Сколько будут жить на свете христиане, столько будут они формулировать, что такое пост и зачем он нужен.
Кто-то скажет: пост — это знакомство с собой настоящим, обнаженным, лишенным привычных благ и заслонов.
Кто-то скажет: пост — время испытать себя, время доказать себе, что я властвую над своими желаниями, а не они надо мной.
А кто-то скажет: пост — это попытка ущемить себя ради Христа и через это стать к Нему ближе.
Все верно. В таких вопросах не бывает неправильных ответов, если они — изнутри личного опыта. И вот недавно я для себя нашел еще одно измерение поста. Пост — это когда чувствуешь: ты не один.
Поясню, что имею в виду.
Нередко мы спрашиваем самих себя и друг друга: «Хорошо, пост — время активизировать духовную жизнь, а что — в остальное время этого можно не делать?» Как спел в одной песне Андрей Макаревич, «сабантуй от поста до поста…»? Речь, надо полагать, конечно не об этом. А вот о чем.
Я могу вообразить себе человека, который в русле этой логики решит: «Возьму-ка и устрою себе всю неделю строгий пост. Не только же в раз в год строго поститься. Что за формализм! Даешь реальную духовную жизнь каждый день». Предположим даже — в порядке мысленного эксперимента — что такое решение благословлено духовником. Что почувствует этот решительный подвижник? Думаю, что я бы на его месте почувствовал себя… кем-то вроде городского сумасшедшего. Испытал бы что-то похожее на «тот неловкий момент», когда ты, например, с энтузиазмом запел в компании песню — но никто не поддержал, и ты голосишь один, а вокруг все вежливо недоумевают.Должно быть, в аналогичной ситуации вся ревность о посте у меня испарилась бы. Стушевался бы, подумал: «А может, и вправду я слишком заморочился? К чему все эти сложности, ограничения, подвиги? Когда вокруг сотни братьев по вере живут себе обычной нормальной жизнью…» И стремления к духовному подвигу — как не бывало.
Но такого, думаю, не случится, если на дворе — и вправду пост. Общий. Церковный. Когда это точно не просто твоя блажь. Когда в том же стремлении к глубокой духовной жизни пребывают многие. Когда с тобой вместе постится вся Церковь — община, собранная вместе Святым Духом вокруг Иисуса Христа.
Общецерковный пост и участие в нем дает ощущение небывало прочных горизонтальных связей — с миллионами людей, которых ты даже не знаешь, но чувствуешь их незримое плечо. И понимаешь: ты не один.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.