
Апостол Павел
Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Знаете ли вы, дорогие друзья, что от наследства человека могут отстранить — по решению суда — если наследник вёл себя по отношению к наследодателю недостойно? Другими словами, наследование — это вовсе не формальный, механический процесс — а сложный и многогранный.
О том, как обстоит дело с наследованием христианами духовного наследства, оставленного Христом, — и пойдёт речь в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Евреям, который сегодня читается за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
Глава 2.
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
Итак, апостол Павел призывает христиан быть предельно, особо внимательными к тому, чтобы не лишиться завещанного им Христом наследства. При этом апостол усиливает значимость проблемы, приводя для сравнения духовные силы — ангельский мир — который при всей своей мощи и значимости всё же не является наследником Божественных обетований. Ангелы — всего лишь служебные, сопровождающие этот процесс передачи наследства, силы — а вовсе не субъекты наследования.
В чём же заключается ценность этого ожидаемого христианами наследства? Чтобы разобраться в этом вопросе, надо вспомнить очень простую деталь: для получения наследства тот, кто его передаёт, должен умереть. И тогда всё то, что ему принадлежало, переходит наследникам согласно закону. Но чем же обладал Иисус Христос, что могло бы представлять собой ценность именно в плане наследования? Ведь, как мы знаем из Евангелия, Иисус был нищим бродячим проповедником, и ни о каком владении чем бы то ни было и речи не могло идти?
Самое главное, чем обладал Иисус Христос, — это его Сыновство. Он — не просто человек, один из миллиардов, рождённых за всю историю. Он — Сын Божий, Слово Небесного Отца, соединившееся с человеческой природой, воспринявшее в Себя человечество как таковое. Богосыновство Иисуса и является самым главным сокровищем, которое и представляет собой основной интерес для потенциальных наследников. Ведь Сын — в силу родства Отцу и Своей единственности, отсутствия других детей — имеет доступ абсолютно ко всему, чем обладает Его Отец.
Мы подходим с вами к очень напряжённой, даже пронзительной мысли. Чтобы её раскрыть, необходимо вспомнить песнопения Страстной Седмицы, последней недели перед Пасхой, а особенно песнопения, посвящённые Крестным страданиям. В этих исполненных трепетного ужаса гимнах рефреном повторяется в разных образах одна и та же мысль: Бог, невероятный, всесильный, всеблагой, создавший весь этот мир и всю жизнь на земле, и человека — «днесь висит на Древе», то есть убивается руками тех, кого Он Сам же и создал! Бог входит в совершенно недоступное Ему состояние смерти — через воспринятое Им человеческое тело — и в этом смысле можно сказать, что Бессмертный Бог умирает на Кресте — как бы парадоксально это ни звучало.
Сын Божий умирает — и через это делает возможным наследование Его Богосыновства теми, кто является его «родственниками». А принятие в «родство» Иисусу Христу происходит так же, как и в обычной жизни — через рождение. Но только рождение не «по плоти», а «по духу», которое и совершается в Таинстве Крещения.
Итак, все, кто крещен во Христа, — и являются наследниками Его Богосыновства. Но это наследование — не безусловное: как и в гражданском праве, если наследник проявил себя по отношению к наследодателю недостойно, порочно, преступно — он не сможет вступить в права наследства.
Вывод, к которому побуждает нас апостол сегодня, предельно очевиден: неужели какая-то временная «сладость греха» может оказаться для нас желаннее, чем перспектива сонаследовать всё то, чем обладает Сын Божий — Христос Спаситель?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер