Преподобный Александр жил в пятом веке, в Византийской империи. Он получил образование в Константинополе и некоторое время состоял на военной службе. Но Александр чувствовал, что призван к иному служению. Он оставил мир и отправился в Сирию, где принял монашеский постриг. Вскоре настоятель благословил его жить отшельником в пустыне. С собой Александр взял только Евангелие. Много лет он провел в этом подвиге, затем отправился на проповедь. Монах обратил в христианство жителей города Едесса и тридцать лет был там епископом. Но тяга к отшельнической жизни оказалась сильнее: Александр ушел к пустынному берегу реки Евфрат. Вскоре привлечённые вестью о духовно опытном подвижнике, к нему стали приходить другие монахи. Так возникла обитель, а Александр стал её игуменом. Он ввёл в монастыре правило непрестанной благодарственной молитвы ко Господу. Каждый час, посменно, день и ночь, иноки пели псалмы. Отсюда пошло наименование обители "Неусыпающих". Через двадцать лет Александр основал обитель с таким же уставом близ Константинополя. Преемником традиций, заложенных преподобным Александром стал Студийский монастырь, - духовный центр всей Восточной Римской империи. Устав Студитов позже лёг в основу уставов первых монастырей на Руси.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых