Зинаида Николаевна Гиппиус была одной из самых ярких – во всех отношениях – фигур того периода нашей культуры, который принято называть «Серебряным веком» или даже – эпохой «русского литературного Возрождения». Оговоримся сразу: вослед богослову и литературоведу Михаилу Дунаеву, мы не считаем эту эпоху каким-то «возрождением» (тем более, что и в самом термине кроются вторые смыслы), но просто – временем, которое породило целое созвездие талантливых и гениально одаренных людей, и – одновременно – чрезвычайно соблазнительным, искусительным и даже погибельным для многих – явлением…
Вспомним поэта Владислава Ходасевича, тоже прошедшего искусы той эпохи. Он свидетельствовал, что в «век» сей – «можно было – цитирую – прославлять и Бога, и Дьявола. Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости». Конец цитаты. Коротко говоря, Зинаида Гиппиус не избежала – вослед Блоку, Сологубу, своему мужу – поэту-мыслителю Дмитрию Мережковскому, и многим-многим другим – и качаний из религиозной экстатичности в чуть ли не демонизм, и – избыточной чувственности, словом, всякого. К концу своей жизни, а умерла она в Париже, уже после 2-й Мировой войны, 76-летней женщиной – её поэтическое дыхание выровнялось, эстетические и душевные страсти поутихли, а многие стихи в последней книге «Сияние» (1939) я по-читательски отнесу к стихам высочайшей пробы.
Впрочем, она всегда была талантлива. Вот – первый из двух старинных её сонетов, посвященных художнику и сценографу Льву Баксту:
Мы судим, говорим порою так прекрасно,
И мнится – силы нам великие даны.
Мы проповедуем, собой упоены,
И всех зовем к себе решительно и властно.
Увы нам: мы идем дорогою опасной.
Пред скорбию чужой молчать обречены, –
Мы так беспомощны, так жалки и смешны,
Когда помочь другим пытаемся напрасно.
Утешит в горести, поможет только тот,
Кто радостен и прост и верит неизменно,
Что жизнь – веселие, что все – благословенно;
Кто любит без тоски и как дитя живет.
Пред силой истинной склоняюсь я смиренно;
Не мы спасаем мир: любовь его спасет.
Зинаида Гиппиус, сонет «Спасение», 1901 год
…Признаюсь, мне всегда были дороги её жёсткие дневниковые записи революционных лет, её неприятие большевизма, замешанное на презрении (это же чувство она в будущем направит и на германского фюрера).
В ряду бунинских «Окаянных дней», писем Владимира Короленко к Луначарскому и «Несвоевременных мыслей» Максима Горького, – дневник Зинаиды Гиппиус занимает, думаю, вершинное место.
Примечательно было и её презрение к войне, как у убийству.
И – скорбь по безвинным жертвам всех схваток.
Поэт и критик следующего за Гиппиус поколения русской эмиграции – Юрий Терапиано – писал о позднем творчестве Зинаиды Николаевны: «Её новые интонации – подлинны, человечны, в них много примирённости и искренней мудрости». Конец цитаты.
Что ж, закончим стихотворением из последней книги, очень коротким:
Не пытай ни о чем дорогой,
Легкой ткани льняной не трогай,
И в пыли не пытай следов, –
Не ищи невозможных слов.
Посмотри, как блаженны дети;
Будем прoсты сердцем и мы.
Нету слов об этом на свете,
Кроме слов – последних – Фомы.
Зинаида Гиппиус, «Воскресение», из книги «Сияние», 1939-й год
А слова уверившегося Фомы, мы с вами, дорогие мои слушатели, помним: «Господь мой и Бог мой!»…
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»