Образы святых нашли отражение в разных литературных жанрах, в том числе и подзабытых в наше время. Но каждая строка о святых имеет ценность исторического свидетельства.
Здравствуйте! С вами Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной княгине Софии Слуцкой и стихотворении-эпитафии Соломона Рысинского «Жалобная песнь». Эпитафия – не как строка на памятнике, а полноценное литературное произведение.
Живший в конце 16-начале 17 века Соломон Рысинский был придворным поэтом у литовских магнатов Радзивиллов. Переводил на польский язык псалмы царя и пророка Давида, составлял сборники поучительных пословиц, учил княжеских детей.
Но главную славу поэту Соломону Рысинскому принесли эпитафии – стихотворения, написанные на чью-нибудь смерть. Такие стихи было принято читать за поминальной трапезой в кругу друзей, переписывать в альбомы.
Одно из стихотворений-эпитафий Соломона Рысинского «Жалобная песнь» написано на смерть двадцатипятилетней княгини Софии Олелькович-Радзивилл.
СОЛОМОН РЫСИНСКИЙ:
О! Приносящая счастье душа, изобилье достоинств
Тех, что лелеет Юнона и в женщины теле растит,
Звёздочка! Ты сохранилась в созвездии Слуцком едина
Между литовскими славой ярчайшая первая дочь!
Судьба княгини Софии Слуцкой никого не могла оставить равнодушным. В возрасте двух лет София осталась сиротой, а в семь лет, после смерти обоих дядей, стала единственной наследницей огромного состояния Слуцких князей. И чуть ли не самой богатой невестой во всей Речи Посполитой
Опекунство над девочкой взяли родственники со стороны матери, Ходкевичи – почти все католики или протестанты. Но никто из них не смог склонить юную княжну Софию отказаться от Православия, веры ее деда и отца.
Опекуны юной княжны, Ходкевичи, оказались людьми расчетливыми и алчными. У них давно был крупный денежный долг перед литовскими магнатами Радзивиллами, и они придумали, как можно расплатиться без денег.
Опекун отдал под «залог» княжну Софию. То есть, оформил сделку, что по достижении брачного возраста его подопечная, владелица колоссального состояния, выйдет замуж за одного из Радзивиллов. Юная княжна даже не догадывалась, какие финансовые махинации совершаются за ее спиной.
Через какое-то время между Ходкевичами и Радзивиллами возникла крупная ссора, они стали готовиться к войне. К Вильне, где жили Ходкевичи, подошло войско Радзвиллов — около шести тысяч хорошо вооруженных ратников. Ходкевичи превратили свой дом в крепость, вооружив всю челядь и выставив на крыше двадцать четыре пушки.
Княжне Софии сообщили: лишь ее согласие на брак с Янушем Радзивиллом может остановить кровопролитие. Радзивиллы тогда откажутся от всех своих имущественных претензий к Ходкевичам.
Православная княжна не стремилась к замужеству, ведь Януш Радзивилл был протестантом. И все же накануне сражения она дала свое согласие выйти за него замуж. Как сказано в ее житии, «во имя мира приняла подвиг крестоношения в браке».
Соломон Рысинский написал об этом по-своему:
СОЛОМОН РЫСИНСКИЙ:
Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий?
Сила какая, нагрянув нежданно, тебя унесла?
Многие солнца с супругом тебе проводить предстояло,
Нестора долгие дни полагалось по жребию жить.
Шло тебе клады считать, драгоценность сокровищ отцовских,
Ими делиться с тобой и порадовать жаждал супруг,
И полагалось отцом его сделать детишек прелестных»…
Княгиня София Слуцкая умерла в 1612 году во время родов и была похоронена в Свято-Троицкой церкви.
Но память о ней сохранилась на многие века. При заключении брака княгиня София выдвинула мужу условие: он не должен никому препятствовать в Слуцком княжестве исповедовать Православную веру. Это было закреплено и в завещании её мужа Януша Радзивилла потомкам.
«Разве ты менее рыцарь, чем гордый супруг твой великий? - написал поэт Соломон Рысинский о святой праведной княгине Софии Слуцкой.
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Фестиваль языков Fiesta de los Idiomas и православный приход в чилийском Сантьяго
Не зря наша программа называется «Вселенная Православия», ведь Православная Церковь в наши дни действительно распространилась по всему миру. И православные храмы существуют в самых разных странах. Например, в Чили. В столице этой горной страны, Сантьяго, существует русско-сербский приход во имя святителя Николая. Его уникальной особенностью является то, что приход принадлежит сразу двум Православным Церквям — Русской и Сербской. Причина заключается в личности настоятеля — священника Душана Михайловича. Серб по национальности, высшее образование он получил в России. Душан окончил Академию музыки им. Гнесиных в Москве. Затем работал дирижером. Сначала в Москве, потом в Сербии. В 2004 году Душан решил стать священником. Для этого он опять отправился в Россию. С 2007 по 2010 г. Душан обучался в Самарской духовной семинарии, по окончании которой он был рукоположен, а затем отправлен на служение в Чили.
Отец Душан ведет в Сантьяго активную миссионерскую деятельность. В первую очередь, заботится о том, чтобы в числе прихожан были не только эмигранты, но и коренные чилийцы. Для этого приход устраивает разные мероприятия или же принимает участие в значимых культурных событиях города. Одно из них — столичный Фестиваль языков «Фиеста де лос идиомас» или по-русски «Языковая вечеринка». Фестиваль проходит ежегодно в ноябре. В рамках мероприятия различные национальные и культурные учреждения ставят временные павильоны на площади в центре Сантьяго перед литературным кафе — «Кафе Литерарио». В павильонах в течение нескольких дней проводятся языковые и культурные занятия, а также выставки, посвященные традициям различных стран.
Вот уже несколько лет в Фестивале языков принимает участие православный приход святителя Николая. Принимает не единолично, а в содружестве с Российским центром науки и культуры, который работает при Российском посольстве в Сантьяго. Прихожане русско-сербского храма проводят для гостей фестиваля различные уроки и мастер-классы. Особой популярностью пользуются занятия по русскому языку. Также рядом с павильоном в течение дня дают небольшие концерты коллективы русской народной песни. Многие из певцов прихожане храма святителя Николая.
Знакомство с некоторыми традициями Православной Церкви происходит у гостей фестиваля на уроках вышивки. Их проводит супруга отца Душана — Эллина. У нее тоже интересная биография. Эллина из России и до брака с отцом Душаном работала преподавателем в Саратовском университете. Эллина не только рассказывает гостям фестиваля об азах древнего искусства, но и показывает посетителям павильона свои работы и работы других мастеров. Это и предметы народной культуры — например, вышитые полотенца. Но, прежде всего, вышитые иконы Иисуса Христа, Богоматери и святых. Чилийцам, заинтересовавшимся искусством вышивки, она объясняет основы православного вероучения. Все желающие могут получить в русском павильоне буклет, в котором рассказывается о Православной Церкви в Южной Америке. Есть в буклетах сведения о храме святителя Николая в Сантьяго, времени совершения там богослужения. Вечером прихожане знакомят гостей фестиваля с русскими народными играми. А завершает программу обычно небольшой концерт русской народной и духовной музыки.
Все выпуски программы Вселенная православия