является римлянином. И вот это отождествление вселенной с Римской империей, оно очень характерно для Вселенских соборов. Вселенские соборы были собираемы именно тогда, когда Римская империя стала православной и, собственно, эпоха Вселенских соборов — это эпоха Византийской православной империи.
К. Мацан
— А, то есть роль императора важна в соборах.
Г. Бежанидзе
— Да, безусловно. Если вселенскость связана с империей, следовательно важное место в созыве и организации собора занимали византийские императоры. И собор Вселенский созывался только императором, кроме императора его не мог созвать никто. И более того, на Вселенских соборах организация соборных решений осуществлялась чиновниками византийских императоров. И именно они, эти чиновники, по указанию императора объявляли повестку заседаний, определяли регламент собора, предоставляли участникам слово, прекращали подачу мнений, если участники приходили к единству, ставили вопрос на голосование, подводили итоги. И всегда решение собора впоследствии особым указом императора объявлялось по всей Византийской империи для обязательного выполнения. И вот в истории некоторых соборов, в частности, например, очень известного IV Вселенского собора (кстати, вот все что я говорю это отражено у нас в календаре), и вот этот сюжет о принятии важного ороса Халкидонского собора, знаменитого ороса, который определил образ соединения двух природ во Христе — Божественной и человеческой в Его и ипостаси, оно так очень интересно. И дело в том, что это определение было принято далеко не сразу. Потому что часть епископата желала ограничиться оросами предыдущих Вселенских соборов или томосом — то есть посланием святого папы Льва, где действительно излагалось православное учение, но все-таки это изложение было не вполне таким четким, не вполне точным и однозначным. И тогда все-таки было составлено, под руководством Константинопольского патриарха, определение веры, но оно не было принято легатами папы и иными видными членами Собора, потому что содержало выражение, так сказать, «из двух природ», а это выражение признавали и еретики. Вот между отцами не было согласия. Дело передали опять императору, который даже предъявил отцам такой ультиматум: или они вырабатывают безукоризненное постановление о вере, с которыми все согласятся, потому что решение Собора должно быть единогласно, или он распускает Собор и созывает Собор на западе. Ну даже эти угрозы оказались напрасны, раздались крики: «противоречащие несториане, еретики, пусть уходят в Рим!» Епископы Иллирика особенно были недовольны этим. Ну тогда представители императора спросили отцов собора, кому же они следуют: еретику Диоскуру или православному святителю Льву? А ведь, как далее сказали представители императора, первый утверждал, что принимает из двух естеств, то есть Диоскур, а два естества не принимает. А второй говорил, что во Христе два естества соединены неслитно, неизменно, нераздельно в одном Единородном Сыне и Спасителе нашем. Но что интересно, на самом деле вот именно таких слов в Послании святого Льва, в общем-то, и не было. Они были, конечно, сказаны, на Соборе, но сказаны епископом Василием Селевкийским, то есть их, в общем-то, даже не было в этом послании. Ну тут так бы представители императора вот немножечко схитрили. И тогда отцы Собора все-таки провозгласили: как Лев, так и мудрствуем. И вот сановники сказали, что ну если вы так и мудрствуете, тогда все-таки создайте комиссию. И эта комиссия достаточно быстро составила редакцию, собственно, того определения, которое мы сейчас имеем. Вернувшись, они прочитали это новое изложение веры, где были эти слова: «два естества, соединенные неслитно, неизменно нераздельно» — ну, по сути, в послании Льва, в принципе, тоже была та же самая мысль, просто не очень четко выраженная, как я уже говорил. И воскликнули все отцы Собора совершенно единогласно: это вера апостолов, с ней все мы согласны, все так мудрствуем. То есть роль императора, такая организационная роль — конечно, император, он не вырабатывал саму веру, веру вырабатывали святые отцы, но вот так организовать Собор, чтобы все пришли к единству, чтобы какие-то, может быть, человеческие страсти, которые в людях присутствует, как-то отошли на второй план, и вот именно Дух Святой бы действовал «едиными усты» — вот здесь роль императора была очень важна.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях директор по развитию благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков и научный руководитель этого проекта Георгий Бежанидзе. Мы говорим, как следует из представления наших гостей, об этом календаре «От Пасхи до Пасхи» и о той теме, которой он в этом году посвящен, о Вселенских соборах. Вот давайте от богословия шаг в сторону сделаем снова к самому календарю, к продукту. Вот у человека в руках календарь — что на каждой странице, из каких кирпичиков это длительное повествование, длиною в год, состоит? Илья, расскажите.
И. Рыбаков
— Ну да, тут надо отметить, что вот мы сталкиваемся вот с таким феноменом, что люди некоторые приходят и спрашивают: а календарь уже, так сказать, ну еще до Пасхи спрашивают, откуда идет календарь. То есть отсчет нового календаря идет от Пасхи до Пасхи, ну вот как и название, так сказать, этого календаря, чтобы не с января, не с 1 сентября, а вот именно «От Пасхи до Пасхи». И в основном структура этого календаря, как и все, так сказать, православные календари, это, конечно же, память и святых, и основные праздники двунадесятые, и все церковные праздники. И вот, может быть, такая особенность, что, может быть, малоизвестные святые вот в этом новом календаре, так сказать, тоже вставляются в память календаря. И идет с двух сторон история, которая, может быть, даже и апокрифического такого толка, и все очень уникальные факты собраны в этом календаре, и идет цитата дня святого отца. Вот такая структура календаря, и он очень удобен и очень интересен. И приглашаем всех заходить на наш сайт и приобретать свой подарок на Пасху.
К. Мацан
— Так Георгий Вениаминович, а для вас, как для научного руководителя, вот что бы вы сказали?
Г. Бежанидзе
— Ну я бы сказал следующее, что в календаре совмещаются две такие идеи главные. С одной стороны, это должен быть календарь — то есть должны быть календарные даты, памяти святых, вот какие-то события, например, память тех же самых Вселенских соборов, есть календарные памяти этих соборов. Иногда бывают даты, связанные с соборами, да, то есть даты Поместных соборов некоторых, их памяти нет, но есть даты, с которыми мы тоже сообразуемся, да. Но, с другой стороны, есть, конечно, общая тема календаря. И вот как связать вот эту тему, да, с собственно календарем, вот с этим особым жанром календарным? Это, конечно, очень серьезная задача. И я, в общем, встречал достаточно много таких календарей, и очень часто составители идут по такому немножко упрощенному принципу: они просто берут какой-то источник, и этот источник, в общем-то, особенно и не связанный с календарными датами, приводят там на обороте или вот ну где, собственно, этот текст в календаре имеется, кроме, собственно, самих календарных помет. Ну календарные пометы — это само число, да, это памяти святых, то есть на самом деле как-то их особо никакой связи и нет, можно сказать, вообще никакой связи нет. Все-таки наша задача — это задача, как мне кажется, задача весьма и весьма непростая, вот именно такую связь все-таки, насколько это возможно, сделать, да. Как это можно, каким образом? Ну помимо самих дат, о которых, я уже говорил, которые тоже, естественно, надо найти и вот как-то их связать, есть еще память святых, которые что-то писали о Вселенских соборах или о соборах вообще — то есть мы можем в память святого вот поместить текст его собственный о соборах. С другой стороны, мы можем взять участников Вселенских соборов, да, и житие вот изложить их. Потому что, естественно, в один день попадает память многих святых, и когда у нас определенная тематика, мы стараемся выбрать в соответствии с данной тематикой. То есть если календарь был посвящен апостолам, то мы, естественно, выбираем прежде всего апостолов или равноапостольных святых. Вот здесь преимущественно святители, то есть у нас получился календарь не только посвященный Вселенским соборам, но еще и святительский. Конечно же, там Василий Великий, конечно же, там Григорий Богослов, конечно же, там святитель Афанасий — то есть великие святые, которые были либо участниками собора, либо так или иначе участвовали в подготовке этих соборов, как святитель Василий Великий — он не дожил до созыва II Вселенского собора, но тем не менее, естественно, он очень большой вклад в подготовку этого собора внес. И кроме того, мы обращаем внимание на тех святых, которые, по преданию, участвовали во Вселенских соборах, хотя может быть, таких вот научных свидетельств об этом нет. Ну, например, святитель Николай Мирликийский. Вот с точки зрения науки можно тут сомневаться, был ли он участником I Вселенского собора. Но тем не менее, если мы будем говорить с точки зрения предания Церкви, то однозначно это предание, древнейшее предание, говорит нам о том, что святитель Николай был участником I Вселенского собора. И вот такие свидетельства приведены у нас в календаре. Ну, например, преподобного Андрея Критского, древнего святого, он писал: «Ты мечом веры одушевленное разделение Ария вместе со смешением Савелия срубил под корень» — имеется в виду как раз I Вселенский собор. Вот то есть мы все-таки стараемся, чтобы и жанр календаря был соблюден, и этот календарь был связан с общей тематикой собора.
К. Мацан
— Вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» директор по развитию благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков. И научный руководитель этого проекта, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Георгий Бежанидзе. У микрофона Константин Мацан. Мы скоро вернемся, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. Мы сегодня, в этот замечательный пасхальный вечер, говорим о новом календаре «От Пасхи до Пасхи». Я думаю, что многие наши слушатели знают, что это такое — календарь, где на каждой странице какая-то интересная информация из истории Церкви. Вот в этом году календарь посвящен Вселенским соборам. Мы говорим об истории Вселенских соборов и о самом проекте с его авторами — с директором по развитию благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи» Ильей Рыбаковым и научным руководителем этого проекта Георгием Бежанидзе. И вот в прошлой части программы вы рассказали, Георгий Вениаминович, очень такие интересные детали из того, как проходили соборы, какие там были споры, как люди не соглашались друг с другом, как приходилось вмешиваться власти, чтобы договорились все-таки или как-то ну не вмешиваться, а как-то сподвигнуть епископов договориться. И это опять же для человека, не погруженного глубоко в историю Церкви, кажется странным. А почему странным, потому что кажется, что на соборах, где епископы, православные, должна быть такая благость, согласие: вот они собрались, приняли мудрое решение. А там страсти человеческие кипят. Вот как вообще, как к этому относиться верующему человеку? Вот не с точки зрения истории, как все происходило, а вот человек ждет как бы одного облика Церкви, а когда начинает изучать подробнее, оказывается, что там вот человеческие страсти никуда не делись. Вот как с этим сталкиваться?
Г. Бежанидзе
— Спасибо. Важный вопрос. Ну действительно, сейчас давать какие-то лубочные картинки православия — это скорее в минус Православной Церкви, чем в плюс. Потому что сейчас все-таки век, так сказать, информации, и все равно не получится, даже если бы мы хотели бы представить все вот в таком лубочном да, виде. Но, как мне кажется, так делать и не надо и, в принципе, с древности все-таки отделяли в православной традиции, в отличие от католической, между прочим, да, где папа римский, он какой-то непогрешимый, так сказать, почему-то, хотя «несть человек, иже жив будет и не согрешит», как мы знаем из учения Церкви. И действительно, и архиереи тоже люди, вот они тоже могут и согрешать, безусловно, они тоже имеют определенные страсти. И в конце концов они имеют свой характер, темперамент. Вообще на Востоке люди эмоциональные и очень темпераментные.
К. Мацан
— Это правда, да.
Г. Бежанидзе
— И действительно, если мы обратимся к книге Деяний Святых Соборов, то там записывались протоколы, были специальные нотарии, которые записывали все, что происходило на соборах. И там очень часто мы встретим такие эмоциональные выкрики там: «несториане вон!» там, и «зачем он сюда пришел?!» — какой-нибудь там епископ, которого подозревали в ереси: «выгнать его!» Но, с другой стороны, это не означало какой-то грубости. Наоборот, даже к еретикам обращались, ну пока они не были осуждены, потому что на соборе происходило разбирательство, к ним обращались очень и очень уважительно, то есть их и называли «достопочтеннейшими», называли, так сказать, архиереями, пока они не были лишены сана. И, в общем-то, на соборе, несмотря на вот такую эмоциональность восточную, атмосфера была очень благожелательной и всем, что самое главное, давали возможность высказаться. И, в общем-то, доходило дело даже ну до таких вот, как бы сейчас сказали, несколько анекдотичных, так сказать, ситуаций. Когда, например, на один из соборов пришел пресвитер, ну как бы мы сказали, лжестарец, потому что у него было очень много почитателей с еретичествующими взглядами, и объявил, что он может подтвердить свое учение через чудо — воскресить мертвеца. И действительно ему эта возможность была предоставлена. Потому что у него много было почитателей, и вот отцы собора хотели таким образом и посрамить и его, и отвратить легковерных людей от него. И действительно, был поставлен катафалк с мертвецом, и вот этому пресвитеру дали возможность молиться столько, сколько он хочет, в присутствии не только членов собора, но и множества народа. Ну и понятно, конечно же, после нескольких часов бесплодных молитв, он наконец признался, что нет, мертвеца он воскресить не сможет. Ну и тогда его осудили. То есть на соборах — вот вы убедитесь в этом, если почитаете наш календарь, — были очень такие серьезные, вдумчивые разбирательства последовательные. И диспуты были, то есть мы можем видеть такие примеры вот таких вот диспутов достаточно много на соборе. Вот я даже могу привести один из таких диспутов — монаха Феофана и патриарха Макария. Патриарх Макарий, он исповедовал монофелитское еретическое учение.
К. Мацан
— Учение о том, что в Господе Иисусе Христе одна воля, а не две.
Г. Бежанидзе
— Да.
К. Мацан
— То есть не Божественная и человеческая, которые находятся в непротиворечивом единстве, а одна. И это считалось еретическим учением, потому что если одна воля, то одна природа, либо Божественная, либо человеческая, ну то есть одна Божественная природа, как учили монофизиты. И это не принималось исповедниками православной веры, потому что противоречило представлению о том, что в Боге Иисусе Христе соединились две природы.
Г. Бежанидзе
— Да. И вот этот диспут начался с вопроса монаха Феофана: имел ли Господь Иисус Христос человеческое хотение, то есть человеческую волю? Макарий отвечал: мы не допускаем такого хотения во Христе, только Божественную волю допускаем, притом без всяких плотских пожеланий и человеческих помыслов. Ну тогда Феофан спросил: а как вы понимаете плотские пожелания? И Макарий отвечает: плотские пожелания принадлежат подобным нам людям, во Христе их не было. Ну здесь Феофан согласился, что во Христе не было греховных помыслов человеческих, но он сказал, что речь идет не о человеческой воле, которая в человеке согрешившем, но о той воле, которая была в Адаме еще до грехопадения, и вот эту волю имеет ли Христос? Тогда Макарий отказался признавать в Адаме даже естественную волю человеческую до времени греха. Потому что если бы он эту волю признал, тогда бы он должен был бы признать человеческую волю и во Христе. И на вопрос Феофана: имел ли Адам естественное хотение? То есть Адам как человек, он имел вообще волю? Макарий отвечает: Адам имел хотение самовластное и свободное, но у него была воля не человеческая, а божественная. Но против такого странного мнения подали голос отцы всего собора: какое нелепое богохульство! Если Адам имел божественную волю, значит, он был подобен Богу, и вообще он был сам бог. Он был единосущен Богу, как же тогда он согрешил-то, если у него воля была божественная? Ну и тогда Феофан с настойчивостью стал спрашивать: или согласитесь, что Адам имел естественное хотение или отвергните это. Ну Макарий на это отвечал, что он не признает ни того, ни другого и вообще отвечать не хочет. То есть всем стало понятно, что это учение просто-напросто нелогичное даже, что оно ну совершенно абсурдное. И те, кто его держится, держатся просто по какому-то непонятному упрямству.
К. Мацан
— Знаете, вот еще, мне кажется, век назад английский писатель Честертон приводил аргументы критиков христианства — не знаю, атеистов, позитивистов, людей, которые хотели как-то развенчать, разоблачить Церковь, говоря, что для таких критиков вся вот история Вселенских соборов — это спор о словах. И мне кажется, вот современному человеку такую критику просто понять: то есть ну какая разница, что же они из-за формулировок так бьются? Ну какая разница, подобосущный или единосущный Иисус Христос Богу Отцу — там одна йота, одна буковка греческая меняется, подумаешь, разница. Почему это мешает жить в мире? Там какая разница, как, в какой формулировке изложить учение о двух природах во Христе, в такой или в такой. То есть для человека стороннего кажется, что, как сегодня бы мы сказали, люди зарубались из-за пустяков. При этом Церковь все-таки учит, и наше внимание к Вселенским соборам предполагает, что это что-то очень значимое, то какие там будут формулы найдены, что это имеет отношение к нам, вот к нашему спасению, к самой сердцевине нашей веры. Вот что вы об этом можете сказать, как бы вы объяснили или как бы вы отреагировали на такую критику, что это всего лишь спор о словах?
Г. Бежанидзе
— Ну надо сказать, что в нашем календаре вы найдете достаточно много ответов на этот вопрос, потому что мы приводим множество святоотеческих цитат, которые объясняют для нас значение Вселенских соборов, значение вероучения. Дело в том, что Христос это не есть некий учитель, который изложил какое-то учение, как Будда, например, или кто-то еще, и потом устранился. Нет. Христос воспринял на себя человеческое естество, для того чтобы искупить нас от греха, спасти от вечной смерти, исцелить нашу человеческую природу. И Христос остается главою Церкви на веки вечные. И это действительно так. Потому что в таинствах мы приобщаемся не только благодати Божией, мы приобщаемся Самого Бога, Самого Господа Иисуса Христа. И если наше учение о Господе Иисусе Христе будет неверным, то мы с вам не сможем соединиться с Богом. Потому что соединение происходит через веру и покаяние, другого способа воспринять таинства у нас нет. Человек неверующий, он просто не сможет воспринять святые таинства. И поэтому вот мы тоже приводим множество таких чудесных, так сказать, событий, связанных с Вселенскими соборами, когда вот были такие видения Самого Господа Иисуса Христа, который показывал Свою разорванную ризу, и когда Его спрашивали: кто Тебе, Спасе, ризу раздра? Он говорит: Арий еретик. Вот то есть еретичество имеет непосредственное отношение к жизни каждого христианина. Потому что вот как тоже говорил один старец, он был готов согласиться во всяком грехе, когда его называли и блудником, и каким-то нечестивцем в этом смысле, нравственном, да, он с этим соглашался, потому что у всякого человека есть страсти. Но когда его назвали еретиком, он отказался быть таким. Потому что еретичество не смывается даже мученической кровью. Это самый такой страшный грех страсти гордыни, когда человек не хочет покоряться истине. И вот когда Господь говорит, что всякий грех простится против Сына Человеческого, но против Духа Святого не простится. И что есть грех против Духа Святого? Конечно же, еретичество. Потому что вероучение, оно как раз таки и провозглашается Святым Духом, истина. Если человек идет сознательно против этой истины, то, пока он еретик, он не сможет войти в Небесное Царство.
К. Мацан
— Илья Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календари «От Пасхи до Пасхи», и Георгий Бежанидзе, научный руководитель этого проекта, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». А Илья, вот те темы, о которых мы говорим, вот на них можно смотреть так богословски, исторически, в высоком смысле слова теоретически. Я специально спрашиваю об этом вас, как не богослова, а просто верующего человека: вот как они в вас отзываются? Вот то что на соборах мы встречаем кипение человеческих страстей, вот не может ли это пошатнуть какую-то любовь к Церкви и представление о ее светлом облике, вот для вас лично? И то, что мы говорим вот о том, что разговор о ересях и догмах — это не разговор просто об истории каких-то споров, это история о том, во что нам верить, и вообще в какую посмертную участь мы верим, и что мы исповедуем, и чего мы чаем. Вот как вы на все это, как у вас сердце на все это отзывается?
И. Рыбаков
— Ну сейчас, в пасхальную седмицу, что Христос воскресе, и мы, конечно, все чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Ну вот эта тема, вот которую вы затронули, что она очень важна для понимания становления Церкви, становления, значит, преданий церковных и утверждения вот той христианской истины, которая, которая благодатью Духа Святого она и устанавливалась во всей вселенной и во всей ойкумене, как тогда говорилось. И очень важно, знаете, очень я сам по себе как бы вот так вот ну чувствую, что я сам этот уже новый календарь стал читать и сам для себя увидел очень много интересных и очень важных событий и для понимания, как устанавливались церковные догматы, как отцы Церкви, как они любовью и в то же время такой ну жесткостью вели церковный корабль ко спасению и к утверждению вот этих, так сказать, христианских истин. И также вот еще хочется сказать, что всем нашим дорогим друзьям, дорогим читателям календаря «От Пасхи до Пасхи», мы готовы уже, значит, вам предоставить новый календарь, новое юбилейное 15-е издание календаря «От Пасхи до Пасхи», и вы можете его заказать на нашем сайте. И в то же время у нас есть такая уникальная возможность как бесплатная доставка в регионы России нашего календаря, по той же самой себестоимости, которую мы и здесь, в Москве, имеем — 250 рублей за штуку. И этот же календарь можно бесплатно заказать доставку и в Хабаровск, тоже получить по 250 рублей за штуку через сеть магазинов Ситилинк — вот в этом их благотворительность.
Г. Бежанидзе
— Я бы еще хотел сказать два слова о том, что хотя главная тема нашего календаря Вселенские соборы, но вы найдете там информацию практически о всех значимых Поместных соборах, то есть не только Вселенских, но и Поместных. И Западные соборы неразделенной Церкви тоже у нас представлены, такие малоизвестные, например, Толедские соборы Вестготского королевства. Затем мы пишем, например, о соборе в Хертфорде — это собор 673 года в Англии созывался. И, естественно, у нас и представлены и все русские наши, даже не только Поместные соборы, но и какие-то значимые совещания нашей Русской Церкви, как в Средневековье, так и в синодальный период, так и в новейший период. То есть можно сказать, что вот эта тема Поместных соборов у нас тоже охвачена достаточно широко, и в том числе и древние Восточные Поместные соборы тоже в календаре этом есть.
К. Мацан
— Вообще гигантская работа: на 365 дней года найти имя святого, какую-то цитату — ведь наверняка не так просто было искать на каждый день. Есть какие-то, наверное, очевидные такие темы для каждого дня, видимо, где-то приходилось и глубоко копать, да?
Г. Бежанидзе
— Ну да, конечно. Ведь даже с учетом современных возможностей, с тем что святоотеческое наследие представлено и в электронном виде, но все же если мы говорим об отдельных святых, менее известных, то их труды, в общем-то, далеко не все представлены в электронном виде. И их приходилось искать и вот иным способом, что, конечно, само по себе, так сказать, сложно и это такой эксклюзив, можно сказать, который в интернете вы не найдете. Вот поэтому, ну с моей точки зрения, этот календарь один из самых лучших наших календарей. А, кстати, два слова о следующем календаре.
К. Мацан
— Как раз хотел спросить о творческих планах.
Г. Бежанидзе
— Да, спасибо. Следующий календарь у нас будет преподобнический. То есть если этот был святительский, то следующий будет посвящен преподобным отцам, потому что тема — Патерики. И связана эта тема напрямую с монашеством, с подвижничеством Вселенской и Русской Церкви. И вот там будут статьи и о Патериках вообще — вот что такое Патерики, какие Патерики. Ну и, конечно, будут сведения и из самих Патериков — будут, конечно же, жизнеописания преподобных отцов, будут и их высказывания, связанные с Патериками или из самих Патериков. То есть следующий календарь будет преподобнический.
К. Мацан
— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Давайте под занавес этого разговора напомним еще раз, что есть и сайт https://pravoslavniy-calendar.ru/ — он пишется латиницей, название доменного имени. Но чтобы со словом «православный» с буквами «ы» и «й» не мучиться, можно просто набрать в поисковике: православный календарь «От Пасхи до Пасхи» — и нет сомнений, что вы найдете сайт этого проекта. Повторюсь, замечательный подарок, и я просто об этом свидетельствую. Потому что когда нам на радио «Вера» эти календари попадают, у всех наших сотрудников родственники, друзья спрашивают, нет ли там лишнего. И люди дарят, и ждут, что вот на столе теперь будет стоять новый календарь. И это всегда приятно, когда приходишь там куда-нибудь, к кому-нибудь — вот стоит на столе этот календарь. Поэтому вот работа востребована и, как мы сказали, тираж немаленький, на самом деле 150 тысяч экземпляров — это тираж для современной печатной продукции очень хороший, с чем мы вас тоже поздравляем. Ну и напомню, 15-й, юбилейный календарь «От Пасхи до Пасхи», мы сегодня о нем говорили и о его теме — история Вселенских соборов и какое отношение это имеет к нам, сегодняшним. Вообще мне кажется, что вот человеку, заинтересовавшемуся темой нашего сегодняшнего разговора, просто можно календарь каждый день читать, и вот знание за год накопится какое-то такое достаточное, чтобы что-то важное об истории Церкви, об истории своей веры понять. А, может быть, это станет трамплином, чтобы еще глубже потом заинтересоваться и в эту тему погрузиться. Спасибо огромное за наш сегодняшний разговор. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» был директор по развитию благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков. И научный руководитель этого проекта, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Георгий Бежанидзе. У микрофона был Константин Мацан. Спасибо огромное за внимание и до новых встреч на волнах радио «Вера». Христос воскресе, дорогие друзья!
И. Рыбаков
— Воистину воскресе!
Г. Бежанидзе
— Воистину воскресе! Дорогие друзья, до свидания.
К. Мацан
— До свидания.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент в околоцерковный обиход вошло страшное по своей сути выражение: «Не согрешишь — не покаешься». Если поинтересоваться происхождением этого выражения, то мы узнаем, что оно довольно древнее, и его развёрнутую форму можно найти в сборнике пословиц русского народа, составленным Далем. Можно попытаться реконструировать, что же именно подразумевала пословица: грех толкает человека к переосмыслению жизни, и таковое переосмысление способно помочь прийти ко Христу. Это действительно так. Но как быть, если человек словами «не согрешишь — не покаешься» прикрывает свои повторяющиеся грехи? Допустимо ли такое поведение? Ответ нам даёт звучащий сегодня в православных храмах отрывок из 5-й и 6-й глав Послания апостола Павла к Евреям. Скорее всего, этот ответ многим из нас не понравится, но тем не менее давайте его внимательно послушаем.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Апостол задал всем нам очень простой, но предельно важный вопрос: до какого времени мы будем считать себя детьми? Конечно, речь шла о духовной жизни, о том, что многие христиане крайне легкомысленно относятся к своим собственным грехам, полагая, что их грехи — это милая шалость неразумного ребёнка, а потому любящий Бог не может их не простить так, как любящие родители прощают любые шалости своих детей.
По мнению апостольского послания такая логика глубоко ошибочна: мы взрослые, а Слово Божие — это не родительские наставления, это закон жизни, и если сравнивать его с родительскими запретами, то оно значительно ближе к запрету играть на железнодорожных путях, чем к запрету лакомиться конфетами перед обедом. Конфеты легко простить, а вот в случае игр рядом с движущимися поездами может оказаться так, что прощать будет попросту некого. Заповеди Божии устроены так же: может оказаться, что прощать некого. Не потому, что человека постигла мгновенная кара после совершения греха, нет, причина глубже: покаяние — дар Божий, и этот дар, как и любой другой, нельзя обрести на пути греха, можно совершить ужасные вещи и не ощутить ни малейшего признака раскаяния, причина же в том, что грех убивает душу, делая её неспособной к восприятию Божией благодати. И именно об этом предупреждает нас апостол.
Вместе с этим апостолу непонятно, как может отпасть от Бога тот, кто вкусил дар небесный и стал причастником Духа Святого, и вкусил «благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр. 6:4–5). Ещё более апостолу непонятно, каким образом такой человек может быть обновлён покаянием, ведь он «снова распинает в себе Сына Божия и ругается Ему» (Евр. 6:6). Да, толкователи этих слов апостольского послания к Евреям полагают, что речь здесь идёт лишь о вероотступничестве, которое в полной мере невозможно искупить покаянием, но нам стоит помнить, что и любой другой грех — это тоже вариант вероотступничества, пусть и менее опасный, пусть и прощаемый, но тем не менее — это всё те же духовные игры на железнодорожных путях, которые имеют немалый риск закончиться трагедией, от которой пусть всех нас избавит Всемилостивый Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 85. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть совершенно замечательный эпизод: ко Христу за помощью обратился отец больного ребёнка, в ответ Господь сказал, что по вере всё возможно, в том числе и исцеление, реакция отца страдающего мальчика стала впоследствии крылатой фразой — «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Непоименованный отец выразил суть обретения веры: её даёт Спаситель, и без Него мы не можем веровать, следовательно, не можем и жить так, как заповедует Бог. Эту мысль мы можем найти в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 85-м псалме. Давайте послушаем его первую часть.
Глава 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 Ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Только что мы услышали довольно пространное молитвенное размышление, которое принадлежит перу царя Давида. Началось оно с традиционного для молитв упоминания себя самого — Давид написал о себе как о бедном и нищем, конечно, в сравнении с Богом, ведь в сравнении с Ним любой человек не только беден и нищ, но и вообще незаметен, любое проявление гордыни рядом с Богом — свидетельство духовной слепоты, гордыня лишает человека возможности молиться, ведь гордец не может сосредоточиться на Боге, он сосредоточен на себе самом. Поэтому молитвенное размышление Давида самой первой своей строкой приводит его и нас в нужное состояние — состояние глубокого смирения.
Далее автор псалма произносит ряд прошений, перемежая их с восхвалением Бога. Опять же, стоит понимать, что эти восхваления нужны не Богу, они призваны удержать сердце молящегося человека в состоянии смирения, довольно непросто думать о себе самом великое после, к примеру, таких слов псалма: «Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85:10).
Здесь же мы находим мысль, которая очень близка Евангелию: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего» (Пс. 85:11). Давид свидетельствует, что человек по своей собственной воле не может исполнять заповеди Божии, более того, человек сам по себе не в состоянии захотеть это делать.
Конечно, мы можем попытаться не согласиться со словами псалма, но здесь стоит задать самим себе вопрос: если мы воцерковились в зрелом возрасте, то что мешало нам сделать это раньше? Это во-первых. А во-вторых: где взять желание исполнять Христовы повеления? И каким образом оно рождается в человеке? Если же смотреть шире и обратить внимание на жития святых, то мы найдём в них немало описаний жизни людей, которые пришли к Богу далеко не сразу, Бог их буквально вырвал из среды греха, вложив в сердце стремление к праведной жизни. Один из самых ярких примеров такого рода — всем прекрасно известная преподобная Мария Египетская.
Слова 85-го псалма — это и «прививка» против осуждения. Если кто-то ещё не чтит Бога должным образом, то, возможно, не пришло нужное время, и если мы видим таких людей, то не стоит раздражаться, недоумевать и оскорбляться, нужно поступать так, как поступил царь Давид в отношении себя самого, нужно помолиться, чтобы Господь наставил этих людей на истину Свою, чтобы утвердил их сердца в страхе имени святого Своего.
Подарить надежду болеющим детям в рамках акции «Зажги созвездие мечты»
У семилетней Даши Павловой есть мечта — однажды выйти на большую сцену и спеть свою песню. Она любит надевать нарядные платья, мамины туфли и устраивать для близких домашние концерты. В такие минуты она чувствует себя настоящей артисткой и забывает про все неприятности.
Даша живёт с пересаженной почкой и вынуждена постоянно принимать лекарства. В полтора года у неё обнаружили опухоль, долгое время девочка находилась в больницах. Но после операции по пересадке почки у Даши появилась возможность вернуться домой, свободно гулять, играть, общаться и, конечно же, петь. Однако на этом лечение не закончилось. Чтобы поддерживать свой организм и пересаженный орган, Даше нужно всё время принимать дорогостоящие препараты, которые не выдают бесплатно. Без них она может лишиться обычного детства и снова оказаться в больнице.
В этом году Даша пошла в первый класс, а ещё записалась в хор, чтобы стать ближе к своей мечте: связать жизнь с пением и музыкой.
Сейчас этой семилетней талантливой девочке нужна поддержка. Чтобы помочь Даше Павловой и другим детям, которые нуждаются в дорогостоящих лечении и реабилитации, фонд «Настенька» запустил акцию «Зажги созвездие мечты». На странице акции можно прочитать истории и мечты болеющих детей, а также оставить для них любой благотворительный перевод. Ваше участие подарит ребятам шанс на здоровое будущее. Ссылка на сайт акции «Зажги созвездие мечты» размещена на сайте фонда «Настенька» и на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











