«Журнал от 20.12.2024». Ольга Зайцева, Андрей Тарасов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Журнал от 20.12.2024». Ольга Зайцева, Андрей Тарасов

«Журнал от 20.12.2024»
Поделиться Поделиться
Микрофон с наушниками на фоне студии

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.

В этот раз ведущие Алла Митрофанова и Алексей Пичугин, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Андрей Тарасов вынесли на обсуждение темы:

— Высокие темпы современной жизни и повышенная загрузка на работе — как влияют на духовное состояние?

— Христианские смыслы в современной популярной литературе;

— II Всероссийский форум «Хранители храмов России»;

— Предрождественский период — время добрый дел и милосердия.


А. Митрофанова

— Еженедельный «Журнал» в эфире на Радио ВЕРА, здравствуйте, дорогие друзья! Наш формат, который, с одной стороны, новый, с другой стороны, уже привычный постоянным слушателям, радиожурнал, где собираемся мы, коллеги по Радио ВЕРА и коллеги из журнала «Фома» обязательно присутствуют здесь, и делимся событиями, переживаниями, мыслями, рефлексией по поводу текущего, по поводу вечного, по поводу того, что происходит с нами, с людьми вокруг нас, и надеемся, что в таком формате наши размышления, переживания интересны и вам, и вы мысленно с нами. Я, Алла Митрофанова, представляю вам сегодняшний наш состав: Алексей Пичугин — коллега по Радио ВЕРА, по «Светлому вечеру».

А. Пичугин

— Здравствуйте.

А. Митрофанова

— Андрей Тарасов — заместитель главного редактора Радио ВЕРА.

А. Тарасов

— Добрый вечер.

А. Митрофанова

— Андрей — человек, который занимается литературным направлением у нас, литературное сердце Радио ВЕРА, вот как бы я сказала.

А. Тарасов

— Спасибо, красиво звучит.

А. Митрофанова

— Да, мне тоже понравилось. Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома».

О. Зайцева

— Добрый вечер.

А. Митрофанова

— Друзья, сегодня 20 декабря, вчера был день памяти святителя Николая. Помимо того, что он стал прообразом для персонажа по имени Санта-Клаус, мы знаем его ещё и как одного из самых милосердных, самых включённых, самых удивительных святых, человека, которого мы так, между собой иногда называем «наша скорая помощь».

А. Пичугин

— А мы с Аллой когда-то уже достаточно давно, но вы эту программу можете найти у нас в архивах, проводили замечательную беседу с Андреем Юрьевичем Виноградовым, чудесным историком, византологом, как раз о личности святителя Николая. Отличная, мне кажется, получилась беседа. Было это, наверное, лет пять-шесть лет назад, но она, естественно, не устарела ни на секунду, поэтому найдите в архивах radiovera.ru, если интересуетесь этим вопросом, и послушайте.

А. Митрофанова

— А ещё мы беседовали со священником Александром Сатомским о святителе Николае, буквально на днях эта программа вышла в эфир и тоже можно её послушать. И, собственно, что нас ждёт впереди? Впереди у нас день памяти святителя Спиридона, тоже очень такого удивительного и любимого, и известного святого, известного, в первую очередь, опять же, своим милосердием, понимаете? Вот вокруг Рождества Христова есть несколько таких важных дат, которые нам указывают как будто бы на очень важное содержание этого праздника, ведь что такое по сути Рождество Христово — Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, это же и есть удивительный подарок нам и удивительный акт милосердия, Божьего милосердия. Коллеги, что скажете об этом?

О. Зайцева

— Это мой любимый праздник, Рождество Христово, я его люблю больше, чем день рождения, свой, и даже больше, чем Пасху иногда.

А. Митрофанова

— Ну, в каком-то смысле это наш главный день рождения, чего уж там.

О. Зайцева

— Да. Но это, наверное, ещё такое детское переживание, потому что всё-таки больше, мне кажется, уже такие углублённые христиане всегда ставят на первое место Пасху, и это правильно. А с другой стороны, без Рождества бы вообще ничего не было.

А. Митрофанова

— А помните, Олечка, как в «Хрониках Нарнии» близко друг к другу стоят два этих праздника? Вот оно, Рождество, и вот практически сразу Пасха. И на линейке времени ведь это тоже так. Тридцать три года отделяют два этих события, и не зря говорят, что Рождество Христово — это первый шаг в сторону Голгофы. Поэтому, конечно, это взаимосвязанные события, очень глубокие, и как-то я вот их тоже, чем дальше, тем больше воспринимаю в связи друг с другом.

А. Пичугин

— Я бы, наверное, сказал, что культурно Рождество для всего человечества, которое существует внутри христианского мира, это не значит, что только для христиан, внутри христианского мира или мира, куда христианство проникло, конечно, духом Рождества всё проникнуто. Я очень далёк от мысли, и вообще мне не очень нравится, когда говорят, что «вот, на Западе Рождество стало атрибутом какого-то массмаркета, стало атрибутом чего-то пошлого, испортили Рождество» — нет, это значит, что само событие, неважно, как его люди воспринимают, даже если они не воспринимают Рождество в непосредственной связи с его главным смыслом, с рождением в мир земной Бога, всё равно без этого праздника не будет. Для каждого человека, который живёт на Земле и знает про праздник Рождества, пускай даже просто в образе грузовика с газировкой, всё равно Рождество, оно будет Рождеством. Он может когда-нибудь в своей жизни встретиться с главным смыслом этого праздника или не встретиться, но он понимает, что есть рождественское чудо, и вот это рождественское чудо, оно в себе хранит Богомладенца. И любой человек, который задумывается о том, что Рождество — это праздник, он всё равно стоит на пороге этого чуда, ему остаётся сделать лишь шаг вперёд, это я так думаю.

А. Митрофанова

— Андрей, с каким событием, переживанием, мыслями ты сегодня к нам пришёл?

А. Тарасов

— А я бы хотел поговорить про Новый год, и даже не Новый год, а то, что ему предшествует — будни. Сегодня 20 декабря, до Нового года меньше двух недель, и это время предновогодней суеты, как ни крути, а всё равно она есть, и я хотел про неё поговорить, даже про один её аспект. Нам понятно, что магазины, подарки, корпоративы, уборка дома — это всё такая суета, а я хотел поговорить про суету на работе, потому что последние дни года у многих стремление закрыть все проекты, всё доделать. С одной стороны, это всё понятно, есть дедлайны, опять же, возникает такое модное сейчас слово, вот они особо актуальны именно сейчас. А дедлайн — это что?..

О. Зайцева

— Это линия смерти.

А. Тарасов

— Это линия смерти, на самом деле, вот я об этом всё больше и больше думаю, и надо так поработать перед Новым годом, чтобы фактически лишиться пульса...

О. Зайцева

— ... чтобы потом воскреснуть.

А. Тарасов

— Да, а потом в новогодние праздники восстанавливаться. То есть вот эта линия смерти, причём не только в чисто физическом смысле, но и в духовном: часто возвращаешься домой и не способен не только молиться, а вообще ни к чему, не способен вообще быть добрым по отношению к окружающим, по отношению к близким, и что с этим делать, как совместить работу и духовную жизнь? И даже можно шире вопрос поставить, не только сейчас, в эти предновогодние дни, когда идёт Рождественский пост, а вообще шире: как совместить интенсивную работу и духовную жизнь? До какого предела всё-таки надо трудиться, когда надо сказать «нет, стоп, не надо все дела переделывать сейчас...»

А. Пичугин

— Уже вопрос большой: что такое духовная жизнь? Что, жизнь на работе, она разве не может быть духовной жизнью?

А. Тарасов

— Она может быть духовной жизнью, можно работать и вроде как жить и духовной жизнью, даже можно работать в благотворительных организациях, в православных СМИ, ещё где-то, и так доработаться, что ты вот хорошее дело делаешь, а у тебя на душе совсем нехорошо, и это «нехорошо» потом транслируется на окружающих, и вот что с этим делать, непонятно.

А. Митрофанова

— А у тебя есть ответ на этот вопрос?

А. Тарасов

— Ну вот я его ищу, читаю на эту тему разные мысли, да можно начать даже с Евангелия от Луки: «Что пользы человеку, если он приобретёт весь мир...

А. Митрофанова

— »... а душе своей повредит«.

А. Тарасов

— Да, да. Или вот старец Паисий Святогорец, я у него прочитал, что он советовал делать не больше одного-двух серьёзных дел в день, и причём надо сначала одно дело закончить, а потом начать следующее дело — вот как это совместить с тем, что приходится делать по десять-двадцать проектов одновременно, и огромное количество общения каждый день с разными людьми по разным проектам, везде какие-то детали, всё это надо помнить, держать в голове, как-то контролировать. А старец Паисий говорит, что если ты будешь делать больше, то ты просто потеряешь молитву, вот это и есть потеря духовной жизни, ты потеряешь молитву, ты потеряешь свою основу, ты можешь вообще всю свою жизнь духовно расстроить просто из-за многоделания. Или игумен Никон (Воробьёв), известный духовный писатель XX века, говорил: «Лучше испортить дело, даже очень хорошее и важное, чем потерять мир в душе, потерять мир с близкими». И вот тут вопрос встает: как быть? А посмотрите вообще на то, как устроена наша жизнь, то, что требуют работодатели, на что они ориентируют работников — это работа в условиях многозадачности, это стрессоустойчивость, то есть это закладывается в основу нашей работы, это значит, что у нас на работе должно быть много всяких дел, а не одно-два, а делать их надо одновременно, и при этом надо быть ещё стрессоустойчивым, то есть стресс закладывается в условия нашей работы, это правильно? Что с этим делать? Мне всё больше кажется, что надо что-то перекладывать на Новый год, не подводить черту.

А. Пичугин

— «Не трогай, это на Новый год». (общий смех)

А. Тарасов

— На после Нового года, точнее. Хотя я очень не люблю портить дела, вообще не люблю. Я люблю как раз всё доделывать, и в этом сейчас вижу свою проблему, и хотел с вами это обсудить.

А. Пичугин

— Я вот готов подтвердить, я неоднократно для Андрея писал какие-то проекты, он мне звонит, говорит: «Слушай, вот там историческая программа будет, напиши, как ты это видишь». Я пишу, пишу, пишу, а потом он говорит: «Нет, это всё не то, всё нет, не пиши». Поэтому я знаю педантичность Андрея, его вовлечённость, и это, на самом деле, дорогого стоит для того, чтобы делать действительно хорошие вещи. Я как раз из тех людей, которые пытаются сделать сто пятьдесят дел одновременно, и хорошо не получится, наверное, ничего, в том числе и идея по какой-нибудь исторической программе на Радио ВЕРА.

А. Митрофанова

— Еженедельный «Журнал» в эфире на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, напоминаю, здесь у нас в студии Алексей Пичугин, Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома», Андрей Тарасов — заместитель главного редактора Радио ВЕРА, чью ситуацию как раз мы сейчас и разбираем, я Алла Митрофанова. Андрей, своими скромными всего лишь соображениями могу поделиться. Знаешь, вот не зря говорят, что христианство — это всегда срединный золотой путь, и впадать в одну или в другую крайность можно, и такое бывает, но важно помнить, что христианство, в этом и сложность, и благословение наше — не дает нам четких рецептов: вот так не делай, а так делай. Есть какие-то базовые вещи: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не пожелай имущества ближнего твоего, есть десять заповедей, о которых, может быть, мы сегодня ещё и поговорим, потому что мне бы, например, очень хотелось. Что же касается стопроцентных рецептов: вот так вот не делай, а так делай — мне кажется, что это всё очень индивидуально. Вспоминаю одну удивительную многодетную маму, жену священника, которая, когда родился седьмой ребёнок, и он был такой особенный мальчик, она поймала себя на том, что в круговороте забот о детях — наверное, важность работы в проектах твоих на Радио ВЕРА, она сопоставима с важностью воспитания детей, вот в круговороте этих забот она заметила, что падает без сил, действительно, вот как она говорит «ушла молитва». И она искренне обратилась к Богу и попросила: «Господи, вот сейчас все мои силы уходят на детей, и Ты видишь это. Я очень хочу быть с Тобой, я не хочу от Тебя отрываться, но у меня сейчас на молитву просто не остаётся ни сил, ни концентрации ума».

А. Пичугин

— Так это же тоже молитва.

А. Тарасов

— Да, многие говорят, что работа твоя для детей — это и есть молитва.

А. Пичугин

— Когда апостол Павел говорил про то, что «непрестанно молитесь», он не говорил про то, что нужно бесконечно вычитывать тексты, написанные другими людьми.

А. Митрофанова

— Да, там акафисты или что-то ещё, и вот она так попросила, очень искренне. То есть она, понимая, что не справляется, вместо того, чтобы себе сформулировать ещё одну задачу и взвалить на себя со всей гордыней вот ещё одну задачу, как, мне кажется, мы часто делаем, она делегировала это Господу и сказала: «Помоги мне, поддержи, вот здесь я сама не справляюсь». И потом, спустя несколько лет, она с удивлением обнаружила, что вот когда детей она подняла, к ней сразу вернулась молитва. То есть как только освободилось что-то там у неё в сознании, вообще в жизненном пространстве чуть-чуть времени освободилось — вернулась молитва. И она так этому радовалась, что, оказывается, молитва никуда не ушла! Просто это была другая форма молитвы. Мне кажется, что те дела, которые ты имеешь в виду, это тоже может быть формой молитвы.

А. Тарасов

— Может быть. А почему тогда состояние не то? Почему ближний страдает? Вот у тебя чувство, что просто не хватает сил общаться с родными. Приходишь домой, общаться не можешь. И как-то, мягко говоря, обидно, что ближним тебя не достается уже ни в каком виде. Если начинаешь сокращать нагрузку на работе, тогда вроде появляются силы для ближних, а сократить нагрузку на работе не всегда тоже удаётся, что-то пытаешься делегировать, распределяешь проекты между коллегами, а всё равно большая нагрузка. А ещё надо заботиться о родителях, надо как-то о тёще позаботиться, немножко хотя бы. И получается, что ты везде понемножку нужен, но уже понемножку даже не хватает.

О. Зайцева

— Это, знаете, как на сноуборде.

А. Пичугин

— Я всегда хотел узнать, как на сноуборде, но как-то не получалось. (смеются)

А. Тарасов

— А как на сноуборде?

О. Зайцева

— Нужно постоянно быть начеку, на контроле, держать равновесие, чувствовать баланс, ветер, снег и прочее-прочее. Если упал, то, соответственно...

А. Пичугин

— Одного моего близкого товарища-священника спросили, при мне как-то шёл этот разговор, буквально на днях: «Скажите, а перфекционизм — это грех?» И я задумался, вот перфекционизм — это грех или нет? Мне кажется, что в этом есть разные стороны. Нет, конечно, это не грех, но это повод задуматься.

А. Митрофанова

— Есть такое, есть. Опять же, смотря, что за этим стоит. Если желание угодить Господу изо всех сил, это одна история. Если синдром отличника, то это другая история.

О. Зайцева

— Но тут ещё важно себя не обманывать, что тут стоит на самом деле.

А. Митрофанова

— Вот именно, да, то есть докопаться до самого себя. Олечка, с чем вы сегодня пришли?

О. Зайцева

— Ох, у меня, знаете, сегодня взрывоопасная тема, но, с другой стороны, и немножечко избитая, может показаться — я пришла к вам с «Гарри Поттером».

А. Митрофанова

— Отлично, отлично!

А. Пичугин

— Мы любим «Гарри Поттера».

А. Митрофанова

— Андрей, мы к твоей истории обязательно ещё вернёмся, просто я думаю, что сейчас мы чуть-чуть в главе тоже покрутим, может быть, кого-то из наших слушателей соображения есть и нам в комментариях потом напишут. Ты как к «Гарри Поттеру» относишься?

А. Тарасов

— Я прохладно отношусь. Пытался читать — не пошло. Посмотрел фильм, там немножко полегче, но тоже как-то не зацепило. А вот дети с удовольствием читали. Не знаю, что они там вычитали, сложно сказать.

А. Пичугин

— Но ты же нормально относился к тому, что дети его читают?

А. Тарасов

— Ну да. Там же идёт борьба, как обычно, добра и зла, и вроде добро в итоге побеждает. Но вот как художественное произведение не зацепило на уровне идей, смыслов, вот меня лично не цепляет.

А. Митрофанова

— У Андрея диссертация по Толстому, что мы хотим от этого человека?

О. Зайцева

— Я для себя «Гарри Поттера» тоже открыла очень поздно и, признаюсь честно, так вот прямо серьёзно я посмотрела на эту книгу, даже скорее фильм, буквально месяц назад, потому что мы записывали новый «Худсовет», наш подкаст в «Академии» разговорный, и была выбрана эта тема, потому что уже очень давно зрители пишут и говорят: «Почему у вас есть „Властелин колец“, почему вы любите говорить про Льюиса, ну а где же Роулинг?» И как-то мы прохладно относились, всё равно держались в стороне, почему-то к фэнтези есть такое отношение, что вот есть всё, что я выше назвала, и есть «Гарри Поттер», а это магия, это губительно, это колдовство, это страшно. Не знаю, почему.

А. Митрофанова

— Это всего лишь форма. Это всего лишь элемент художественного мира.

О. Зайцева

— Он ведь из той же самой серии, казалось бы. Хотя, поскольку это не тот материал, на котором я выросла, потому что очень многие мои одноклассники, друзья, они прямо росли с этими фильмами, то есть им было столько же лет, сколько ребятам в фильме, и вот выходил новый фильм, и они подросли, и ты подрос, и это очень здорово, это такая вовлечённость, то есть, наверное, поколенческая в какой-то мере история. Но сейчас уже, на этом этапе, когда я стала копаться, я очень удивилась, во-первых, потому что там есть действительно много уровней смысловых, и это отпечатывается как на тех отсылках, которые Роулинг делает, то есть она там делает отсылки практически ко всей такой мировой глубокой литературе, «Песнь о Нибелунгах», например. И это, конечно же, евангельские отсылки, которых очень много.

А. Митрофанова

— А вы на английском читаете?

О. Зайцева

— Нет, я вам признаюсь, я прямо не читала вообще эти книги, но когда-нибудь до них доберусь. То есть книги я бегло просмотрела на предмет того, какая разница у книг и фильмов, но всё-таки в ядре смысловом...

А. Митрофанова

— «Бегло просмотрела», на языке Оли перевожу с русского на русский, это значит, прочитала без карандаша. То есть прочитала от корки до корки, просто без карандаша.

О. Зайцева

— Ну, парочку ночей, да, пришлось посидеть. Но там действительно были удивительные вещи. Вот что меня поразило, какая находка, первая — это сцена, где сам Гарри оказывается на могиле своих родителей, это уже самая последняя часть, и оказывается, что там выписаны две цитаты: цитата из апостола Павла и цитата из Евангелия от Матфея. Удивительно: «Там, где сокровище ваше, там и сердце ваше», и в этом, на самом деле, ключ в этой эпопее, на протяжении всей этой хроники становления. На самом деле обыкновенная история, просто мальчик рос и сделал выбор в пользу света, и помогло ему что: дружба, любовь, поддержка друзей, поддержка учителей, тех людей, с которыми он оказался. То есть на самом деле это всё довольно простая история, но для того, чтобы она понравилась и настолько понравилась детям, и вообще той аудитории, в которую она попала, вся эта магическая история, она во многом перекрывает вот эти простые истины. Хотя, честно скажу, мне безумно радостно, что такую мировую славу снискала история, в глубине которой заложен очень христианский смысл.

А. Митрофанова

— Вы знаете, я позволю себе тоже вставить пять копеек. Понятно, что в разные периоды жизни можно разные акценты в разных книгах для себя выделять, но вот на данном этапе в «Гарри Поттере» для меня очень-очень важен этот момент, связанный с Волан-де-Мортом, то есть с главным злодеем, с олицетворением зла, можно сказать, который ведь был человеком, но расщепил свою личность на множество вот этих самых крестражей, на разные части и каждую часть спрятал, одну здесь, другую здесь и так далее. Вот это расщепление личности, распад личности вместо цельности, к которой призывает Господь, распад на разные проекции, на разные части для того, чтобы, с одной стороны, защитить себя, чтобы его не смогли убить, но на самом деле — чтобы спрятаться от мира и от любви как можно глубже, чтобы для любви стать совершенно недоступным, потому что любое проявление любви в этом мире приносит ему боль, и вот спрятать себя, расщепить себя, чтобы меня никто не достал. По сути, вот раздробленность нас сегодня на разные проекции — это так или иначе отголоски того, что у Роулинг описано. Понятно, у неё там гипертрофированный образ, но для меня это было в своё время очень большим уроком. И вот, в частности, Андрей, упомянутое тобой многоделание, разбрасывание себя на множество проекций, а где в этом во всём я сама? Не превратилась ли я в какой-то момент в Волан-де-Морта? Я через это начала себя проверять, сканировать, используя этот образ художественный, и мне это очень в своё время помогло, помогло сделать выбор, от чего-то отказаться, потому что в какой-то момент поймала себя на том, что вот это я на себя беру исключительно по гордыне, например, вот эта вот многозадачность, потому что многоделание — это же одна из форм уныния. Это может быть и бегство от себя. И вот Волан-де-Морт, понятно, что у него не вот такое уныние, которое — «ай, я бедный и несчастный», нет. Но его вот это многоделание и такая расщеплённость личности, ведь Волан-де-Морт — это тоже про уныние. Это про отсутствие света, отсутствие любви и невпускание Бога в свою жизнь. И для меня это очень важный был такой узел, который хотелось прокрутить в голове, осознать, в чём-то проверить себя, не лукавлю ли я самой себе? Может быть, я переключаюсь с одного на другое, превратившись как раз в такое чудовище, а на самом деле ведь Господь от нас хочет совсем другого.

О. Зайцева

— Алла, ну вы совсем не сочетаетесь со словом «чудовище», честно говоря.

А. Митрофанова

— Олечка, вы многого обо мне не знаете.

О. Зайцева

— Думаю, мы все много чего не знаем даже о себе, так что это нормально.

А. Митрофанова

— Да, как это: «я крокодила пред тобою». (смеются) Да-да-да. Крокодила, вот именно что, да.

О. Зайцева

— Я воспользуюсь случаем, конечно, мне не удастся сейчас всеми смысловыми акцентами поделиться в наших материалах, которые выходят в декабре, но у нас днях буквально вышло потрясающее видеоэссе, оно небольшое, но очень красиво сделано, раскрашено, озвучено. Текст написал наш Арсений Русак — заместитель главного редактора журнала «Фома», потрясающе живой текст, он сделал как раз такой эксперимент, сказал «давайте отодвинем палочки в сторону и посмотрим, что останется», и это получилось весьма увлекательно и приятно, очень красивый материал. А второе — это как раз «Худсовет», он уже большой, часа на полтора, и там мы поговорили про то, что вы озвучили, про Волан-де-Морта и про остальные спорные персонажи. Как раз мы там говорили не о самом Гарри и не о светлой стороне, а вот о темной стороне, что же подтолкнуло героев стать такими, где они споткнулись, и получился тоже такой душевный и очень увлекательный разговор. Призываю посмотреть это у нас на YouTube-канале «Академии журнала «Фома», и в «Телеграме» всё тоже у нас обязательно будет.

А. Митрофанова

— Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома», Андрей Тарасов — заместитель главного редактора Радио ВЕРА, Алексей Пичугин, я Алла Митрофанова, это еженедельный «Журнал» на Радио ВЕРА. Буквально через несколько минут вернёмся к разговору.

А. Митрофанова

— Еженедельный «Журнал» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, напоминаю, в нашей студии Андрей Тарасов — заместитель главного редактора Радио ВЕРА, Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома», Алексей Пичугин, я Алла Митрофанова, мы, в нашем обновленном формате этой программы, делимся с вами своими переживаниями, теми событиями, по поводу которых размышляем, делимся какой-то рефлексией, теми вопросами, на которые сами не имеем ответов, и вообще-то это здорово, когда мы делимся вопросами, на которые у нас нет ответов. Когда у человека есть ответы на все вопросы, по-моему, это...

А. Тарасов

— Подозрительно.

А. Митрофанова

— Симптоматично, да-да-да, Андрей, точно, так и есть. И вот знаете, друзья, во-первых, мы стремительно календарно приближаемся к Рождеству Христову, и многие православные Церкви, например, 25 декабря ведь справляют, отмечают Рождество Христово, мы отмечаем 7 января, это не принципиальный момент, вообще дата эта очень условна, так же, как и год рождения Спасителя условен, если копать историю вглубь, то выяснится, что Христос родился где-то в VI-IV веке до Рождества Христова, и при вычислении года просто была допущена математическая ошибка — это все условности, это не принципиальный вопрос. Самое главное содержание этого праздника — то, что Бог приходит в мир в образе человека, и мир раз и навсегда меняется, начиная с этого момента, и потом меняется по Воскресении Христовом. Вот это два события, которые составляют какой-то единый смысловой комплекс, и которые вообще всю Вселенную, по-моему, переворачивают, трансформируют, и нам дают такую колоссальную надежду, такую радость и ответственность по отношению к собственной жизни. И, вы знаете, вот опять же, вчера был день памяти святителя Николая, впереди день памяти святителя Спиридона, это удивительно милосердные святые, и они попадают в календаре как раз в дни, которые нас приближают к Рождеству, и, на мой взгляд, наводят на мысли, ведь мы же призваны обращать внимание на опыт святых, стараться его в собственной жизни воспринимать, и вот это удивительное милосердие, которое являют и святитель Николай, и святитель Спиридон, мне кажется, что это для нас очень важная такая задача, может быть, даже одна из важнейших новозаветных заповедей, потому что есть заповеди Ветхого Завета, которые нас готовят к Рождеству Христову, готовят человечество к тому, чтобы мы стали способны Рождество Христово воспринять, и эти заповеди безусловны. Думаю, все мы их хорошо знаем, может быть, есть смысл себе их время от времени напоминать и себя по ним анализировать. «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред Лицом Моим» — ну да, то есть мы на место Господа Бога не ставим никого и ничто, никакую самую высокую идею, никакую самую высокую категорию, включая государство, например, никакого человека мы не ставим на место Господа Бога, чтобы его любить больше и ему поклоняться. «Не делай себе кумира», — говорит Господь, как бы в продолжение этой заповеди. «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно», как мне кажется, что в наше время актуально, это не только между делом впроброс имя Господа произносить, но и именем Господа прикрывать те или иные страшные дела.

О. Зайцева

— А вы знаете, у меня про кумира всегда в голове вертится вопрос, что можно же, наверное, Бога превратить в кумира в своей голове? Ну, то есть некую свою фантазию о Боге?

А. Пичугин

— Можно, конечно, фантазию о Боге, вы очень правильно сказали. Опять же, тут у меня такое достаточно профанно-дилетантское мнение, но я тоже об этом размышлял, потому что мы же видим абсолютно разные формы отношения к Богу у разных людей, иногда это будет какой-то религиозный экстаз, и что здесь, и кто здесь, и где здесь Бог? Иногда это будет какая-то навязчивая идея, которую человек в себе облекает в представление божественное. Но, с другой стороны, мы же все очень разные, и у нас есть шаблон, предположим, что христианское вероучение — это шаблон, в который мы должны уместить себя, как христиане, и своё представление о Боге. Но ведь каждый человек разный и мы из разных культурных сфер, у нас разное образование, разное происхождение, у нас очень разные взгляды, и зачастую внутри этих шаблонов удержаться сложно, поэтому, когда мы говорим про сотворение кумира, мне кажется, что это тоже как раз из разряда вот этих шаблонов, то есть человек зачастую так сильно хочет себе представить и думает, что он понимает Бога, что действительно творит кумира в виде Бога. Вот я не знаю, ошибка это, часто ли это встречается, но мы все с этим сталкиваемся так или иначе.

А. Митрофанова

— «Не сотвори себе кумира».

А. Пичугин

— Это правда хороший вопрос.

А. Митрофанова

— Ну да. И не форматируй Бога под себя.

О. Зайцева

— Да, ну потому что каждый же по-своему переживает, понимает, и насколько вообще ты имеешь право делиться с кем-то или тем более навязывать своё вот это переживание Бога.

А. Пичугин

— А в христианстве нет понятия «должен».

А. Митрофанова

— Да, и нет понятия коллективизма, что вот давайте сейчас все будем делать вот так, и тогда нам спасение обеспечено. Нет. Два человека могут одно и то же действие совершить, и у одного при этом будет одна мотивация, у другого — другая. И один, исходя из этой мотивации, против Господа в своём этом действии не выступит, а другой, совершая то же самое действие, как раз-таки выступит, потому что у одного будут одни вводные и одна мотивация, у другого другие вводные и другая мотивация.

О. Зайцева

— Ну вот я думаю, всё равно же есть какое-то мерило главное.

А. Митрофанова

— Евангелие. Только Евангелие. А как ещё?

А. Тарасов

— Евангелие тоже все по-разному понимают.

О. Зайцева

— А мне кажется, дела.

А. Митрофанова

— «По плодам их узнаете их», но это, опять же, Евангелие.

А. Пичугин

— Я согласен с Ольгой, что дела, но дела ведь все по-разному понимают, что здесь христианского, что здесь во имя Божье, а что наоборот. Но все христиане, что бы они не делали, они стараются подвести именно под христианские основы, хотя иной раз это может со стороны казаться и быть абсолютно антихристианским.

А. Митрофанова

— Вот «по плодам их узнаете их», мне кажется, это хорошая тема, вот то, о чем Андрей сказал, что я понимаю, те задачи, которые я выполняю на работе, они очень и очень важные, и, казалось бы, можно даже воспринять как такую форму молитвы и служения другим, а почему тогда внутри у меня так тяжело и другим от меня достается? Андрей, спасибо тебе огромное за вот это вступление и первую часть нашего разговора, потому что он на самом деле важнейший. Видишь, мы снова и снова к этой теме возвращаемся, и вот это то, что называется «по плодам их узнаете их», то есть христианин, у которого совесть здорова, он в итоге сталкивается с тем, что, наверное, мне важно об этом задуматься, я что-то делаю не так.

А. Тарасов

— Тут слово «совесть» прозвучало, это ещё одно мерило, чтобы понять. Совесть-то обычно, если она не уснула, то она что-то говорит, подсказывает.

А. Митрофанова

— Да, она что-то будет тебе говорить на эту тему. И «по плодам их узнаете их», а как ещё, я не знаю. Другие заповеди — о почитании родителей, пятая заповедь, которую никто не отменял, какими бы родители ни были. «Не убивай» — безусловная заповедь, там нет никакой запятой, после которой написано «но» и дальше исключение. «Не прелюбодействуй» — то же самое, «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», не пиши доносов, «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его (то есть ни земли его, не посягай на чужую территорию), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего». Книга Исход, глава 20-я.

А. Пичугин

— Никто не отменял.

А. Митрофанова

— Никто не отменял, да. Вот мне кажется, что это важный такой базис, который и позволяет спустя долгое-долгое время человечеству произвести на свет такое удивительное чудо-Дитя, как Пресвятая Богородица, и отсюда появляется Рождество Христово, отсюда оно становится возможно. И Господь нам уже новые заповеди даёт, заповедь, например, о милосердии — вот, собственно, к чему я это всё и вела, что в Рождестве Христовом очень много милосердия к нам. К нам, если мы готовы, если мы всё-таки худо-бедно стараемся вот эти заповеди выполнять, то дальше Господь говорит: «Ребята, у меня для вас есть планка повыше, а давайте возлюбим друг друга, как себя, и давайте друг к другу будем так вот милосердны». И Рождество Христово — о милосердии, и святитель Николай — о милосердии, и святитель Спиридон — о милосердии. И в нашем мире, мне кажется, сейчас так много поводов для милосердия. Алексей, что скажешь? С чем ты вообще сегодня пришёл?

А. Пичугин

— Я вообще с другим пришёл.

А. Митрофанова

— Не с милосердием?

А. Пичугин

— Нет, я не с милосердием пришёл, кстати говоря. Наверное, тема милосердия тесно связана с тем, о чём я хотел поговорить, это вообще то, что наши постоянные слушатели часто в моих программах замечают — это история сохранения культурного наследия. В тяжёлые времена всегда про наследие забывают, если это, конечно, не парадные музеи, не какие-то дорогие залы, а вот когда это груды кирпичей, особенно где-то в чистом поле, то это оставляют когда-нибудь на потом, но обычно дело до этого не доходит, и всё гибнет. Вот у нас в самом начале года в Москве пройдёт форум, на который я очень хочу пойти, и даже, если будет возможность, то выступить, потому что эта тема меня беспокоит, наверное, уже четверть века, даже больше, форум называется «Хранители храмов России». В Общественной палате он пройдёт, его проводят наши друзья, фонд «Белый ирис», который занимается восстановлением, сохранением, консервацией в основном сельских разрушенных храмов, это та реальность, с которой мы все практически сталкиваемся, когда выезжаем за пределы больших городов. Если мы выезжаем за пределы Москвы, то сейчас, конечно, картинка гораздо более приятная глазу, там много своих проблем, но вот в 1999 году пересекаешь МКАД, и вокруг тебя выжженное поле руин полуразрушенных храмов. В 2024 году пересекаешь МКАД, и большинство из этих храмов уже побелённые, покрашенные, с золотящимися крестами, но вот этими ближними тремя-четырьмя десятками километров, конечно, ничего не ограничивается, и даже в Московской области погибают порядка двух сотен храмов, просто до которых никому нет дела, потому что они стоят в чистом поле, многие из них просто потому, что вокруг них вымершие сёла, потому что там никогда не будет прихода, и я в данном случае совершенно не оптимист. Вот к нам приходят оптимисты часто, и они говорят: «Мы сделаем это, это, это, восстановим храм, возродим жизнь...», я уже давно стал пессимистом по отношению к таким делам, я знаю, что ситуация в стране изменилась не вчера, не позавчера, не в 1991 году, а менялась она на протяжении XX века и деревню в нашу жизнь уже просто так не вернуть, и мы, когда выезжаем за пределы больших городов, то очень часто оказываемся в открытом космосе, особенно в Центральной России, потому что в каких-то более дальних регионах, в республиках, там всё-таки нет вот этого магнита, который всё стягивает, Москва всё в радиусе 300-400 километров к себе притягивает, и этот огромный исход у нас начался давно, а к концу 50-х годов у нас население города и население деревни сравнялись, хотя до этого ещё за десять-пятнадцать лет население сельское превышало городское в разы, и дальше это всё, вот как лавина, по нарастающей пошло, и сёла наши — это абсолютно экономически невыгодная история, они пустеют, у нас есть более благоприятные для земледелия места, менее благоприятные в Центральной России, я не беру в расчёт Кубань, не беру в расчёт Ростовскую область и всё вот туда, на юг, в Воронежскую область, а Центральная полоса — это зона рискованного земледелия, и совершенно другая ситуация была в стране, когда там процветала жизнь. Всего этого не вернуть, но есть наше наследие: там, посреди этих полей и деревень, растут храмы, они стоят под дождём, под снегом, каждый год они чего-то недосчитываются, понятно, что приходов там, скорее всего, не будет, хотя я думаю, что вот на этом форуме — очень важный форум, я думаю, что люди, которые там будут выступать, они будут говорить о другом — о том, что у нас есть возможности возродить сельскую жизнь. Если бы кто-то мог предложить реальную программу какого-то возрождения среднерусского села, я думаю, что скорее всего за прошедшие тридцать лет он бы эту программу уже предложил, но, к сожалению, я пессимист. Может быть, конечно, что-то и произойдёт, но я в этом не уверен. Я так понимаю, вы меня смотрите, нам надо прерваться буквально на мгновение, да?

А. Митрофанова

— Еженедельный «Журнал» в эфире на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, напоминаю, сегодня в этой студии Андрей Тарасов — заместитель главного редактора Радио ВЕРА, Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома», я, Алла Митрофанова и Алексей Пичугин, который рассказывает нам о деятельности фонда «Белый ирис» и о действительно важном и сложном вопросе, который связан с восстановлением сельских храмов. «Белый ирис», насколько помню, даёт очень важные, ценные указания, как действовать небольшому количеству инициативных людей, которые хотят восстановить храм в селе, где, может быть, даже не постоянно живут, а вот, например, это дачный какой-то их посёлок.

А. Пичугин

— Вот я как раз к этому и веду, это очень классная история, к ним можно зайти на сайт и увидеть, что можно стать хранителем храма. «Иван Иванов поддерживает храм в селе Петровское», и это не значит, что сам Иван Иванов из своего кармана ежемесячно на нужды храма что-то там отправляет. Это значит, что Иван Иванов может аккумулировать вокруг себя какое-то сообщество людей заинтересованных. Вот как у нас Анор Тукаева, которая к нам частенько приходит и рассказывает про проекты «Крохино́». Изначально это была идея самой девушки Анор Тукаевой, которая заинтересовалась храмом в посаде Крохино, приехала туда, посмотрела, у неё заболело сердце, душа, и она после этого стала приезжать сначала с небольшой группой друзей-единомышленников, потом это всё превратилось в огромный-огромный кластер «Крохино», куда приезжают люди, вот они уже и музей в Белозерске открывают, они издают календари, открытки, замечательная полиграфия, храм уже этот совсем не из воды торчит, а он на укреплённом острове стоит. Но «Крохино» — это удивительная история спасения храма, стоящего посреди воды, у нас таких историй мало, а вот десятки и сотни храмов, мимо которых люди проезжают мимо, иногда делают красивые фоточки и едут дальше, явно совершенно там не будет проходить постоянных богослужений, хорошо, если раз в год туда приедет священник, совершит литургию или хотя бы молебен послужит. Но это наше наследие, это история, эти храмы — это памятник тем людям, которые здесь когда-то жили, это памятник нашим с вами предкам, у нас с вами у всех всё равно есть какие-то деревенские корни, это памятник фактически тем, кто здесь жил до нас. Мы едем от одного населённого пункта к другому населённому пункту, от одного села, от одной деревни до другой через вот такие перелески, а что такое перелески: вот лес-лес-лес, лес кончился, а дальше какое-то полузарастающее пространство небольшое, это значит, что здесь когда-то были поля, которые ещё тридцать-сорок лет назад распахивались, это значит, что вдоль дорог когда-то стояли деревни, но только их уже здесь нет, и следа от них практически никакого не осталось. И вот эти руины, которые то здесь, то там попадаются — это памятник тем людям, которые здесь веками жили, которые здесь похоронены, от их кладбищ уже ничего не остаётся. Я думаю, что большинство из нас, наверное, не хотели бы, чтобы их могилы когда-нибудь заросли бурьяном, потом провалились окончательно, и туда никто бы никогда не приходил. Ведь можно человека закопать, заровнять просто эту землю, не оставляя никакого холмика, и забыть, но для чего-то же мы оставляем после себя надгробия, кресты, для чего-то же мы хотим, чтобы на наши могилы приходили. И вот этих кладбищ уже тоже нет. Я когда-то в Суздальском Ополье по полузаброшенной дороге приехал к огромному двухэтажному каменному храму, который стоит абсолютно посреди чистого поля. Там когда-то было огромное-огромное село, и вот кто-то, не знаю уж кто, я так и не выяснил, поставил в память об этом селе возле этого храма красивую табличку, в которой был нарисован порядок домов, и каждый дом был подписан фамилией того человека, той семьи, которая когда-то здесь жила. А рядом уже, это единственное место, куда приезжают всё-таки там, в Суздальском Ополье — кладбища сохраняются, и то не везде, сельский погост, ни деревни, ничего, распаханное поле, храм-погост, где вот я нашёл кресты с фамилиями, именами всё тех же людей, которые на этой табличке. И вот это единственный памятник тому, что здесь жили люди, что они оставили после себя след, что это очень важно, потому что если мы это забудем окончательно, то нас уже с этим пространством ничего связывать никогда не будет. Мы оттуда ушли, жизнь оттуда практически ушла, но что-то должно остаться. Я вот думаю, что только какая-то программа сохранения, консервации, пускай даже в таком состоянии, в котором они сейчас есть, будет работать.

А. Митрофанова

— Кто знает, как будет потом, между прочим. Понимаешь, жизнь может настолько перезапуститься, мы сейчас с такой уверенностью говорим, что — «ну вот, конечно, никогда больше люди не вернутся на землю» — откуда мы знаем? И не такое бывает в человеческой истории.

А. Пичугин

— Всякое случается, естественно, и мы идем через череду кризисов, кто знает, какой кризис нас может вернуть на землю.

А. Митрофанова

— Расскажи про «Белый ирис», как присоединиться к этому движению, как стать частью, может быть, общины, занимающейся консервацией ближайшего храма и так далее. Где эту информацию искать?

А. Пичугин

— Да, спасибо. Я могу сказать, что есть сайт nasledie-iris.org и там вся информация, там фотографии храмов, там сборы, там про людей написано, которые помогают храмам, где есть приход, где нет прихода, где, скорее всего, никогда прихода не будет, но это что касается сайта и что касается контактов. А форум, куда тоже можно прийти, если вы вдруг будете в Москве или вы живете в Москве, я еще раз напомню, что он пройдет 16-18 января в Москве в Общественной палате, и для того, чтобы на этот форум попасть, нужно зарегистрироваться. Вы можете в поисковике набрать «II Всероссийский форум «Хранители храмов России», и вы попадете на страничку, сейчас просто дольше диктовать, как звучит этот адрес в интернете, он сложный: fond-sokhraneniya-kulturn.timepad.ru. Проще набрать «II Всероссийский форум «Хранители храмов России», зарегистрироваться по этой ссылке, прийти, послушать доклады, может быть, выступить с каким-то соображением. Может, вы сейчас слушаете нас, и у вас есть стопроцентное мнение, как можно помочь этим бедным храмам. Я уверен, не только у нас за них болит душа, и самое главное, что — у нас, у меня-то она просто болит, но я ничего не делаю...

А. Митрофанова

— Не прибедняйся, ничего он не делает!

А. Пичугин

— Я ничего не делаю. А люди, которые этим реально занимаются и это дело их жизни, вот можно на них посмотреть и, наверное, вдохновиться.

А. Митрофанова

— Спасибо тебе. Вот, кстати, про людей, у которых болит душа, я-то тоже пришла с такой историей. Я почему и размышляла сегодня и про заповеди, и про святителя Николая, и про святителя Спиридона, и про их милосердие, когда задумывалась: а вот такие люди, перевелись ли они, «богатыри — не мы»? И понимала, что у меня перед глазами немало примеров людей, которые идут тем же путем, что и в своем милосердии шел, например, святитель Николай. Вот, скажем, Алексей рассказывал про фонд «Белый ирис», а мне бы хотелось рассказать про фонд «Важные люди», потому что очень хорошо знаю историю его создания. Удивительная молодая женщина, очень красивая, жила себе в Голландии, она русская, замужем за голландцем, двое деток, все хорошо, дом — полная чаша, и вдруг она узнает историю мальчика, который живет в России, из семьи священника, и это семья, которую, возможно, помнят слушатели Радио ВЕРА, эти удивительные люди, они бывают здесь у нас в эфире, это мальчик Андриан Полещук и его родители — священник Дмитрий и его супруга Екатерина. Он четвертый ребенок в семье, и он рождается с диагнозом «спинальная мышечная атрофия». На тот момент еще пока никакого фонда «Круг добра», который занимается обеспечением детей самым дорогим в мире лекарством, по меркам того времени, никакого такого фонда еще нет, и приходится волонтерам искать способы, как найти вот эти десятки миллионов рублей, это космическая, астрономическая просто сумма, чтобы этому мальчику помочь. Я помню, тогда группа волонтеров как-то вокруг Андриана образовалась, и среди них была Анастасия Байкина, вот эта удивительная девушка, которая, чтобы быть поближе к сбору и к семье Андриана, чтобы эффективнее помогать, она переехала в Россию, и супруг ее в этом поддержал. Он остался в Голландии, она переехала в Россию, они стали ездить друг к другу, и в итоге она как раз организовала фонд. После того, как Андриану эти деньги чудом и колоссальным усилием этих добрых неравнодушных сердец собрали, и Андриану вовремя ввели это лекарство, Анастасия сказала, что — слушайте, у нас ведь образовалась целая команда, давайте организуем фонд. И они организовали фонд «Важные люди» и помогали деткам со спинальной мышечной атрофией. Когда появился фонд «Круг добра», фонд «Важные люди» перестроился на помощь гораздо более широкую деткам с проблемами опорно-двигательного аппарата, они существуют уже, по-моему, лет пять, фонд «Важные люди» работает очень эффективно, и снискал замечательную репутацию среди коллег. И, собственно, я попечитель этого фонда, что уж там скрываться, скажу открытым текстом, очень много знаю о его работе, и для меня это пример того, как люди продолжают делать добрые дела в наше сложное и непростое время, когда совсем уже изменились реалии, это не времена святителя Николая, но задачи-то перед нами Господь ставит те же. Вот Он говорит: «Придите, благословенные отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне». Вот, пожалуйста, это разные типы служения, которые перечисляет Господь, и получается, что, помогая тем, кто в темнице, тем, кто наг, тем, кто болен, голоден или жаждет, мы помогаем Самому Христу. И для меня пример вот этого фонда, как и многих других фондов, это удивительный пример того, как люди идут вот этим самым путем. Конечно, мне бы хотелось сегодня, коллеги, если позволите, попросить за одну девочку, подопечную фонда «Важные люди», это Иванна Белокобыльская, ребенок удивительной красоты, с болезнью опорно-двигательного аппарата, ей очень-очень нужна кресло-коляска для детей с детским церебральным параличом. Коляска называется HOGGI BINGO Evolution и на сайте фонда «Важные люди» fond-vl.ru, там номером один вы увидите сбор для Иванны. Я вообще удивляюсь, мы, по-моему, больше полугода этот сбор не можем закрыть, там нужно сейчас 95 тысяч рублей собрать.

А. Пичугин

— Это та сумма, которая достаточно быстро обычно собирается.

А. Митрофанова

— Ну вот, понимаешь, висит и висит этот сбор, и почему-то какого-то последнего рывка не хватает, как будто бы Господь от нас ждет какого-то еще одного вот этого сердечного усилия для Иванны. Дорогие, кто может, я прошу, давайте мы объединим усилия и Иванне поможем. И есть короткий номер для смс, между прочим: 3434, на него можно отправить смс со словом «важные» и через пробел ввести любую сумму пожертвования. 3434 — это короткий номер для смс, и в содержании сообщения пишем слово «важные» и через пробел любую сумму. Либо еще больше способов помочь Иванне Белокобыльской на сайте fond-vl.ru, сайт фонда «Важные люди». Уф, кажется, я уложилась во времени. Ну вот давайте мы попробуем помочь малышке, так хочется!

О. Зайцева

— Алла, вы упоминали эти точки к Рождеству, вот финишная прямая на рождественское чудо, мне кажется, оно обязательно случится.

А. Митрофанова

— Для меня это событие и это действие, оно именно про Рождество Христово, это ступенька к расширению своего сердца. Андрей, что думаешь?

А. Тарасов

— Думаю, надо расширяться. (смеются)

О. Зайцев

— Страшная фраза.

А. Митрофанова

— Расширяться в контексте того, о чем Андрей нам сказал в начале, не в плане многозадачности расширяться, а в плане...

А. Тарасов

— Разумеется, расширять сердце.

О. Зайцева

— А вы знаете, у меня всегда в эти дни почему-то в голове строчки Евтушенко, и мне кажется, очень здорово и неслучайно они оказались озвученными в виде песни в фильме «Ирония судьбы», вот это вот: «О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ». Я так люблю именно эту фразу из стихотворения, мне кажется, она оживает именно в Рождество, в это время. Это как раз к тому, что и вы, Андрей, говорили про работу, про приоритеты, про то, чтобы понять, что важно, где остаться, как это всё распределить.

А. Митрофанова

— Вообще, Андрей нам такую магистральную тему задал. У меня нет ответа на этот вопрос...

А. Тарасов

— Что интересно, и священники разные, с которыми я общался на эту тему, все по-разному говорят.

А. Митрофанова

— Видишь, на ощупь. Помнишь, как за одежду Христа уцепиться хотя бы, вот на ощупь и уцепившись за Христа. Помогай тебе Господь.

А. Тарасов

— Спасибо, и всем нам.

А. Митрофанова

— Андрей Тарасов — заместитель главного редактора Радио ВЕРА, Ольга Зайцева — руководитель проекта «Академия журнала «Фома», Алексей Пичугин, я, Алла Митрофанова, вот такой у нас сегодня получился Радиожурнал. Друзья, ну мы искренне с вами делились всем, что у нас болит. «У кого чего болит, тот о том и говорит», помните такую поговорку? Спасибо вам большое.

О. Зайцева

— Но мы не ныли, это хорошо. (смеется)

А. Митрофанова

— Конечно, нет. Еще и вдохновить старались. Благодарим вас за внимание и до встречи в эфире.

А. Тарасов

— Спасибо. Всего доброго.

О. Зайцева

— Спасибо, до свидания.


Все выпуски программы Журнал

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем