Преподобномученики Феодор и Василий Печерские жили в одиннадцатом веке в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. По преданию, перед уходом в монастырь Феодор роздал свое богатство нищим. Много лет он провел в строгом воздержании, но иногда с грустью вспоминал о своем имуществе. В одной пещере с ним жил монах Василий. Он утешал его: "Прошу тебя, брат Феодор, не теряй награды; если хочешь имения, возьми все, что есть у меня". Феодор раскаялся, он вспомнил, ради чего стал монахом. Однажды Василий отлучился из монастыря на три месяца. В это время Феодору явился нечистый дух, который принял облик Василия. Он рассказал монаху, что в их пещере разбойники когда-то спрятали сокровище и показал точное место. Феодора обуяла жажда обладать ценностями. Он стал мечтать как выкопает их, уйдет из монастыря и заживет в миру. Тут вернулся настоящий инок Василий и правда раскрылась. С тех пор Феодор стал внимательнее относится к себе. Чтобы в дальнейшем избегать помыслов, он стал по ночам молоть зерно. Так долгие и усердные труды освободили его от страсти сребролюбия - то есть жажды обладания земными благами. Позднее оба инока приняли мученическую кончину от князя Мстислава Святополковича.
Часть 2
Преподобномученики Феодор и Василий жили в одиннадцатом веке в Киево-Печерской обители. Они делили одну келию в пещере и со временем стали друзьями. Феодор в начале своего монашеского подвига часто сожалел о том, что перед уходом в монастырь роздал свое имущество. Его не раз одолевали искушения вернуться в мир и обладать богатством. Инок Василий всякий раз выручал Феодора и напоминал ему о цели его монашеского пути. По преданию, в пещере монахов когда-то давно разбойники спрятали клад. До князя Мстислава СвятопОлковича дошел слух, что иноки знают место, где находятся ценности. Феодор рассказал, что желая избежать соблазна, они с Василием закопали сокровища, а Господь лишил их памяти. Князь не поверил монаху. Он приказал пытать Феодора до смерти и сам из лука выстрелил в Василия. Тот перед смертью вынул стрелу из раны и бросил к ногам князя. Монах предсказал, что скоро Мстислав сам погибнет от нее. Пророчество исполнилось. Во время междоусобного сражения на крепостной стене сквозь небольшое отверстие в доске внезапно прилетела стрела. Она пронзила князю Мстиславу грудь, на следующую ночь он скончался. Перед смертью князь узнал свою же стрелу. Перед смертью он сказал: "Умираю за преподобномучеников Василия и Феодора".
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов