Была эпоха, которая решила судьбы мира на несколько столетий вперед. Век шестнадцатый открыл дороги, по которым пошли народы и государства. Европейские державы узнавали за морями новые земли. Ученые умы постигали законы мироздания. Одаренные талантами, сотворили прекрасное искусство. В Государстве Российском происходили тогда особые свершения. Земли наши становились единой державой. И неуемно спорили государственные мужи, какой быть России-матушке? На восток иль на запад обратить свой взор? Строгости или вольности взращивать в детях своих? В такое время был призван из Афона на русскую землю просвещеннейший европейский ум Максим Грек. Не легкая судьба была уготована мыслителю-идеалисту в чужой своенравной земле...
... Когда Великому Князю Василию III надобен был монах ученый, чтобы книги церковные переводить, послала братия Афонская Максима Грека. Хоть не знал он в ту пору русского языка - да больно уж много было в нем горения. Такому любое дело дается легко.
Вот только испытания его ждали не на ниве учености - стойкость духа и верность высоким идеалам веры пришлось отстаивать...
В Москве первым большим его делом стал перевод Псалтири. Одобрили его и духовенство и Великий Князь. Да на сердце Максима Грека не все было ладно, противилось оно тому, что в государстве делалось. Не по христианскому закону вершилось. Попросился Максим Грек обратно в Святой Афон. Но Василий не отпустил даровитого переводчика, миссию свою он продолжил. Создал княжескую библиотеку. Исправил книги для богослужения. Писал, писал, писал - не одна сотня текстов. Жития святых, поучительное слово, просветительские наставления. Для многих и многих стал духовным отцом.
Не по душе были Максиму Греку несправедливость да неискренность, царившие кругом. Дань непомерную с крестьян - осуждал. Не стал молчать, когда Василий вознамерился развестись с княгиней. И обвинили Грека в неверности, отлучили от причастия, в монастыре обрекли на суровое заточение. Но и там не отступился он от возвышенных своих чаяний.
Еретиком Максима Грека назвали на соборе 1525 года, тогда и заточили в монастырь. В 1531-ом новые нарекания нашлись - в порче книг богослужебных - и в другой монастырь определили ученого. А настоятель его Грека уважал великим почтением. Вопреки высокой воле - посадил его рядом на трапезе. Дозволил читать и писать. Но Святых Тайн просветителю разрешили причащаться только десять лет спустя. Много Патриархи Восточные за Грека вступались. Да не скоро перевели его на покой в Троице-Сергиев монастырь.
Скончался он в день небесного своего покровителя Максима Исповедника. Многие узрели в том знак свыше. Четыре века спустя церковь прославила его в лике святых, и вскоре мир обрел мощи преподобного. Сегодня они пребывают в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»