Не так давно в социальных сетях стали появляться истории о своих непростых отношениях с Церковью тех, кто по тем или иным причинам ушёл из священства. Да, и я знаю несколько человек из моих знакомых, кто сегодня уже не служит, а кто и оставив монашеские обеты, обзавёлся семьёй и живёт, как обычный женатый мирянин. Осудить их всегда легко – да только зачем? Я очень хорошо запомнил ответ духовника Лавры, отца Кирилла (Павлова) – когда к нему пришёл один молодой архимандрит – уже решивший, что без жены и детей он дальше жить не сможет. Батюшка всего лишь ему сказал: «Хорошо: но будь готов к тому, что однажды тебе станет очень тяжко от того, что больше ты не сможешь служить Литургию!» И больше – ни слова укора или осуждения. Просто констатация факта. Это – его выбор; это – не его вина, а его беда.
Ведь священник как семя всевается в утробу Матери Церкви. Если всё нормально – он медленно, неспешно растёт – пока не родится святым в Царство Небесное. Но бывают же и выкидыши, когда организм отторгает неспособный к жизни плод. Или другой образ: семя, влагаемое в землю. Если оно живое – то крепко врастает в почву – в Тело Церкви, им живет и питается.
Уход из священства – это всегда вырывание с корнем из живительной земли. Я не могу исключить ситуации, когда между почвой и ростком не сложились отношения: не тот химический состав, не та генетика растения, не те температурно-влажностные условия. Просто не срослось. И росток стал загибаться. Может, и правда, лучше пересадить в другую почву. Но в любом случае, если он и приживется на другой земле, крепким и здоровым он никогда не будет. Ведь ту часть жизни – важнейшую часть! – которую он провёл в несвойственной ему среде – уже ничем не заменить.
К чему я веду? Да к тому, что не надо ни укорять, ни осуждать тех, кто решил оставить священство. Им и так – тяжело и непросто. Они нуждаются в двойной, тройной, десятерной мере любви со стороны тех, кто в Церкви ощущает себя как рыба в воде. Не смотреть на них, как на «предателей» и «иуд» – а просто пожалеть. Ведь, по большому счёту, всякий такой случай – всего лишь проверка каждого из нас, как христиан (или убрать «каждого» или будет христианина): а на самом ли деле мы умеем любить других – просто и безусловно?
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.