Когда люди слышат название такой страны как Таиланд, у них в голове обычно возникает набор ставших уже привычными ассоциаций: курорт, расслабленность, развлечения. Каково же бывает удивление, когда люди узнают, что и в Таиланде есть Православная Церковь!
Вот уже несколько десятилетий в Таиланде существуют православные приходы - русские и греческие. Благодаря их деятельности много тайцев пришло в Православие, а двое из них даже стали православными священнослужителями.
Тайцев в Православии привлекает его древность и духовность. Они неминуемо сравнивают православную веру с буддизмом. Наиболее популярным направлением в буддизме для Таиланда считается “тхеравада”, одно из самых консервативных буддистких течений. Тайцы считают, что Православие является таким же древним и духовным как “тхеравада” религиозным движением, но превосходит его, так как учит о живом Боге, Которого в буддизме нет.
Уважительное отношение тайцев к Православию выразилось в том, что при государственной регистрации православных приходов они в документации именуются не ортодокс на английский манер, а “дан-дээм”, что означает “истинный, настоящий, неизменный, подлинный”.
Важной особенностью православной миссии в Таиланде является то, что тайцам можно проповедовать молча. То есть можно, конечно, что-то говорить, но тайцы воспримут чьи-то убеждения только тогда, когда увидят,как человек живет, как он на деле реализует свою веру. Поэтому православные приходы в Таиланде – место, где всегда и каждому окажут необходимую помощь, где люди привыкли свидетельствовать о Христе своими поступками.
Православным в Таиланде приходится учитывать еще и такие особенности. Для тайца вера и национальность вещи сходные. Подчас они боятся переходить в Православие, чтобы не перестать быть тайцами. Но как только узнают, что богослужение в православных храмах совершается на тайском языке, с легкостью выражают желание принять новую веру.
В тайском Православии соблюдается принятый в этой стране этикет, а потому перед входом в храм нужно обязательно снять обувь. Если окажетесь в Таиланде, учитывайте при посещении православного храма такой немаловажный обычай.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.