Тёплым летним вечером прохожие на Рогожской улице останавливались возле ярко освященных окон дома с вывеской «Чайная», и с любопытством заглядывали внутрь. Вообще-то в любом другом месте мимо подобных заведений приличный человек постарался бы пройти побыстрее: обычная московская чайная девятнадцатого века, несмотря на своё вполне нейтральное название, практически не отличалась от трактира. Но здесь играла тихая музыка, люди за столиками спокойно беседовали, листали газеты и даже читали книги! По красивым фарфоровым чашкам разливали крепкий, душистый чай, и пили вприкуску с колотым сахаром и ароматной выпечкой.
Чайную «нового формата» открыл в Москве известный купец Павел Григорьевич Шелапутин. Уютное заведение с читальной комнатой, библиотекой и книжным магазином стало штаб-квартирой первого московского Общества трезвости. Сколько людей, заглянувших сюда однажды в надежде пропустить стаканчик-другой, попадали в неожиданную атмосферу, видели совсем иную жизнь, и постепенно бросали пить!
Сам Павел Григорьевич Шелапутин скромно называл это достижение всего лишь небольшим вкладом в дело просвещения народа. Учредитель одной из крупнейших в России Балашихинской мануфактуры, он владел огромным капиталом, но совершенно искренне считал, что не люди должны служить деньгам, а деньги – людям. Поэтому богатство своё использовал так, чтобы с его помощью делать что-то полезное и нужное для ближних.
Например, открывал школы, училища и гимназии. Всерьёз озабоченный проблемами народного просвещения, Павел Шелапутин не жалел средств на новые учебные заведения. Около двухсот тысяч рублей он отдал на строительство нескольких мужских и женских ремесленных училищ. А в одной из шелапутинских гимназий учился будущий автор «Тихого Дона» Михаил Шолохов.
Любопытно, что именно Павел Шелапутин стал основоположником такого образовательного направления, как «курсы повышения квалификации». Открытый по его инициативе и на его собственные средства Учительский институт «для выпускников университетов, духовных семинарий и прочих высших учебных заведений», ковал педагогические кадры для средней школы.
Большой интерес проявлял Павел Григорьевич и к медицине. Однажды во время путешествия на пароходе, на глаза купцу попался заплаканный юнга. Шелапутин участливо поинтересовался у молодого человека, в чём причина его слёз. Оказалось, что парень совсем не хотел быть матросом – он с детства мечтал стать врачом, но у бедных родителей не было денег на образование для сына. Павел Григорьевич взял его под свою опеку, оплатив обучение в одном из престижнейших медицинских вузов Европы. Так безвестный юнга стал знаменитым профессором Владимиром Снегирёвым, впервые применившим радий для лечения онкологических болезней. А в подмосковном Кунцеве купец построил бесплатную Покровскую лечебницу для бедных с богадельней и приютом для слепых.
Был Шелапутин неравнодушен и к прекрасному. Он входил в комитет по устройству московского Музея изящных искусств, ныне известного как Пушкинский, и приобрёл на собственные средства коллекцию античных экспонатов. Именно они составили основу знаменитого Греческого зала музея.
Ещё одной стороной многогранной натуры Павла Шелапутина была подлинная религиозность. Жертвовать на нужды Церкви было для него делом столь же важным, как строительство школ и больниц. Он состоял старостой сразу нескольких храмов: Архидиакона Стефана в Москве, Покрова Богородицы в своём имении в Филях, домовой гимназической церкви святителя Григория Богослова. В Ялте на свои средства он выстроил храм при Александровской гимназии.
Ни почестей, ни наград за свои благие поступки Павел Григорьевич не требовал и не думал о них. Лучшей наградой для Шелапутина было осознание, что его деньги приносят живые плоды, помогая людям.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»