«Чудо рождения ребенка». Священник Григорий Геронимус - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Чудо рождения ребенка». Священник Григорий Геронимус

Чудо рождения ребенка (18.12.2024)
Поделиться Поделиться
Протоиерей Григорий Геронимус в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.

Мы говорили о чуде ожидания и рождения детей, как это влияет на семью и чем может помочь будущей маме общение с близкими и церковная жизнь, а также разговор шел о подготовке к приближающемуся празднику Рождества Христова.


Марина Борисова

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Марина Борисова. Сегодня со мной и с вами этот час «Светлого вечера» проведет священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино.

Священник Григорий Геронимус

- Добрый вечер. Здравствуйте.

Марина Борисова

- Батюшка, мы находимся посредине Рождественского поста, посредине дороги к Рождеству Христову, к чуду, которого мы все ждем каждый год. Мне кажется, было бы правомерно в ожидании этого великого чуда – Рождества Христова – поговорить о том чуде, которое сопровождает нас на протяжении всей жизни, и которое мы иногда чудом не считаем. Я имею в виду рождение, рождество человека. Почему мне пришла в голову мысль обсудить эту тему? Я недавно разоткровенничалась с одной дочерью своей подруги, она ждет второго ребенка, и я поразилась как эта молодая женщина глубоко, я бы сказала, богословски ощущает то, что с ней сейчас происходит. Она, казалось бы, очень простые вещи говорила, но лично мне в голову они никогда не приходили. Она говорила о том, что мы привыкли все время ставить какую-то цель и прикидывать, как ее достичь. Это движение по плоскости, каждый раз из пункта А в пункт Б прибежал, цель достигнута, обозначается следующая цель, и ты к ней как-то продвигаешься. А тут, она говорит, ты останавливаешься и понимаешь, что теперь все движение идет внутрь. Вовне происходят всевозможные события, и ты в них участвуешь, но твоя жизнь, твое движение происходит внутри тебя. И вдруг вместо движения по плоскости ты оказываешься в ситуации, как бы, 3D. Тогда начинается движение по траектории «ты – ребенок - Бог». Она так об этом говорила, что, честно, невозможно было даже остановить. Причем, она рассказывала о своих собственных переживаниях. Я подумала, мы очень много говорим о рождении детей, о воспитании детей, мы очень редко говорим о богословском и религиозном переживании беременности. А возможно ли в принципе в нашей суматошной жизни современной именно религиозное переживание того чуда, которое происходит в каждой женщине, когда она ждет ребенка?

Священник Григорий Геронимус

- Я уверен, что вы очень точно это называете чудом. Ну, вдуматься, каждый, кто припоминает уроки органической химии в школе, помнит, как сложно устроена молекула, из которой состоят живые тела. Значит, это кто-то должен свести воедино такое огромное количество атомов, которые составят такую сложнейшую молекулу, эти молекулы соединятся в сложнейшим образом устроенную живую клетку, эти клетки начнут делиться, размножаться, возникнет живое существо. И в конечном итоге явится на свет еще один человек со всей глубиной своего бесконечного внутреннего мира, с какими-то стремлениями, желаниями, с возможностью молиться, обращаться к Богу, с возможностью любить, с возможностью заниматься творчеством, с возможностью новый путь на этой земле пролагать нового человека. Конечно, это чудо. Мы к этому привыкли, мы знаем, что такое бывает, что дети рождаются. Но появление в мир каждого нового человека – это, конечно, чудо. С христианской точки зрения, человек – это особое существо, человек сотворен по образу и подобию Божьему. Человек, как один замечательный философ говорил, ногами стоит на земле, но своим разумом - мы можем к этому добавить, духом – выходит за пределы вселенной, размышляет о том, как устроено мироздание, в молитве общается с Самим Богом, может участвовать в таинствах, если этот человек будет крещен, воцерковлен. Из небытия в бытие Господь призывает нового человека, это потрясающее совершенно чудо. И это чудо, да, конечно же, должно быть религиозно осмысленно. Это Божественное действие - приведение в мир нового человека. Оно происходит при участии родителей, при участии других людей, но это все равно Божественное действие, что еще один человек входит в этот мир. Это чудо всегда. Тут есть все основания к тому, чтобы глубоко, с позиции верующего человека, с религиозной позиции к этому чуду прикасаться с благоговением и через это познавать какие-то тайны Божии.

Марина Борисова

- Мы обычно готовы поверить, что это чудо, в каких случаях? Например, если бездетная пара, если врачи сто раз обследовав и мужа и жену, сказали, что при ваших анализах вряд ли что получится. А потом вдруг, раз, и получилось. К этому большинство относится, как к чуду, и сами родители, и все, кто об этом знает. Еще один вариант, когда люди ощущает появление, зарождение новой жизни, как чуда, когда тоже бездетная пара усыновляет ребенка и чудесным образом после этого у них начинают рождаться собственные дети. Но в обычных условиях, когда это происходит без всяких экстраординарных обстоятельств, люди относятся к этому часто очень бытово. Хотя существует сейчас масса практик, школ подготовки и для мужа и для жены и масса упражнений, диет, советов. Но все это касается исключительно физиологической части, ну, может быть, психологической. Но я нигде не встречала, может быть, мне просто не повезло, какой-то религиозной, церковной школы для будущих мам. Это существует, и вообще в принципе возможно ли это? Или это очень интимный процесс, который каждый переживает исключительно индивидуально?

Священник Григорий Геронимус

- Я уверен, что чудом является не только рождение ребеночка в каких-то экстраординарных обстоятельствах, когда физиологически, вроде бы, ничего к этому не располагает, а вот оно случилось по молитвам. Кстати, то, о чем вы сказали, когда бездетная пара, уже лечились и так и сяк, и это, может быть, уже долгие годы происходит, и всё никак не получается зачать ребеночка. И вот они усыновляют сына или дочку удочеряют, и вдруг открывается, как в Библии говорится, утроба матери, и появляются свои собственные детки. Это, казалось бы, с естественнонаучной точки зрения не должно быть никак связано, а я таких примеров знаю очень много, и это тоже, можно сказать, обычное чудо, что часто встречается. Но если с точки зрения нет ничего такого, к чему мы не привыкли бы, если это совершенно здоровые родители, которые зачинают ребеночка, создается семья, они зачинают ребеночка, ждут его, вынашивает мамочка – это все равно чудо. Это все равно явление в мир нового человека, его не было, и вот он здесь, с нами, новое совершенно существо, этот ребеночек, который пока еще в утробе матери развивается, готовится к тому, чтобы войти в эту земную жизнь, это все равно чудо. Появление из ничего новой души, из двух совершенно разных клеток появляется новый организм человеческий – все равно некоторая тайна в этом есть. Мы можем с точки зрения науки, биологии, генетики что-то об этом сказать, но до конца в эту тайну мы проникнуть не можем. Как это созидается еще она душа? Как это Бог из небытия в бытие приводит нового человека. Церковь, кончено же, очень внимательно относится к будущим родителям, к будущим матерям, мы всегда призываем беременных женщин чаще приходить в храм, причащаться. В причащении святых Христовых тайн, может быть, такая мама приобретает какие-то особые дары, которые позволят ей стать хорошей мамой, хорошей с христианской точки зрения мамой. Не просто ребенка выносить, прокормить, как-то воспитать, но дать ему какую-то глубину, которая необходима верующему человеку. Мы знаем примеры многих святых матерей, которые в этот период, когда они ждали дитя, особенным образом молились, особенно часто бывали в храме, повторюсь, чаще причащались святых Христовых тайн. Это всё имеет значение для будущих родов и воспитания того ребеночка, который грядет родиться в этот мир.

Марина Борисова

- Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино проводит с нами сегодня этот «Светлый вечер». Мы говорим о чуде рождества, о чуде рождения в мир новой живой человеческой души. Мне эта моя собеседница рассказывала о том, как ждут ее домашние, когда появится малыш, особенно старшая девочка. Я подумала, что это очень похоже по ее рассказу на то, как ребенок ждет рождественской елки и ждет каких-то подарков, которые волшебным образом появятся под этой елкой. Всё, что она рассказывала о том, как ведет себя дочка, как она разговаривает с будущим братом или сестрой, это очень похоже на предвкушение рождественского праздника. Это ей так повезло или это естественное нормальное ощущение детей постарше, когда в семье ждут пополнения?

Священник Григорий Геронимус

- Я думаю, вам очень повезло с таким знакомством. Судя по тому, о чем вы говорите, у вас замечательная совершенно знакомая подруга, которая так глубоко переживает свою беременность, так формулирует какие-то очень важные вещи, с этим связанные. Когда есть уже другие детки в семье, то по-разному ожидают. Иногда бывают даже недобрые чувства, с ревностью - а вот он завладеет моими игрушками, а он завладеет частью родительской любви - ждут детки. Тут очень много зависит от родителей, как они настроят. Ваша собеседница, видимо, сама так глубоко и так по-христиански переживает свою беременность, что сумела это настроение передать и старшему ребенку. Очень важно, чтобы родители, которые готовятся к рождению ребеночка, но у них уже есть старшие дети, детей тоже готовили к этому правильно. Что это не повод для твоих переживаний, что твоя жизнь не потеряет свое качество, что мы тебя будем так же любить, как и прежде. Наоборот, это огромная радость, что наша семья станет больше, в нашей семье появится еще один человек, мы теперь будем любить все вместе друг друга, друг друга поддерживать, друг за друга держаться. Наша семья вот так растет и развивается, и новые люди входят в эту семью. Если сами родители ждут рождения ребеночка как чуда, ждут этого как радости, понимают, что ребенок это благословение Божие, дар Божий, то, наверное, они найдут такие слова, чтобы с уже рожденными старшими детками вот этим чувством поделиться. Это дар Божий, это благословение, это особая радость. И тогда детки будут ждать, ну да, как праздника, как Рождества.

Марина Борисова

- Если проводить аналогию с Рождеством, то там еще много участников этого праздника. Там и пастухи, там и волхвы, там очень много, кто был вовлечен в это чудо. В ожидание ребенка тоже вовлечено очень много людей, но не всегда это получается, как некое объединительное движение. Мне пришлось недавно наблюдать, как ждали первенца, помимо самих родителей на протяжении всей беременности ждали, естественно, бабушки с обеих сторон, дедушек там, к сожалению, ни там ни там уже нет, но бабушки ждали с большим нетерпением. Но главное, что ждали еще и родственники во втором-третьем колене. Причем, получилось, так вот люди живут, муж с женой, семья, иногда навещают маму с одной стороны, маму с другой стороны. А тут оказалось, что у них огромная семья, огромное количество всевозможных родственников, которые восприняли это событие как важное для себя лично. Поразительное зрелище было, когда на крестины собралась целая толпа людей, которые, может быть, никогда в жизни не встречались, не было повода, за одним столом. А тут вдруг в храме встретились рядом с купелью. Что хочется понять, как присоединить к этому чуду всех, кто готов присоединиться? Сейчас мы очень инертные, онлайн существование, к сожалению, нас приучило к тому, что физически включиться в какую-то ситуацию требует каких-то сверхусилий над собой. Гораздо проще связаться по видеосвязи, поговорить там, даже, может быть, деньги перевести, помочь в такой форме. А вот включиться в само чудесное действо… Что нужно предпринять, чтобы люди встряхнулись и включились?

Священник Григорий Геронимус

- Действительно, есть такая английская поговорка, если не ошибаюсь, она английская, чтобы вырастить ребеночка, нужно усилие целой деревни. То есть не только папа и мама, но в идеале огромное количество людей: преподаватели, друзья, знакомые, приход – все как-то влияют, участвуют, вносят какую-то свою лепту в воспитание этого ребеночка. Чтобы ребенок родился, нужны усилия огромного количества людей. Если мысленным взором обозреть несколько поколений, на бумажке это изобразить, как генеалогическое древо, то увидишь, что в рождении этого человека в мир поучаствовали мама, папа, две бабушки, два дедушки, четыре прабабушки, четыре прадедушки. Все это огромное количество людей, даже за последние несколько десятилетий, это уже десятки людей поучаствовали в том, чтобы этот человек пришел бы в этот мир. Это ощущается, когда есть круг таких близких любящих людей. Они пришли все на крестины, это такая радость. Часто так бывает. Иногда бывает так, что пришли папа, мама и ребеночка принесли, крестный кто-нибудь еще пришел, уже хорошо, уже три взрослых человека окружают любовью это маленькое беззащитное существо. Но если это не три, а тридцать, если это друзья, родственники, знакомые, дяди, тети, их дети, детки пришли, какие же радостные бывают эти крестины. Я всегда в таких случаях говорю, какие вы счастливые. Вот этот ваш малыш, он такой еще маленький, он ничего еще в жизни не сделал, но его уже окружает столько любви. Все вы оставили какие-то другие дела, многие приехали откуда-то издалека, потратили, как минимум, полдня для того, чтобы приехать в храм, поучаствовать в крестинах, может быть, в каком-то празднике, который будет – это же выражение любви. Значит, вот этот малыш уже окружен таким количеством любви. Дай Бог, ему пройти по жизни, чтобы не потерять это, а преумножить, чтобы, чем дальше, тем больше, вокруг него было бы любящих людей, которые смогут его поддержать. Это и есть такое счастье, блаженство, когда столько людей рядом с тобой. Когда мамочка ждет ребенка, потом этот ребенок рождается, это может быть объединяющим событием для большой разрозненной семьи или событием, которое поддерживает дружеские связи. Буквально несколько дней тому назад я узнал, что у одних друзей моих родителей у дочки родился второй сын, соответственно, внук друзей моих родителей. И я вдруг увидел, как сеть людей, которые давно не общались, сама эта дочка уехала из Москвы, сейчас живет совсем в другом городе, но эти люди, которые на Рождество, на Пасху, бывает, поздравят друг друга, а так жизненные пути разошлись, вокруг рождения ребенка вдруг начинается какое-то объединение. Друг другу звонят, поздравляют, рассказывают, что они об этом узнали. Все пытаются с этой мамой счастливой связаться, ее поздравить, перешли мне, пожалуйста, ее телефон, а вообще как ты живешь, как ты поживаешь, а у тебя что, а у тебя что? И вдруг проснулись какие-то отношения дружеские, которые были между несколькими поколениями людей, которые сейчас в разных городах живут, в разных местах находятся. Явление в мир человека произвело такое действие, и это есть чудо, о котором мы сегодня говорим, это замечательно.

Марина Борисова

- Напоминаю нашим радиослушателям, священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино, проводит сегодня с нами этот «Светлый вечер». С вами в студии Марина Борисова. Мы ненадолго прервемся, вернемся буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова

- «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. Мы говорим о Рождестве Христовом, о рождестве человека, приходящего в мир, о вечном чуде возникновения жизни и обо всем, что связано с этим чудом. Есть много людей, которые стараются будущей маме помочь. Но не очень многие чувствуют, понимают, как можно с ней заговорить на какие-то очень глубинные богословские темы. Все-таки мы к несчастью великому редко об этом говорим с полной откровенностью. Нам все время кажется, что как-то неловко, неудобно, это духовный мир другого человека, это очень интимно. Нас приучили, что у человека должно быть личное пространство, границы которого не надо нарушать. А мне кажется, что мамам будущим иногда, может быть, не хватает таких разговоров. Помимо того, что если человек церковный ходит в храм, причащается, это огромное счастье во время ожидания рождения ребенка. Но мне кажется, чтобы самому вот так глубоко прочувствовать, как моя знакомая, нужна беседа, нужно, чтобы кто-то был готов это услышать, с кем-то хочется поделиться. Возможно ли это в себе развить, умение тактично выйти на такой разговор с беременной подругой или с родственницей, с человеком не чужим тебе, но все-таки не родной дочкой.

Священник Григорий Геронимус

- У нас у всех разные таланты, разные способности, разные дарования. Апостол Павел об этом много говорит, что как в теле есть разные органы, которые очень друг на друга не похожи, сильно отличаются друг от друга, но все нужны - и глаз, и рука, и нос, и печень, нога - совершенно разные, не похожие друг на друга, но без каждого из них мое тело будет страдать, а без чего-то и жизнь прекратится. И вот так в Церкви очень разные люди. Церковь – это Тело Христово, и в этом Теле тоже присутствуют разные органы, и у кого-то есть дар слова, дар особого сочувствия, дар проповедника, у кого-то такого дара нет. Если ты чувствуешь, что у тебя нет такого дара, так говорить, чтобы не обидеть, чтобы не потерять деликатность, что, в общем, и слова у тебя никакого особого не рождается. Зато, может быть, ты что-то другое умеешь. Может быть, ты умеешь быть сестрой милосердия, разговаривать не особенно, но деятельную помощь ты умеешь оказывать. Или, может быть, ты великий воздержник, постник, живешь собственной глубокой таинственной духовной жизнью. У каждого свои дары, можно перечислять очень долго, всякие могут быть примеры. Не все к этому призваны. Но если ты чувствуешь, что у тебя есть что сказать этой маме, если ты, может быть, сама многодетная мама, которая многажды это пережила и есть чем поделиться. Если ты видишь, что рядом молодая мама, которая впервые с этим столкнулась и это ее первый ребеночек, очень много тревоги, очень много беспокойства. Мир, в аскетическом смысле этого слова, как что-то лежащее во тьме, греховное, куда нас тянет? Тебе вообще не нужен этот ребенок, это только труд, это только тягость. Это, конечно, труд, но это очень благодарный руд, это очень важный труд, это может быть то, что поможет тебе раскрыться и обрести счастье. Если многодетная мама имеет дар слова и сможет поделиться, что это труд, но это и счастье, это и радость, то тогда, конечно, не нужно как-то себя сдерживать, да, нужно это слово сказать, это будет большая польза для молодой мамы. Если ты многодетный отец, хотя ты сам не имеешь этого опыта материнства, вот я, например, папа, а не мама, но у меня тоже есть что сказать о том, что происходит с семьей, когда рождаются детки. У меня их шестеро. Как это может переживаться, как преодолеть какие-то трудности, здорово, когда получается этим поделиться, не теряя деликатность. То, о чем вы сказали в самом начале, что должен быть некий страх, обращаясь к другому человеку, а нужен ли ты вообще там, а хотят ли тебя услышать. Эту деликатность тоже нельзя потерять.

Марина Борисова

- А когда по вашему опыту с девочками, с дочками имеет смысл начинать говорить, что они будущие мамы. Мне просто вспомнилось, в одном старом фильме героиня говорит, что я захотела ребенка в тот момент, когда поняла, что я девочка, то есть буквально с раннего детства.

Священник Григорий Геронимус

- Я не уверен, что существует какой-то очень четкий водораздел: ага, человеку исполнилось три года шесть месяцев восемнадцать дней, и вот тогда, именно в этот момент нужно обязательно сказать. Я думаю, что это должно быть просто и естественно. Мы читаем детям сказки, в этих сказках даются первые образцы того, что такое отношение между мужчиной и женщиной, как принц может ехать, чтобы спасти свою невесту будущую, избавить ее от каких-то страшных опасностей. На что человек должен быть готов ради того, чтобы защитить свою будущую жену. Что может женщина сделать ради того, чтобы сохранить свое семейное счастье. Потом после сказок какая-то следующая ступенька, мы смотрим фильмы какие-то хорошие семейные вместе, мы смотрим на жизнь самих себя и каких-то окружающих семей. Так, очень естественно дети познают, что в будущем, скорей всего, у них тоже будет своя семья, тоже будет своя любовь, тоже будут свои дети. Потом это может как-то обсуждаться, переживаться, у детей возникают вопросы, мы на них стараемся ответить. Тут нет такого четкого дня, вот с этого дня я начинаю что-то рассказывать, что я раньше не рассказывал. Надо смотреть, на каком уровне психического, возрастного развития находится ребенок, и в соответствии с этим уровнем ему раскрывать, каким счастьем и какой радостью может быть брак и родительство.

Марина Борисова

- Библейские и евангельские истории пересказываете, там, где речь идет о рождении Иоанна Предтечи или Пресвятой Богородицы?

Священник Григорий Геронимус

- Это очень важно. Я вспоминаю самого себя, каждый вечер родители, мне и моим братьям, сестре читали отрывочки из Священного Писания. Чаще всего это была одна глава из Ветхого Завета, одна глава из Евангелия и, может быть, какой-то кусочек из Апостола. Чаще всего, честно скажу, это в летнее время, во время каникул. Потому что зимой, когда больше приходилось трудиться, ходить в школу, меньше было таких возможностей, это было то зачало евангельское, которое положено на этот день. Не всегда удавалось еще и Ветхий Завет почитать, еще Апостола почитать. Но какое-то чтение из Священного Писания у нас было ежедневно. Я помню, был еще совсем ребенком, маме говорю: мама, я не понимаю, объясни. А мама, которая читала Евангелие, говорила, сейчас уже нет возможности длительный разговор проводить, спать надо ложиться, но то, что ты услышал, голова, может быть, не все поняла, но сердце восприняло, это Слово Божие. И мне это очень запало, я уверен, что во многом меня сформировало это чтение Священного Писания, я маме верю, действительно, сердце воспринимало что-то, что, может быть, голова еще не осознавала. Уверен, что это очень-очень важная практика, обязательно нужно детям и пересказывать, и читать в оригинале какие-то отрывки из Священного Писания. Прежде всего, именно Слово Божие должно формировать отношение человека к жизни, к самому себе, ко всему, в чем мы живем.

Марина Борисова

- Рождественская история воспринимается детьми, как сказка, или все-таки как-то иначе? Каждый год они слышат историю Рождества Христова и в пересказах и непосредственно евангельский текст. Существуют мультфильмы, есть варианты кукольного действа.

Священник Григорий Геронимус

- Для своих детей я все-таки провожу какое-то очень четкое различие. Это сказка, это человеческая выдумка, этих людей никогда не существовало, это удивительное животное, о котором мы сейчас читаем, это мифическое животное, в реальной жизни такого животного не существует. А вот это легенда, в легенде переплетена правда и вымысел, кое-что основано на событиях, которые действительно происходили, а кое-что человеческий вымысел. А вот это история, сейчас мы рассказываем о тех событиях, которые происходили на самом деле. А вот это Слово Божие, это самая высшая правда, какая может быть. Ни одну буквочку, ни одно слово здесь невозможно подвергнуть сомнению, потому что это то, что открыто от Самого Бога. И то, как пришел в мир Христос, как Он родился в вертепе, как к Нему приходили волхвы, пастухи – это высочайшая правда, выше всего того, о чем написано в любом, самом проработанном и продуманном учебнике истории или сто раз проверенном документе. Это Правда с большой буквы, это Истина Божия, то, о чем говорится в Священном Писании. С детьми мы обсуждаем вот эти градации правдивости.

Марина Борисова

- Есть вещи, которые ребенку не объяснишь. Скажем, чудо Благовещенья не объяснишь маленькому ребенку, нужны какие-то другие слова, другие, может быть, примеры. Я теряюсь, как можно очень многие вещи, в особенности чудесные, объяснить и в то же время дать понять, что это не сказка и не вымысел, очень трудно.

Священник Григорий Геронимус

- Надо просто рассказывать, как есть, как это нам дано в Священном Писании. Я рассказываю своим детям, как есть, церковное Предание о том, как происходило Рождество Богородицы, как было введение во храм Пресвятой Богородицы. Стараюсь, особенно когда время подходит к соответствующим праздникам, я детям напоминаю всегда: вот сейчас на этой неделе у нас будет большой праздник, Рождество Богородицы. Помните, как звали родителей Богородицы? А помните, как все это происходило? Кто постарше помнят, что-то начинают подсказывать, кто помладше, не знает. Исходя из этого, в диалоге с детьми, я заново раз за разом пересказываю эти истории, год за годом. Потом Введение во храм Пресвятой Богородицы, а потом Благовещенье Богородицы. Жила в храме, трудилась, занималась церковными вышивками для того Иерусалимского ветхозаветного храма. И вот однажды предстал ангел и открыл эту удивительную великую радостную весть. Пересказываю тот диалог, который нам дан в Евангелии. Я сам не имею сомнений в том, что это именно Истина, это Слово Божие, соответствующим образом и детям передаю. Наверное, тут больше сложность, может быть, у того человека, который сам не до конца верит, сомневается, переживает, часть этих сомнений выливается на детей, хочет он того или не хочет. Если человек знает, что это Благая Весть, что это то, что открыто нам от самого Бога, что это Боговдохновенное Писание. Никакого слова в Писании невозможно человеку сказать самому от себя, но Дух Святой вдохновлял каждого автора Священного Писания. Примерно так говорит апостол Павел. Если человек этим живет, то это чувство можно передать и ребенку, с которым ты беседуешь.

Марина Борисова

- Священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино проводит сегодня с нами сегодня этот «Светлый вечер». Мы говорим о чуде Рождества, о чуде рождения человека в мир и Бога в мир. Как вы относитесь к все больше становящимся популярными реконструкциям таких рождественских вертепных представлений? Одно время их не было, в советские времена их не было, потом потихонечку их стали подпольно возрождать еще при советской власти. А уже в наше время очень часто на многих приходах устраивают детские праздники с этим театрализованным действом. Поскольку оно все-таки фольклорное, а не евангельское, тут расходятся оценки разных священников. Как на ваш взгляд, как отца и как священника?

Священник Григорий Геронимус

- Я в целом отношусь хорошо, положительно. Мы с детьми ходим, и при школах, где учатся мои дети, часто устраиваются какие-то рождественские праздники, в том числе с вертепными действиями. И на приход, где я служу, мы практически каждый год приглашаем или сами организуем, сами что-то такое устраиваем. Как правило, очень положительное, праздничное впечатление. Там какие-то есть фольклорные элементы, ничего страшного, это хорошо, это наша культура, в которой мы живем. Это тоже способ познакомить детей с рождественскими событиями, и детей и взрослых, и создать какое-то особо праздничное настроение, волшебное настроение. По-моему, это очень здорово. Бывают случаи, когда что-то неудачно получилось, пошло как-то сделали, кощунственные были элементы. Но нельзя сказать, что сто процентов этих вертепных действий очень удачные. Иногда стилистически бывает неудачно, музыка как-то не подобрана, не отрепетировали люди, не подготовлено. Бывает. Но в целом, как явление, я очень положительно отношусь. Как правило, это очень хорошие, добрые, прекрасные спектакли.

Марина Борисова

- А дети как к этому относятся?

Священник Григорий Геронимус

- В основном любят.

Марина Борисова

- Участвуют?

Священник Григорий Геронимус

- Если это хорошо сделано, то дети ощущают, да, участвуют. Сейчас мы в нашей воскресной школе готовим такое представление к Рождеству, дети с огромным удовольствием участвуют, разрабатывают, какие-то свои идеи вносят в то, как это должно осуществиться.

Марина Борисова

- А как дети вообще воспринимают Рождество Христово? У них ведь какой-то свой еще пока счастливый мир, в котором очень многого, что мешает нам отдаться чуду, нет. Счастливые годы, пока еще есть какая-то стенка, которая тебя ограждает от всего отвлекающего. Человек может сосредоточиться на чуде и в нем сидеть, ему будет в нем очень комфортно и хорошо. Взрослый человек десять раз подумает: ой, не сошел ли я с ума и чудо ли это?

Священник Григорий Геронимус

- Атмосфера Рождества, как мне кажется, это именно атмосфера беззаботного детского счастья. Говоря это, мы должны и помнить, как вообще-то Рождество происходило. Это не было чем-то очень беззаботным, когда Иосиф и Мария - Она была на очень большом сроке беременности - прибыли в Вифлеем, как это было положено по закону в связи с переписью, оказалось, негде остановиться. Представьте, мужчина, с ним беременная женщина, просто негде пристать на ночлег, все гостиницы заняты, в дома не пускают. Устроились они в результате в вертепе, в пещерке, куда пастухи загоняли в плохую погоду скот. Нельзя сказать, что это беззаботная какая-то история. Но свет Рождества такой, радость Рождества такая, что она перекрывает всю и трагичную сторону того, что происходило. Эту радость, этот свет, это совершенно ни с чем не сопоставимое событие, что Бог Невместимый, Небо Небес не вмещают Его, Творец всего мироздания приходит к нам, становится одним из нас, полагается в эти маленькие ясли, в кормушку для скота. Он с нами, Он пришел для того, чтобы прожить такую же жизнь, как мы живем, для того, чтобы разделить с нами всё, что есть в нашей жизни, кроме греха. Это радость такая, которую дети очень воспринимают, очень ощущают. Мои дети, буквально во всех семьях, какие я знаю, дети очень ждут Рождества, не только из-за подарков рождественских, но из-за удивительной атмосферы этого праздника.

Марина Борисова

- До последнего времени можно было физически побывать в этом месте, на Святой Земле, последние годы это…

Священник Григорий Геронимус

- Затруднительно.

Марина Борисова

- Прямо скажем, да. Но есть очень много фильмов документальных, посвященных Вифлеему, самому этому месту. Все это можно увидеть почти как в натуральную величину. Но насколько это дополняет то, что итак окружает рождественские праздники, или это особое ощущение, которое может быть и не быть, от этого ни больше, ни меньше не становится.

Священник Григорий Геронимус

- Это дополняет, это каким-то образом расширяет наше представление. Потому что русский человек может себе представить, как было Рождество? Наверное, елки стоят, снег идет, заснеженные поля. А все-таки это немножко другой климат, другой ландшафт, другая архитектура. Это дает некоторое ощущение вселенского измерения, что это не какой-то наш местечковый праздник, а это событие, которое повернуло историю всего мироздания. Когда мы видим, где это происходило, как это произошло, это дает ощущение, во-первых, собственно историчности этого события, вот это было вот здесь. Вот здесь был вертеп, вот здесь были ясли, вот в этом городе это произошло, это город Вифлеем, дом хлеба. Господь про Себя говорил: Я Хлеб, Сшедший с небес. Само название этого города – дом хлеба, в соответствии с древним пророчеством. Знание всех деталей того, как это происходило, расширяет паше представление и укрепляет нашу веру в то, как действительно это было.

Марина Борисова

- А вам довелось там побывать?

Священник Григорий Геронимус

- Да, дважды в жизни я был в Вифлееме, очень хорошо помню оба раза. Побывать на Святой Земле – это, кто-то говорил, Пятое Евангелие, Иерусалим. Ты ходишь по тем улицам, по которым Господь ходил. ты видишь те места, где Он проповедовал, где Он совершал Свои чудеса, прикасаешься, находишься, дышишь тем же воздухом, где это происходило. Это здорово. Это не обязательно. Некоторые святые отцы даже говорили, что не так уж и нужны эти паломнические поездки на Святую Землю, потому что для христианина Христос в твоем приходском храме, даже если это какая-то маленькая деревенька, какое-то далекое провинциальное место. Но у тебя совершается литургия, ты причащаясь, соединяешься со всей полнотой жизни Христа, Тело и Кровь Христова входят в тебя в причащении Святых Христовых тайн. Зачем тебе еще какие-то поездки, путешествия, паломничества? Не обязательно, можно без этого обойтись. Но если у тебя есть такая возможность, то это дополнительно большая радость для христианина, побывать в этих святых местах.

Марина Борисова

- Если нет возможности, поскольку сейчас нет возможности, побывать на Святой Земле, какие еще паломнические направления связаны с Рождеством, которые нам доступны? Есть у нас на нашей территории какие-то места, которые назовешь, и сразу у тебя внутренне это сочетается с образом праздника Рождества Христова?

Священник Григорий Геронимус

- Россия огромная православная страна, у нас есть множество прекрасных монастырей, храмов, в том числе и Рождественских соборов, храмов. Да и в каждом православном храме во всей полноте любой христианин может ощутить всю глубину, красоту и радость этого праздника Рождества.

Марина Борисова

- Вы со своими детьми куда-нибудь на эти праздники, я имею в виду не в этом году, а вообще, на рождественские праздники, куда-нибудь, в какие-нибудь паломнические поездки ездили?

Священник Григорий Геронимус

- Часто, поскольку это школьные каникулы, если у нас находится такая возможность, мы стараемся куда-то выехать за город. Своего собственного загородного дома у моей семьи нет, но часто бывает, какие-то друзья приглашают или в какие-то годы получалось арендовать какой-то загородный домик. Мы проводим эти дни за городом, встречаемся с друзьями. А в сам день Рождества, конечно же, мы все в храме. Как священник, я никуда не могу, да и желания нет, куда-то уехать, покинуть родной приход. Хочется не только в кругу своей собственной семьи, но в кругу расширенной, приходской, тоже своей собственной, но приходской семьи, со всеми, кто является нашими прихожанами, провести этот удивительный, замечательный праздник.

Марина Борисова

- Есть еще один рождественский обычай, к которому диаметрально противоположное отношение у многих священников. Я имею в виду обычай ходить по домам славить Христа. Иногда это называют колядованием, но это немножко другое. Христа славили, ходили с иконами и со звездой, в которую была вставлена свечка.

Священник Григорий Геронимус

- Это, по-моему, замечательная традиция. Вы говорите, кто-то против, я особо не сталкивался. Это всегда было на Руси, это часть праздничных игр этих дней рождественских. Я помню, как впитывал с огромным интересом рассказы пожилых священников, сейчас, к сожалению их уже нет, тех, кого я сейчас имею в виду, которые застали непрерывно идущую еще с дореволюционных времен традицию. Как они детьми ходили из деревни в деревню, как это происходило, какие были впечатления, как это на всю жизнь запомнилось. И если удается в наши дни отчасти, по крайней мере, воссоздать эту традицию, мне кажется, очень здорово. У нас на приходе эта традиция есть. Как мы это делаем? В городе, в Москве, среди многоэтажных домов в спальном районе, я служу в Митино. Мы делаем как? Мы заранее опрашиваем наших прихожан, особенно одиноких, пожилых людей: а вы хотите, чтобы к вам пришли колядовщики, поздравили вас с Рождеством? Очень многие говорят: да, хотим, готовы принять, будем рады. И мы составляем прямо такой списочек, разрабатываем маршрут, дом такой-то, квартира такая-то, там нас ждут. То есть мы не вламываемся туда, где нас не ждут, зачем это, совершенно не нужно, может быть кому-то это будет только неприятно. Но есть места, где нас заранее ждут. И обычно у нас таких два-три отряда собирается колядовщиков со звездой, с пением. У нас есть целая хоровая школа при приходе, с пением рождественских песнопений, с мешками для конфет, подарочков наши подростки, молодежь, дети, кто-то взрослые к ним присоединяются, идут по тем квартирам, где действительно ждут, так два или три дня рождественских. Это большое удовольствие и для тех, кто нас принимает. Представьте, пожилая женщина, каких-то особых событий в жизни мало, родственников тоже мало осталось, а тут пришли такие вот ребята, поют, поздравляют с праздником, для многих это большая радость. И детям тоже приятно во всем этом поучаствовать, это запоминающийся опыт, тоже придающий определенную окраску этому празднику, Рождеству Христову.

Марина Борисова

- В наше время это тоже хороший пример рукотворного чуда. Очень много людей одиноких, забытых, оставленных.

Священник Григорий Геронимус

- Только нужно подготовиться. Нужно, во-первых, договориться, к кому мы придем, и договориться, что нас там ждут. Раньше, может быть, можно было ходить из дома в дом, стучаться в деревне в каждое окошко, где только свет горит. Сейчас так не нужно делать. Нужно заранее спланировать этот маршрут и прийти туда, где ты договорился. И второе, конечно же, нужно не один вечер потратить на то, чтобы вместе посидеть, разучить эти колядки, выучить наизусть текст, спеться, и тогда это может быть очень здорово.

Марина Борисова

- Спасибо огромное за эту беседу. Идем по пути к Рождеству, готовимся и физически и духовно. Сегодня этот час «Светлого вечера» с нами провел священник Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино. С вами была Марина Борисова. До свиданья. До новых встреч.

Священник Григорий Геронимус

- Всего хорошего. Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем