
Татьяна Любомирская
Дело было в Грузии. Я гостила у своей подруги. В один из дней мы поехали в древнюю столицу этой замечательной страны, Мцхету. Туристы и паломники непременно посещают древний храм Светицховели, что переводится как «животворящий столп». Этот красивый храм величественно возвышается в обрамлении поросших лесом гор и производит действительно сильное впечатление.
У входа на скамейке молча сидела неприметная грузинка средних лет в цветастом шелковом платке, которая охватывала всех пришедших цепким взглядом. Неожиданно ее внимание сосредоточилось на нас. Она вдруг заулыбалась, подошла и решительно подхватила меня под руку.
«Местная сумасшедшая», — решила я.
— Здравствуй, здравствуй! — Заговорила незнакомка, сияя от восторга как золотая монета на солнце. — Сейчас я тебе всё расскажу!
— Что расскажете?
— Всё! Про этот храм! В нем хранится великая святыня! В нем хранится рубашка Христа! Слушай!
И она начала рассказ—экскурсию, водя нас с подругой по этому чудесному храму. Подруга была здесь много раз и конечно знала его историю, но и она внимала нашему проводнику с интересом. Женщина рассказывала так живо и красочно, точно все события тех древних времен происходили на ее глазах.
«Рубашку привез человек один... забыла его имя... и его брат. Хорошие были люди. Они присутствовали там, на распятии Господа, и всё видели. Помнишь, когда воины начали метать жребий, кому достанется одежда Христа? Вот эту самую одежду братья потом выкупили и привезли в Мцхету. Они родом отсюда были. А сестричка их, славная такая девушка... Сидония... ах, как она плакала, когда узнала, что Иисуса убили! Братья наверно не успели узнать о воскрешении, сразу поехали домой. Ну и вот, отдали Сидонии эту рубашку, она с ней замертво и упала. Люди пытались потом вынуть рубашку из рук, много пытались, а не получалось. Пальчики у девчушки, как каменные стали, не выпускали святыню. Так ее и похоронили, с рубашкой Христа в руках. А потом на этом месте выросло дерево, кедр. А уже потом построили этот храм. Кедр срубили, хотели из него столп для храма изготовить. И изготовили. А столп вдруг взял и замироточил. Вот какой великий храм! Ты только представь! Здесь, под землей, лежит рубашка Христа!»
Глаза незнакомки горели ликованием. Ее восторг был столь велик, что мы невольно поддались ее настроению. Храм действительно был величайшей святыней, но почувствовать это в полной мере мне помог именно наш добровольный гид. Прочитав историческую справку в интернете, я бы наверняка испытывала благоговение, но и только. А женщина-экскурсовод заразила меня какой-то детской радостью.
Вообще это очень интересно — наблюдать, как исповедуют одну и ту же веру разные народы. Помните православных арабов, которые с песнями и плясками под бубен встречают схождение Благодатного огня в Храме Гроба Господня? Конечно, сложно представить такое раскованное поведение в наших российских храмах. Как все северные народы, мы сдержаны и серьезны. В церковь приходим, чаще всего, чтобы поплакать о грехах и жизненных невзгодах, а не посмеяться от радости, что Бог даровал нам жизнь и указал путь к жизни вечной.
Но лично мне всегда очень приятно встречать по-настоящему счастливых в своей вере христиан, как та грузинская незнакомка. Она, возможно, была чересчур экзальтированной, но ее радость от пребывания рядом с великой святыней и желание поделиться этой радостью с нами были неподдельными.
Христос Воскресе, братья и сестры! О чем тосковать?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер