В Православной Церкви есть четыре многодневных поста. Самым строгим и продолжительным из них является Великий пост. Он длится семь недель и завершается празднованием Пасхи.
В дни Великого поста православные христиане не едят мясные и молочные продукты, а также яйца и иные продукты животного происхождения. Кроме того, они стараются ограничивать себя в развлечениях.
С Великим постом связано много традиций. На острове Кипр, например, этот пост начинается с так называемого Зеленого понедельника.
Хотя Зеленый понедельник — это первый день поста, у киприотов он считается праздничным. Они совершенно не скорбят по поводу того, что семь недель им придётся себя ограничивать в еде и досуге. Великий пост у них принято понимать так — это особое время перед Пасхой. Да, оно предполагает духовный труд и воздержание. Но нельзя скорбеть - ведь после поста настанет главный православный праздник!
Зеленый понедельник назван так по двум причинам. Во-первых, это день большой уборки. Киприоты убираются внутри своих домов и вокруг них. Они считают, что пост надо начинать с чистоты. С чистоты внутри себя и того, что тебя окружает. Нужно проявить заботу о природе и экологии - отсюда и первая причина названия «зеленый».
А вторая причина следующая. В зеленый понедельник киприоты устраивают обычно загородной пикник. После уборки они стараются выехать за город, провести остаток дня на природе, которая начинает пробуждаться от зимнего сна.
Надо сказать, еда на этом пикнике абсолютно постная. На Кипре это не проблема. Начало великого поста совпадает у них со временем созревания апельсинов, мандаринов и других фруктов.
Кроме того, киприоты в дни поста любят печь специальный хлеб. Тесто для него замешивают на оливковом масле. Из этого же текста кипрские хозяйки пекут постные пироги - со шпинатом, изюмом, тыквой и тахинной халвой.
Но не подумайте, что киприоты только и делают великим постом, что едят. На самом деле, среди них есть много благочестивых людей, которые постятся строго, ограничивая себя и в еде, и в развлечениях.
Тем не менее, в Зеленый понедельник даже самые строгие в духовном плане киприоты позволяют себе порадоваться наступившему посту и отдохнуть на природе. Там они могут посмотреть и послушать специальные детские концерты, приуроченные именно к началу Великого поста.
Лично меня традиция Зеленого понедельника очень вдохновляет. Как часто здесь в России мы воспринимаем пост как бремя и тяжелую обязанность. А надо бы встречать, наверное, его так, как делают это киприоты - с чистотой в домах и на улицах, и с радостью в сердце!
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о традиции встречи Великого поста у православных киприотов.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»