Сегодня трудно представить, что открытая долина, на которой привольно раскинулось село Покровка, некогда была покрыта густым лесом. В этих глухих местах в низовьях реки Самары в 1808 году поселились первые жители - три брата Топорковы. Поселились не по доброй воле – были сосланы по приговору суда за неповиновение властям. Братья срубили небольшие избушки и жили, пробавляясь рыболовством, бортничеством и охотой. Постепенно к ссыльным стали подселяться соседи. В основном это были беглые крестьяне, среди которых встречались и такие, что не брезговали промышлять разбоем.
Отмена крепостного права привлекла в Покровку новый поток переселенцев – с чистой биографией и благими намерениями. Поселок, занимающий выгодное положение на пологом берегу реки, постепенно стал торговым центром. Зажиточные крестьяне, самарские и сызранские купцы съезжались сюда по воде и по суше, чтобы выгодно сбыть свой товар.
К началу двадцатого века жители села разбогатели настолько, что позволили себе строительство каменного храма – до этого богослужения совершались в деревянном. Церковь Покрова Божией Матери была заложена в 1906 году, однако стройка надолго затянулась. Тому были объективные причины. Для строительства использовали местную глину и известь, которую в течение трех-четырех лет гасили в специальных чанах. Кирпичи сельчане изготавливали сами. Приезжие мастера выкладывали несколько рядов и уезжали на целый год, чтобы кладка могла осесть и закрепиться. Для приготовления строительного раствора с каждого двора собирали по двадцать яиц в день – в итоге стены получались невероятно прочными. Жители Покровки словно предчувствовали, что вскоре настанет время, когда церковь подвергнется суровым испытаниям.
Покровский храм был освящен всего за три года до революции. Величественный, выдержанный в неорусском стиле, он богато украшен фигурной кладкой. Над входом возвышается трехъярусная узорная колокольня с изящными кокошниками над высокими проемами звонницы. Основной объем храма с двух сторон обрамляют боковые приделы. Центральный купол, укрепленный на мощном световом барабане, окружают маленькие главки, расположенные по углам кровли. Страшно представить, что эта красота могла быть уничтожена. Но, слава Богу, яркий исполин из красного кирпича пережил лихие годы и до сих пор остается главным украшением села.
От Самары до Покровки ехать чуть больше двух часов. Автобусы ходят нечасто. Чтобы в поездке не спешить, лучше выбраться сюда дней на пять, с рюкзаком и палаткой! Расположиться можно, например, на берегу озера Бобровое, в километре от поселка. Места здесь заповедные и бобры до сих пор обитают, в соответствии с названием. Говорят, не только уток, но и лебедей можно увидеть. Только не нужно шуметь и мусорить. Впрочем, вы и сами это понимаете.
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как провести период Святок?» Священник Павел Усачев
Нашим гостем был клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами в Москве священник Павел Усачёв.
Мы говорили о периоде Святок, о связанных с ним христианских смыслах и церковных традициях, а также о том, как провести этот период между Рождеством и Крещением Господним.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер