Святая Елена одна из наиболее известных и почитаемых равноапостольных жен.
Подвиги ее известны и прославлены. Историческая роль бесспорна и давно определена. Это ее бурной и смелой деятельностью христианский мир обрел одни из главных святынь: и Гроб Господень, и Животворящий Крест и многие иные. Равноапостольной – то есть равной по исторической и духовной роли – апостолам Елену называют за неустанную проповедь Евангелия и церковную деятельность.
Но, был у нее и еще один великий подвиг – подвиг женского и материнского терпения, тихого и выдающегося смирения. Смирения того драгоценного образца, в котором нет самоуничижения, но великое достоинство и доброта.
Елена была дочерью содержателя придорожной гостиницы. Красивой, послушной. Впечатленной ее внешностью и нравом Констанций Хлор, молодой человек благородного рода, избрал ее в жены. Елена и Констанций не были в то время христианами, но симпатизировали и даже покровительствовали христианству. Вскоре у них родился сын Константин.
Это было время гонений на христиан и непрекращающихся войн. В какой –то момент император Римской империи Диоклетиан разделяет империю и отдает Констанцию Галлию и Британию. Супругой правителя таких земель, по мнению Диоклетиана, не может быть простолюдинка.
Отказаться от власти Констанций Хлор не хотел, да и не мог. Он разводится с Еленой.
В новые жены ему дают девушку из царского рода – Феодору. Но и это еще не все. Одиннадцатилетнего Константина – единственного сына Елены – отбирают силой и отправляют во двор Диоклетиана.
Елена остается одна. Пятнадцать лет звенящего одиночества. Тоски по мужу и ребенку. Молитв и терпения.
Те христианские максимы, которые Елена успела заложить в сыне, помогают ему, оказавшемуся в языческом окружении, в роскоши и торжестве власти – сохранить себя. Не увлечься разгулом диоклетиановского двора, остаться равнодушным к богатству и вседозволенности.
После смерти отца Константин получает императорский титул. И , удивительно , еще не будучи крещённым, молодой император провозглашает в подвластных ему странах свободу исповедания христианской религии.
Константин переносит столицу из языческого Рима на восток, в ВизАнтий, который переименовывается в Константинополь. Возвращает многих бежавших христиан, заказывает великолепные свитки с писаниями и богослужебные книги, устраивает церкви. Константин помнит и знает, кто заложил в нем основу основ его христианства и Боголюбия. Но только в 325 году он находит и возвращает из изгнания свою мать, Елену.
Елена не просто получает царскую корону августы, но и право печатать собственную монету и распоряжаться царской казной. По воспоминаниям современников царица Елена оставалась простой и скромной, производила впечатление тактом, добротой и милосердием. Годы смирения не сломали ее, не родили комплексов, озлобленности, мстительности. Удивительно, что христианство Елена принимает под влиянием сына довольно поздно, в шестьдесят с небольшим лет. Но основу, камень христианской веры, в Константине заложила она сама.
Получив новые возможности, Елена становится главной помощницей сына в его устремлениях: найти Крест Господа, восстановить Его путь, отметить каждый шаг Христа часовнями и церквами. Став мудрой и кроткой старицей, Елена как и много лет назад остается крепким тылом, вдохновением и нравственной поддержкой своего царственного сына.
Умерла она, когда ей было далеко за 80, в хрониках тех лет записано, что «окончила Елена свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого служившего ей сына».
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (19.03.2024)
Курская Коренная икона Божией Матери. Крымская эвакуация 1920 года
С первых дней революции 1917 года стало ясно, что большевики намерены уничтожить православную веру. По всей России началось разорение храмов и монастырей, полилась мученическая кровь. Для борьбы с большевиками русские офицеры объединились в Белую гвардию. Но противостояние оказалось неравным. Белогвардейцы постепенно отступали за пределы России, а вместе с ними покидали родину тысячи соотечественников.
В изгнании оказались не только люди, но и христианские святыни. В октябре 1919 года Курский епископ Феофан (Гаврилов), уезжая из родной епархии от большевистского террора, спас от поругания древнюю Курскую Коренную икону Божией Матери. Весной 1920 года святыня была доставлена сначала в Грецию, затем в Сербию.
Но через полгода реликвия вновь вернулась на родину. А именно — в Крым, который оставался последней частичкой свободной русской земли. Возглавлявший сопротивление большевикам генерал Пётр Врангель обратился с прошением к епископу Феофану доставить Курскую Коренную икону на полуостров. Военачальник надеялся, что встреча с чудотворным образом воодушевит солдат и офицеров на оборону. И Курский святитель откликнулся на просьбу. Древняя икона прибыла в Севастополь 14 сентября 1920 года. Встречать её вышел практически весь город. Людей охватила необычайная радость, словно сама Богородица посетила многострадальную русскую землю.
Полтора месяца Белая гвардия держала оборону, но в итоге всё же сдала свои позиции. Началась Крымская эвакуация — очередной исход русских людей с Родины. Из портов полуострова вышло сто двадцать шесть судов, вместивших в себя сто сорок шесть тысяч человек. Среди них были и архиереи, создавшие впоследствии Синод Русской Православной Церкви Заграницей. Эвакуация проходила спокойно и организованно. Несмотря на возрастающую с каждым часом опасность прихода большевиков, беженцы не впадали в панику. Эмигрантов укрепляла мысль, что Божия Матерь сопутствует им своей чудотворной иконой.
Святыня покидала Родину на корабле «Генерал Алексеев», который держал курс на Константинополь. Стоя на палубе этого судна, епископ Феофан вознёс над головой Курский Коренной образ и благословил им русскую землю.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Митрополит Исидор (Никольский)
В тысяча восемьсот двадцать девятом году настоятелем Петропавловского монастыря во Мценске Орловской губернии назначили молодого архимандрита Исидора. Новый настоятель устроил в монастыре ежедневные трапезы для бедных, организовал сбор тёплых вещей для раздачи нищим, открыл сиротский приют. Люди звали его родным отцом и с плачем провожали, когда через четыре года архимандрит Исидор по приглашению самого митрополита Филарета Дроздова, уезжал в Москву: помогать святителю Филарету в его трудах по переводу Библии с церковнославянского на русский язык.
Будущий митрополит Исидор (Никольский) родился в семье бедного диакона и с первых же дней жизни узнал, что такое нужда. Ему исполнился всего один год, когда он остался сиротой. Дядя выучил мальчика грамоте; знакомые помогли поступить в Тульское духовное училище. Благодаря доброте окружающих его людей, Яков — так звали будущего митрополита до принятия монашеского пострига — скоро встал на ноги, и дальше двигался уже самостоятельно: семинария, столичная духовная Академия, монашество.
В тысяча восемьсот шестидесятом году Исидора, возведённого к тому времени в сан митрополита, назначили архиереем Санкт-Петербургской, Новгородской и Финляндской епархии. Здесь при Александро-Невской Лавре митрополит основал целую сеть благотворительных учреждений. В тысяча восемьсот шестьдесят втором году он учредил Епархиальный дом призрения для бедных духовного звания. Здесь безвозмездно проживали вдовы священнослужителей и дети, оставшиеся без родительского попечения. Для них при Доме призрения было открыто училище. Впоследствии в народе это учреждение получило название по имени своего основателя: Исидоровский дом убогих.
В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году в новгородском Деревяницком женском монастыре митрополит Исидор Никольский основал епархиальное училище для девиц духовного звания. В постройку трёхэтажного корпуса владыка вложил собственные средства. Училище на бесплатной основе принимало девушек из малообеспеченных семей. Подобное женское училище митрополит Исидор устроил и в Петербурге. В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году владыка построил при училище домовую церковь, которую освятил во имя преподобного Исидора Пелусиотского.
В июле тысяча восемьсот девяносто первого года в один из Петербургских храмов пришла группа столичных литераторов с просьбой отслужить панихиду по поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову — в эти дни исполнялось пятьдесят лет с момента его гибели. Настоятель храма был озадачен: Лермонтов погиб на дуэли, что по церковным правилам приравнивалось к самоубийству. А по самоубийцам панихид не служат, — рассудил священник и в поминовении отказал, направив литераторов за разрешением вопроса к архиерею.
Митрополит Исидор принял и внимательно выслушал литераторов. Некоторое время владыка раздумывал, а потом ответил: «Бог рассудит! Я же дозволяю служить панихиду по умершему — ради живых, по вере их и любви!»
Поступать с людьми по любви митрополит Исидор старался на протяжении всей своей жизни. До самой кончины в тысяча восемьсот девяносто втором году он в Александро-Невской лавре принимал просителей и всем с любовью и добром обязательно помогал. Давал погорельцам деньги на строительство новых домов; определял сирот в приюты, бедным вдовам подыскивал достойную работу. Усердно трудился он и на посту главного попечителя Императорского человеколюбивого общества и за свою благотворительную деятельность был удостоен личной высочайшей благодарности от императора Александра Второго и многих государственных и церковных наград.
Все выпуски программы Имена милосердия