Озеро Ильмень, что раскинулось на многие километры на западе Новгородской области, больше похоже на море. Размеры его таковы, что в иных местах не увидишь противоположный берег. В этот водоем впадает более пятидесяти рек и речушек, а вытекает из него всего одна – Волхов. У истока этой реки, в пяти километрах от Великого Новгорода стоит Свято-Юрьев монастырь, основанный в начале одиннадцатого века князем Ярославом Мудрым. После победы над чудью Ярослав, в крещении Георгий, велел построить на южной окраине города церковь в честь своего святого, Георгия Победоносца, и устроить рядом с ней обитель.
Изначально Георгиевский храм был деревянным, а сто лет спустя великий князь Мстислав Первый решил построить здесь каменный собор. Этот храм – один из самых больших в Великом Новгороде, своими размерами он уступает только Новгородской Софии. Собор выглядит весьма необычно – он увенчан тремя главами, расположенными ассиметрично. В барабане одного из куполов устроена отдельная маленькая церковь. Именно в этом приделе под куполом, а также в лестничной башне, которая к нему ведет, сохранились фрески двенадцатого века, в остальном пространстве собора росписи были переписаны в девятнадцатом столетии.
Взгляд путешественника без сомнения порадует Крестовоздвиженский собор, что стоит на углу северной и восточной стен монастыря. Его венчают пять ярко-голубых куполов, по которым разбросано двести восемь восьмиконечных золотых звезд. К сожалению, в советское время этот храм полностью утратил свои внутренние росписи, и сейчас его стены просто окрашены в белый цвет.
Яркой деталью монастырского архитектурного ансамбля является четырехъярусная колокольня высотой в пятьдесят два метра, построенная в середине девятнадцатого века по проекту великого зодчего Карла Росси. Ее вид одновременно и восхищает, и вызывает недоумение – откуда такая несоразмерность между широким вторым и неожиданно узким третьим ярусами этой ажурной башни? В ответ на этот вопрос вам наверняка расскажут легенду о том, как император Николай Первый вычеркнул из проекта одну ступеньку, чтобы новгородское строение не получилось выше знаменитой Ивановской колокольни московского Кремля.
Во времена Росси особым шиком считались часы, которые были помещены в верхней башенке колокольни и заставляли колокола третьего яруса регулярно отбивать время. Сейчас новое веяние - и там, где прежде находились часы, теперь прикреплены антенны мобильной связи.
Такая техническая оснащенность уже свидетельствует о том, что обитель, несмотря на свой старинный колорит, находится совсем рядом с цивилизацией, а следовательно, добраться до нее проще простого. Несколько минут на автобусе от остановки Сенная площадь – и вы на берегу Волхова, у древних стен Свято-Юрьева монастыря.
Пасхальные традиции Румынии
Православие в Румынии — явление самобытное. Дело в том, что Румыния единственная православная страна, христианизация которой происходила не сверху, а снизу. Имеется ввиду следующее — в Румынии не было такого, что Православие сначала приняло руководство страны, а затем это решение распространилось на остальное население. Изначально христианство проникло на территорию Румынии через простое население, а затем уже было принято на государственном уровне.
Причиной самобытности румынского Православия является также и то, что в культурном плане Румыния находится как бы на границе западной и восточной цивилизаций. Почти все население Румынии исповедует Православие, но при этом многие моменты церковной жизни в стране почти полностью совпадают с западными церковными традициями.
Впрочем, самобытность румынского Православия часто выражается в местных обычаях, аналогов которых вовсе нет — ни на востоке, ни на западе. В качестве яркого примера можно привести традиции празднования в Румынии главного православного праздника — Пасхи.
Пасха в Румынии удивит вас обилием обычаев, которые и сегодня соблюдают большинство жителей этой страны. Первая особенность празднования Пасхи в Румынии состоит в том, что начиная с Великого четверга (четверга перед Пасхальным воскресением) жизнь в румынских городах как будто замирает. Многие учреждения приостанавливают свою деятельность, чтобы дать людям спокойно подготовиться к Пасхе.
А готовиться приходится усердно. Традиционно румыны стараются к Пасхе запастись большим количеством продуктов и приготовить побольше пасхальных угощений. Не только для того, чтобы порадовать себя вкусной едой в праздничные пасхальные дни, но и для того, чтобы часть продуктов раздать нищим. Румыния — страна небогатая. Тем не менее, большинство ее православных жителей считают, что Пасха — праздник всеобщий, а потому нужно помочь неимущим, чтобы они тоже смогли почувствовать пасхальную радость.
В Румынии так же, как и в России, принято на Пасху печь куличи. Правда, называются они в Румынии — «пасхами». У нас пасха — творожное блюдо, в Румынии же название пасха закрепилось за куличом, видимо, из-за того, что на сдобный хлеб там принято выкладывать сладкий творог. То есть румынская пасха — это кулич плюс творожная пасха.
Выглядит румынская пасха так. Пышный сдобный хлеб украшается сверху косичкой из теста. Обычно косичку выкладывают в форме креста. Внутрь получившегося креста помещается творог. Обычно его предварительно смешивают с сахаром или изюмом. Сверху пасху румыны традиционно посыпают корицей или маком. А чтобы пасха вышла яркой в дополнение ко всему добавляется еще и протертая тыква.
Приготовленная пасха относится в храм, где освящается или накануне Пасхе, или в саму пасхальную ночь. Вместе с пасхой освящаются и иные праздничные блюда. Например, пасхальная баба, блюдо из макаронного теста и меда. А еще в Румынии на Пасху принято освящать в храме деньги. С упомянутой уже целью — помочь нищим. Освященные деньги вместе с частью освященных продуктов принято раздавать неимущим. Так пасхальная радость, с точки зрения румын, распространяется на всех жителей страны.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Волшебные мгновения»
Я проснулась с восходом солнца и успел понаблюдать, как в моей комнате становится всё светлее и светлее. Предметы начинают приобретать привычные очертания. Пора вставать, собираться в институт. Но пока ещё полежу, подожду, когда придёт мама. Сегодня у неё ночная смена, и с минуты на минуту мама должна вернуться с работы.
А вот и она. Я слышу, как мама входит в прихожую и тихонько снимает плащ. Как же я люблю эти мгновения! Звук открывающегося замка, шелест маминой одежды и сумок.
Когда слышу всё это — испытываю особое состояние. На душе становится легко и приятно. Казалось бы, такие простые вещи, а сколько они несут в себе тепла. Мамы я ещё не вижу, но уже чувствую особый заряд радости и счастья. А вот и она! Заглядывает ко мне в комнату и говорит: «Доброе утро, дочка!». «Доброе утро, мама», — улыбаюсь я ей в ответ.
Все выпуски программы Утро в прозе
8 мая. О любви Господа к распявшим Его
Во 2-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова апостола Петра: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли».
О любви Господа к распявшим Его, — протоиерей Георгий Завершинский.