Араратская долина – плодородная чаша, окруженная горами, напоенная влагой реки Аракс. Здесь на зеленой равнине, в окружении виноградников стоит город Вагаршапат – духовный центр Армении. Сердцем этого селения издавна считается Эчмиадзинский монастырь, в сокровищнице которого хранится копье Лонгина сотника – то самое, коим две тысячи лет назад пронзили грудь Распятого Христа.
Вагаршапат ведет свою историю с начала второго века, долгое время он был столицей древнего государства Великой Армении. Основатели города окружили его мощной каменной крепостью, в стенах ее в третьем столетии и устроили Эчмиадзин. Название монастыря в переводится как «Сошел Единородный» - считается, что в этом месте Григорию Просветителю явился Христос. Святой Григорий почитается и Армянской, и Русской православной церквями, в Эчмиадзинской обители хранится часть его мощей.
Главный монастырский собор – один из древнейших во всем христианском мире. Изначально его построили из дерева, в седьмом веке одели в камень. Позднее к древнему крестообразному храму с единственным куполом в виде граненой пирамиды пристроили с трех сторон шестиколонные ротонды, а с четвертой - трехъярусную колокольню, и строгое сооружение приобрело более пышный вид. На колокольню стоит обратить особое внимание – ее стены покрыты изысканными каменными узорами. Внутри собор расписан фресками, что нехарактерно для армянских храмов.
Сбоку к собору примыкает сокровищница, где в золотом ковчеге хранится наконечник от копья Лонгина сотника. Считается, что в Армению эту реликвию принес апостол Фаддей.
Уникальной достопримечательностью монастыря является аллея хачкаров – это каменные стелы с изображением креста, особый вид армянских памятников. Хачкары выдержаны в едином стиле, однако узорная каменная резьба на них никогда не повторяется, и в обширной коллекции Эчмиадзина вы не увидите двух одинаковых.
Монастырская территория довольно обширна, кроме главного собора здесь есть трапезная, гостиница, резиденция Католикоса всех армян – все эти здания были построены в семнадцатом-восемнадцатом веках.
Вагаршапат находится в тридцати километрах от Еревана, добраться до него из столицы Армении можно на электричке, которая ходит несколько раз в день. Путь к Эчмиадзинскому монастырю пролегает через старый парк, немного запущенный, но чрезвычайно живописный. Обратите внимание на деревянные скульптуры – старые высохшие деревья здесь не срубают, им дарят вторую жизнь в виде произведения искусства. Порадуют вас и многочисленные пулпулаки – особые питьевые фонтанчики, в самом названии которых слышится звук журчащей воды.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»