Озеро Ильмень, что раскинулось на многие километры на западе Новгородской области, больше похоже на море. Размеры его таковы, что в иных местах не увидишь противоположный берег. В этот водоем впадает более пятидесяти рек и речушек, а вытекает из него всего одна – Волхов. У истока этой реки, в пяти километрах от Великого Новгорода стоит Свято-Юрьев монастырь, основанный в начале одиннадцатого века князем Ярославом Мудрым. После победы над чудью Ярослав, в крещении Георгий, велел построить на южной окраине города церковь в честь своего святого, Георгия Победоносца, и устроить рядом с ней обитель.
Изначально Георгиевский храм был деревянным, а сто лет спустя великий князь Мстислав Первый решил построить здесь каменный собор. Этот храм – один из самых больших в Великом Новгороде, своими размерами он уступает только Новгородской Софии. Собор выглядит весьма необычно – он увенчан тремя главами, расположенными ассиметрично. В барабане одного из куполов устроена отдельная маленькая церковь. Именно в этом приделе под куполом, а также в лестничной башне, которая к нему ведет, сохранились фрески двенадцатого века, в остальном пространстве собора росписи были переписаны в девятнадцатом столетии.
Взгляд путешественника без сомнения порадует Крестовоздвиженский собор, что стоит на углу северной и восточной стен монастыря. Его венчают пять ярко-голубых куполов, по которым разбросано двести восемь восьмиконечных золотых звезд. К сожалению, в советское время этот храм полностью утратил свои внутренние росписи, и сейчас его стены просто окрашены в белый цвет.
Яркой деталью монастырского архитектурного ансамбля является четырехъярусная колокольня высотой в пятьдесят два метра, построенная в середине девятнадцатого века по проекту великого зодчего Карла Росси. Ее вид одновременно и восхищает, и вызывает недоумение – откуда такая несоразмерность между широким вторым и неожиданно узким третьим ярусами этой ажурной башни? В ответ на этот вопрос вам наверняка расскажут легенду о том, как император Николай Первый вычеркнул из проекта одну ступеньку, чтобы новгородское строение не получилось выше знаменитой Ивановской колокольни московского Кремля.
Во времена Росси особым шиком считались часы, которые были помещены в верхней башенке колокольни и заставляли колокола третьего яруса регулярно отбивать время. Сейчас новое веяние - и там, где прежде находились часы, теперь прикреплены антенны мобильной связи.
Такая техническая оснащенность уже свидетельствует о том, что обитель, несмотря на свой старинный колорит, находится совсем рядом с цивилизацией, а следовательно, добраться до нее проще простого. Несколько минут на автобусе от остановки Сенная площадь – и вы на берегу Волхова, у древних стен Свято-Юрьева монастыря.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России