Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, жила в четырнадцатом веке. Она была дочерью Суздальского князя и супругой Великого князя Московского Димитрия Донского. Москва и Суздаль были крупнейшими городами Руси того времени. Страну раздирала междоусобица, тяжким ярмом лежало иго Золотой орды. Счастливый брак Евдокии и Димитрия стал залогом мира и союза русских княжеств. Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель АлексИй, митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский. Молодая княгиня строила храмы, поддерживала монастыри. Супруг Евдокии, князь Димитрий Донской, рано умер. Сохранился проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии - «Плач» княгини Евдокии по своему мужу. После смерти Донского княгиня стала носить под пышным нарядом монашеские вериги. В тысяча триста девяносто пятом году, когда к Москве приближались войска Тамерлана, по совету Евдокии в город была принесена Владимирская икона Божией Матери. Чудотворный образ защитил Русскую землю. Княгиня воспитала пятерых сыновей, а потом приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Она мирно скончалась в тысяча четыреста седьмом году.
Евфросиния Московская и Димитрий Донской
Преподобная Евфросиния в миру носила имя Евдокия. Дочь суздальского князя, в тысяча триста шестьдесят шестом году она стала женой великого князя Московского Димитрия Донского. Современники восхищались парой. Сохранилось такое описание их отношений: «Двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу». Жизнь княгини не была легкой. На Руси продолжалось соперничество княжеств, нападали внешние враги - Золотая орда и Литва. Города опустошали пожары и эпидемии. Юная Евдокия стала покровительницей погорельцев, вдов и сирот. Князю частенько приходилось покидать Москву и уезжать в Орду. Вернется ли Димитрий живым - было неизвестно. Два года в заложниках в Орде провел старший сын княгини. Евдокия горячо молилась за близких. Князь Димитрий Донской совершал подвиги военные и дипломатические, а княгиня Евдокия словно укрепляла духовный тыл государства. В память победы на Куликовом поле она построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Совет княгини принести в Москву Владимирскую икону Божией Матери спас Русь от нашествия Тамерлана. Свою жизнь княгиня закончила в основанном ею Вознесенском монастыре. Он находился в Кремле, на том месте, где Евдокия провожала и встречала Димитрия, возвращавшегося с Куликова поля. Княгиня приняла монашеский постриг с именем Евфросиния, что значит - «Радость».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»