Общественная жизнь постоянно приносит новые скандалы. Борцы против жуликов сами оказываются нечисты на руку. У обличителей стяжательства обнаруживаются немалые кубышки. Дело обычное - каждый требует от своего соседа честности, никто не собирается быть честным сам.
Это не особенность нашей страны или текущего момента - это особенность падшего человеческого рода.
Но в чем корень проблемы? Все согласны, что жить в окружении безнравственных людей плохо. Люди горько жалуются на окружающую их неправду и беззаконие, черствость и пренебрежение обязанностями. Но те же люди считают, что вот лично для них бывает выгодно, полезно, приятно и даже необходимо быть безнравственными.
Ужасно, когда другие люди пускаются в неправедные прибытки. Но вот когда такая возможность появляется у меня... Только кура-дура от себя гребет, правда?
Так возникает противоречие — как члены общества мы заинтересованы в честности, доверии, взаимопомощи; как индивидуумы, отстаивающие свои личные интересы, мы совсем не заинтересованы в том, чтобы обуздывать свои аппетиты ради общего блага. Или все-таки заинтересованы?
Если все, что мы можем обрести в жизни — это удовольствия, власть, престиж, то никакой нашей личной заинтересованности в нравственном поведении нет — главное, только не попадаться.
Но если есть надежда — и твердая надежда — обрести счастье, которое превосходит всякое разумение, радость, которую нельзя купить ни за какие деньги, короче говоря, надежда войти в рай, то хранить заповеди и избегать греха — гораздо нужнее нам самим, чем нашим соседям.
Ставки слишком высоки — чудовищно глупо лишаться вечного спасения ради того, чтобы загрести какие-то деньги, которые мы все равно не возьмем с собой в могилу. Священное Писание предостерегает, что "ни воры, ни лихоимцы, ... ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1Кор.6:10)". Если мы с надеждой ожидаем жизни вечной и блаженной, то предостережение апостола заставляет нас содрогаться и избегать греха. Что может быть ужаснее, чем лишиться такой надежды?
Но там, где надежды нет, и терять нечего, там и мотива для праведной жизни не остается - "Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1Кор.15:32)". Остаются только бессмысленные взаимные нападки, когда каждый требует от соседа быть честным, но при этом не собирается быть честным сам.
И Церковь возвещает надежду. Мы призваны покаянием и верой во Христа унаследовать вечное Царство, обрести ни с чем не сравнимое, нетленное сокровище. И ради этого стоит избегать неправедного прибытка — это в наших же личных интересах.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»