Апостол Павел вошел в историю как один из самых активных проповедников христианства. В течение своей жизни он совершил четыре миссионерских путешествия, благодаря которым христианские Церкви были основаны во многих крупных городах Римской империи: Фессалониках, Коринфе, Эфесе и иных. В ходе странствий у апостола Павла появились ученики, которые стали помогать ему проповедовать учение Спасителя. Вначале они следовали за Павлом, перемещаясь вслед за ним из в города в город. Впоследствии апостол разрешил им самостоятельно вести миссию, направив в те места, где еще не слышали о Христе. Подобным учеником был, например, святой Епафрас, который стал основателем Церкви в городе Колоссы. Колоссы располагались почти в центре Малой Азии, территории современной Турции. В древности Колоссы имели очень важное географическое значение, так как располагались на оживленном торговом пути – из Эфеса в Междуречье. Многие купцы привозили при помощи кораблей свои товары в Эфес, располагавшийся на берегу Средиземного моря, а затем отправляли их караванами через Колоссы к Евфрату. Со временем данный торговый маршрут пришел в запустение, вместе с ним отправились в небытие и Колоссы. Но в первом веке по Рождестве Христовом в Колоссах кипела жизнь, и направление сюда христианского проповедника было более чем обоснованно. В начале 60-х годов первого века христианам Колосс направил свое послание апостол Павел. Отрывок из послания читается сегодня на утреннем богослужении.
Братья, 2.8 смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 2.9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 2.10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. 2.11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 2.12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
Колоссы – единственный город, христианам которого апостол Павел направил послание, при этом в данном городе никогда не побывав. Составление текста послания произошло по просьбе упомянутого уже Епафраса, который проповедовал в Колоссах, а в начале 60-х годов оказался в той же римской тюрьме, где был заточен апостол Павел. Епафрас, переживая за судьбу своей общины, попросил Павла, авторитет которого был в Церкви огромен, направить колоссянам послание. Переживания Епафраса были обоснованными. Во время его отсутствия в Колоссах появилась секта, члены которой смешали христианское, иудейское и языческое вероучение. В частности, они учили, что Христос является одним из многих богов античного пантеона. К печали Епафраса многие колоссяне поверили лжепроповедникам. Апостол Павел пытается в своем послании вразумить христиан Колосс и говорит им, что Христос – истинный Бог, принявший человеческое естество и что вера в языческих богов это самообман. Сын Божий принес жертву на кресте за грехи людей, чего члены античного пантеона божеств не сделали и сделать не могли. В Спасителе, по мысли апостола Павла, истинно верующий христианин может обрести вечную счастливую жизнь – как Христос, умерев, воскреснул из мертвых, так и благочестиво живущий христианин в день Второго пришествия Спасителя воскреснет для радостного существования в Царстве Божием. В прозвучавшем отрывке апостол Павел упоминает о еврейском обычае обрезания. В древнем Израиле через обрезание происходило посвящение мужчин Богу. В целом же, обрезание служило знаком верности евреев Господу и прообразом жертвы Спасителя. Христос также, будучи, младенцем, был обрезан. В Христианской Церкви обрезание было отменено, так как исполнилось событие, которое оно предвозвещало. Теперь через веру и крещение каждый православный христианин может быть посвящен Богу и стать частью его спасительного Царства.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»