В тридцати километрах от Праги, среди природных красот заповедника «Чешский карст», уютно разместился маленький поселок с необычным названием - «Ян под Скалой». В девятом веке здесь жил первый чешский отшельник, сын князя Гостимысла, преподобный Иоанн. Именно он и есть тот Ян, который обитал в пещере под скалой, и дал свое имя поселку.
Сорок два года провел здесь монах в полном уединении. О жизни святого сохранилось несколько легенд, да многочисленные свидетельства об исцелениях по его молитвам.
Имя преподобного Иоанна связывают с именем князя Борживоя, мужа святой Людмилы Чешской. Не после встречи ли с отшельником князь Борживой построил в Чехии первую церковь - храм святого Климента?
После смерти отшельника под скалой поставили часовню в честь Иоанна Крестителя. Здесь же католические монахи-бенедектинцы основали монастырь. В скором времени эта обитель была разорена религиозными реформаторами, последователями Яна Гуса.
Толчок к возрождению монастыря дало обретение мощей Иоанна Чешского – останки святого были обнаружены в той самой пещере, которая служила ему кельей. Это произошло в шестнадцатом веке – именно с этого времени у христиан возникла традиция совершать паломничество к «Яну под Скалой».
Вместо часовни у подножия скалы выстроили костел в стиле барокко. Необычайно гармонично вписался этот храм в живописные окрестности. Вот только недолго продлилось время, когда в нем совершались богослужения. В каком только качестве не использовали это изящное строение – в разные годы здесь были производственные мастерские, санаторий, канцелярия, тюрьма и архив. И только в девяностых годах двадцатого века костел вернули католической церкви.
Преподобный Иоанн Чешский жил еще в то время, когда Церковь не была разделена на Западную и Восточную, поэтому он почитается как католиками, так и православными. Ежегодно к мощам Иоанна Чешского совершают традиционное паломничество юноши и девушки из Чешского общества православной молодежи. Как правило, это бывает крестный ход на велосипедах от Праги до поселка «Ян под Скалой». В последнее время у православных появилась возможность по договоренности с настоятелем костела совершать здесь богослужения.
Через костел можно пройти в пещеру, здесь сохранился камень, на котором молился преподобный. На камне видны углубления – считается, что это следы колен святого Иоанна. А рядом с храмом бьет целебный ключ, который тоже носит доброе имя древнего отшельника.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»