
Апостол Павел
Еф., 224 зач., IV, 1-6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как преодолеть ощущение одиночества, покинутости и отчуждённости от людей и от мира? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел делает особый акцент на теме единства. Всех верующих во Христа он призывает «сохранять единство духа в союзе мира». Это очень примечательный момент. Оказывается, не только от Бога зависит единство христиан. Не только от того, что Сам Спаситель основал Церковь и послал Своим ученикам Святого Духа, благодаря которому церковная общность существует уже более двух тысяч лет. Наше единство напрямую зависит от каждого из нас.
Напоминание апостола весьма актуально. Ведь одно из главных последствий грехопадения — это раздробленность. Первое, что произошло с прародителями после нарушения заповеди — взаимоотчуждение. Они осознали, что они нагие. То есть увидели друг в друге посторонних и закрылись одеждой. Точно так они начали прятаться и от Бога. Перед Его лицом они ощущали себя словно голыми. Стыд жёг их совесть. Точно так Каин убивает Авеля, отъединяется от своих родственников и убегает в другую страну, которая в Священном Писании называется земля Нод, то есть земля странствований, скитаний, отчуждения. Точно так он строит первый город, отгораживаясь от окружающего мира, который теперь воспринимает как враждебный. И так далее. Чем дальше развивалась история человечества, тем сильнее проявлялась рассеянность и раздробленность.
В наше время эта отчуждённость ощущается как нельзя более сильно. Вроде бы созданы все необходимые условия для того, чтобы покончить с обособленностью. Телефонная связь на высоте. Однако парадоксальным образом порой это только подчёркивает наше одиночество. Раньше я хотя бы мог жить мыслями о встрече с теми, кто мне дорог. Надеяться, что, увидев их, я изолью свою душу. Я мог с нетерпением ждать весточки от них. А теперь меня лишили и этой иллюзии. Ведь лёгкий и быстрый доступ ко всякому человеку во всяком месте показывает, что я не умею держать себя открытым. Меня не хватает надолго. Чем дольше человек на виду, тем быстрее он начинает меня утомлять. Со временем моё общение с близкими становится очень поверхностным.
Так работает грех. Он заставляет меня зацикливаться на себе. Он побуждает меня раздражаться по всякому пустяку на окружающих. Закрываться от самых родных. Думать, что никто меня не понимает, на самом деле никогда не понимал и не поймёт. Ведь я — это особый случай. Я не такой, как все. Это состояние внутренней изоляции — предвестник духовной смерти. Мы можем быть окружены людьми, находиться в шумной компании, участвовать в масштабных публичных проектах, но ощущать себя оторванными от этой жизни. Подобно Каину, мы начинаем воспринимать этот мир как опасное, враждебное место. Во всём и во всех видеть подвох и угрозу.
Сегодня апостол Павел намекает, что, если мы не увидим этот свой недуг и не будем делать осознанных шагов, чтобы его преодолеть, даже Божия благодать, которую нам подаёт Господь, не в силах будет в конечном счёте помочь. Священное Писание и церковная традиция подсказывают, какие это шаги. Я должен ежедневно понуждать себя исполнять заповеди Евангелия. Стараться ради Христа послужить окружающим людям. Быть готовым каждого, кто обращается ко мне, встретить открытым сердцем, по силам стремиться принести ему пользу. На пути к этой цели мне нужна поддержка. Должны быть единомышленники. Опытные товарищи, которым я могу открыться, излить свою душу. Поделиться с ними своими сомнениями, спросить совета. Хорошо, когда таким спутником становится духовно опытный человек. Союз таких людей, которые живо общаются друг с другом на духовные темы, делятся друг с другом опытом воплощения в своей жизни заповедей Евангелия, и есть община. Наконец, вместе с этими людьми мне необходимо приступать к церковным таинствам. Ведь именно в них Бог подаёт нам свой Дух. Этот Дух заполняет ту форму, которую мы приготовили для Него своими трудами. В ответ на наше усердие этот Дух выводит нас на свет, возвращает нас из нашего внутреннего изгнания, показывает, что мир не враждебное место, и сообщает нам подлинное единство.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 декабря. О поучениях святого Порфирия Кавсокаливита

Сегодня 2 декабря. День памяти преподобного Порфирия Кавсокаливита, жившего в двадцатом веке.
О поучениях святого Порфирия — протоиерей Владимир Быстрый.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит оставил богатое наследие духовных наставлений, многие из которых были собраны и опубликованы его учеником, архимандритом Ефремом. И вот поучение из его произведений.
О любви к Богу преподобный Порфирий пишет: «Мы любим Господа, потому что Он любит нас. Его бесконечная любовь к нам заставляет наши души воспламеняться божественным огнём».
Действительно, в сердцевине христианского мировоззрения лежит не человеческое стремление, а божественное откровение. И преподобный указывает на эту тайну, говоря, что мы любим Господа не по собственному произволению, но потому, что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь — это всегда ответ, отзвук в душе на бесконечную любовь, которая излилась на нас от Творца.
Она подобна тихому ручью, который начинает журчать, согретый лучами солнца, не создаёт своего тепла, но лишь отражает свет, дарованный ему свыше. Эта божественная любовь не есть нечто отвлечённое. Апостол Иоанн провозглашает её сущностью самого Бога, говоря: «Бог есть любовь». И эта любовь была явлена миру в действии столь великом, что навсегда изменила отношение между Творцом и творением. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О духовном смысле праздника Собора новомучеников и исповедников Крымской митрополии

Сегодня 2 декабря. Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии.
О духовном смысле праздника — протоиерей Владимир Кашлюк.
Собор новомучеников и исповедников Крымской митрополии — это особое торжество в жизни Православной Церкви Благословенной Тавриды, посвящённое прославлению тех, кто пострадал за веру в Крыму в XX веке.
Это прежде всего священнослужители, монашествующие и миряне, которые в годы гонений на Церковь не отреклись от Христа, претерпели мучения, тюрьмы, ссылки, а многие и приняли мученическую смерть. Их исповедничество — это свидетельство непоколебимой веры и стойкости.
Крым имеет свою уникальную историю, и именно здесь многие верующие столкнулись с жестокими преследованиями. Поэтому Собор святых объединяет память о подвигах тех, кто жил и служил на этой земле, а также отдаёт дань уважения и памяти тем, кто своей жизнью и смертью явил примеры христианской любви и верности. Их подвиг напоминает нам о ценности веры и о том, что даже в самые тяжелые времена можно остаться верным и преданным Богу. Этот Собор — живое свидетельство того, что вера в Бога неистребима, и что подвиг исповедников и мучеников продолжает жить в памяти Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 декабря. О почитании и истории Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение»

Сегодня 2 декабря. День памяти Иконы Божией Матери «В скорбях и печалях Утешение».
О почитании и истории иконы — протоиерей Илья Кочуров.
Множество из этих икон являются чудотворными и почитаемыми. Связано это с тем, что Пресвятая Богородица является Ходатаицей за род христианский. И Она, незримо нам помогая, зримым образом присутствует для нас в этих образах. Мы как бы можем взирать на пречистый лик Пресвятой Богородицы.
Икона «В скорбях и печалях Утешение» ведёт свою историю со Святой горы Афон. Она была келейной иконой первого настоятеля и создателя русского Андреевского скита, иеросхимонаха Виссариона.
В Россию эта икона попала благодаря тому, что иеромонах Паисий отправился для сбора средств и, приехав в город Вятку, отправился в небольшой уездный городок Слободской. И там, в Христорождественском женском монастыре, произошло первое чудо. Ну, по крайней мере, первое чудо, зафиксированное. Исцеление 18-летнего сына одного из местных священников.
Известно, что от этой иконы происходило очень большое количество исцелений. И в связи с этим почитание её распространилось, ну, наверное, на всю территорию России. И мы можем видеть литографии XIX, конца XIX, начала XX века и списки этой иконы. Таким образом, мы видим, что Пресвятая Богородица даже через, казалось бы, незначительные маленькие образы, которые стояли где-то в келье чьей-то, Пресвятая Богородица всё равно показывает нам Свою милость, Свою защиту, Свою помощь. А мы, конечно, будем прибегать к ней всегда с упованием и надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема











